К ВОПРОСУ О ЛОКАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В БОРЬБЕ САМБО

К ВОПРОСУ О ЛОКАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В БОРЬБЕ САМБО

Кряклин А.Л. , Кулик Н.Г.,
кафедра борьбы

С локальной выносливостью сталкиваются спортсмены различных видов спорта. Определенная специфика технических действий любого вида спорта выявляет основные группы мышц, которые непосредственно участвуют в данном упражнении, выполняют наибольший объем напряженной работы и от выносливости которых зависит результативность спортсменов. Например: у бегунов - это мышцы пояса нижних конечностей, у пловцов - мышцы пояса верхних конечностей, у гребцов - мышцы спины.

В научной литературе сложились определенные взгляды на воспитание локальной выносливости, которые нашли свое отражение в пособиях, статьях, методических материалах. Были рассмотрены физиологические и педагогические аспекты повышения выносливости отдельных групп мышц у спортсменов различных специализаций, пути использования избирательно направленных мышечных нагрузок локального характера. Затронуты вопросы лимитирующих факторов функциональных возможностей мышц, средств и методов воздействия с формированием рациональной техники. Наиболее полно эти вопросы освещены в работах (Кузнецова А.И., Свищева И. Д., Мякинченко Е. Б.)

Многие специалисты занимались проблемами как и общей, так и специальной выносливости в спортивной борьбе, и несмотря на это, некоторые вопросы в этой области остались слабо изученными, а именно вопросы воспитания локальной выносливости.

Технический арсенал в борьбе самбо очень велик и разнообразен. При выполнении технических действий: бросков, болевых приемов, удержаний ; важную роль играет захват. Если разделить выполнение броска по фазам / захват, подворот, подбив, сброс / мы увидим, что первым звеном в этой последовательности будет захват. Захваты производятся кистью и реже предплечьем, основная нагрузка ложится на мышцы предплечья. Сама кисть представляет собой уникальный, созданный природой "инструмент", позволяющий человеку производить сложные, порой филигранно тонкие, операции.

Способы выполнения захвата во многом определяют отличительные особенности борьбы в одежде от других видов борьбы. В борьбе самбо захват берется за "одежду"; отворот куртки, за рукава куртки, за пояс, за шиворот куртки и т. д. Разнообразие захватов очень велико.

Специфика борьбы в одежде предъявляет повышенные требования к уровню локальной выносливости мышечных групп, обеспечивающих захват. В спортивных поединках борцов, в течении схватки на кисть ложится очень большой объем работы и зачастую лимитирующими факторами высокой работоспособности борца является недостаточный уровень тренированности мышечного аппарата кисти. Возникает утомление локального характера, которое не позволяет реализовать борцу все его потенциальные возможности.

Можно предположить, что целенаправленная тренировка мышечных групп, обеспечивающих кистевые захваты в борьбе в одежде позволит не только увеличить время эффективной локальной работы мышц, но и повысить мастерство и результативность борца.

Для проверки своей гипотезы был организован педагогический эксперимент и было организовано две группы: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальная группа тренировалась по специально разработанной методике, состоящей из нескольких комплексов:

1. Комплекс общефизических упражнений.

1. Подтягивание на отвороте куртки, максимальное количество раз (куртка висит на перекладине).

2. Лазание по канату без помощи ног, 3 раза (между попытками отдых 2-3 мин.)

3. Вис на перекладине с отягощением равным своему весу, максимальное время.

4. Лазание по шведской стенке без помощи ног (подняться и спуститься).

Упражнения выполняются по кругу, в конце тренировки.

2. Комплекс специальных упражнений.

1. Игровая схватка на сохранение статических положений, дается для того, чтобы борец мог, сохраняя определенное положение с наименьшей затратой силы, препятствовать проведению противником приемов.

Борец лежит на спине, руки в замке или держит за отворот куртки, пытаясь сохранить такое же положение, а противник должен сделать рычаг локтя, т.е. разорвать захват.

На это задание дается 1 мин., далее борцы меняются местами.

2. Тренировочная схватка, где происходит только борьба за захват, без проведения приемов. Задача борцов, защищаясь от проведения захватов противником, произвести свои эффективные надежные захваты.

Схватка длится 2 минуты.

3. Тренировочная схватка с заданием. Задача борцов заключается в следующем : борец должен взять захват и сразу же провести технические действия, пусть даже оно будет не оцениваемое. После чего провести следующую попытку, но не обязательно с таким же захватом.

( 3 схватки по 1 минуте ).

Комплекс упражнений применяется в основной части тренировки.

3. Комплекс игровых упражнений.

Для лучшего эффекта применения комплекса, игровые упражнения осуществлялись в виде турнира с выявлением сильнейшего в группе или с разделением на команды.

1. Командная игра " борьба за мяч " с набивным мячом ( 5 х 5 чел.).

Задача : из захвата отобрать мяч у соперника и перенести его за черту на свою сторону. Черта обозначается поясом или другими предметами ( играют до 5 мячей ).

2. Турнир по армрестлингу ( борьба на руках ) с выявлением сильнейшего на левую и правую руку в группе.

Комплекс используется в заключительной части тренировки.

4. Комплекс упражнений для самостоятельной индивидуальной тренировки вне борцовского зала ( дома ).

Борец должен поставить перед собой цель достичь максимума результатов в каждом упражнении.

1. Максимальное кол-во сжатия кистевого эспандера или теннисного мяча, поочередно левой и правой рукой ( эспандер или мяч иметь всегда при себе ).

Выполнять ежедневно, непрерывно, в свободное время.

2. Упражнения со стулом :

а). Поднимание за спинку стула двумя ( одной ) руками ( руки не сгибать ).

б). Поднимание за ножку стула одной ( двумя ) руками. Сначала из стойки, потом с колена ( максимальное кол-во раз ).

3. Отжимание на пальцах рук ( максимальное кол-во раз ).

4. Упражнения с гантелями :

а). "удары" руками с гантелями перед собой.

б). Жонглирование ; броски и ловля гантели за ручку без вращения ( выполняется "до отказа" пока не устанешь ).

5. Поднимание гири. Рывок каждой рукой ( гиря 16 кг.), ( максимальное кол-во раз ).

Упражнения 1-го комплекса применялись 2 раза в неделю (понедельник и среду ) в заключительной части тренировки.

Упражнения 2-го комплекса использовались в каждой тренировке, 3 раза в неделю ( понедельник, среда, пятница ) в основной части тренировки.

Упражнения 3-го комплекса применялись 1 раз в неделю ( в пятницу ) в основной части тренировки.

Упражнения 4-го комплекса использовались ежедневно, в свободное время.

Контрольная группа тренировалась по общепринятой стандартной методике.

О обеих группах в начале и в конце эксперимента измерялась с помощью кистевого динамометра максимальная сила правой и левой рук. Затем давалось задание определить статическую выносливость правой и левой кисти, удерживая усилие динамометра в параметрах 90, 80, 70, 60, 50, 40 % от максимальных возможностей кистей. Полученные результаты экспериментальной и контрольной групп фиксировались.

Исследования проходили в РГАФК, кафедра борьбы, зал № 27.

Контингент испытуемых - учебно-тренировочная группа 2 года обучения.

Продолжительность эксперимента - 3 месяца.

В конце эксперимента был определен уровень выносливости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

Таблица №1

Результаты педагогического эксперимента в экспериментальной группе

Параметры усилия (%)

До эксперимента

После эксперимента

Разница (сек)

Максималь-ная сила кисти (кг).

Предельное время поддержания усилия (сек).

Максималь-ная сила кисти (кг).

Предельное время поддержания усилия (сек).

левой

прав.

левой

прав.

левой

прав.

левой

прав.

л.

п.

90

33.9

34.5

6.7

7.8

35.8

37.1

8

9.5

1.3

1.7

80

33.9

34.5

12

13.5

35.8

37.1

12.8

14.7

0.8

1.2

70

33.9

34.5

16.8

19

35.8

37.1

19.2

21.6

2.4

2.6

60

33.9

34.5

23.7

26

35.8

37.1

26.7

30

3

4

50

33.9

34.5

31.5

36

35.8

37.1

36

40.9

4.5

4.9

40

33.9

34.5

48.7

60

35.8

37.1

56.7

66.6

8

6.6

Таблица №2

Результаты педагогического эксперимента в контрольной группе.

Параметры усилия (%)

До эксперимента

После эксперимента

Разница (сек)

Максимальная сила кисти (кг).

Предельное время поддержания усилия (сек).

Максимальная сила кисти (кг).

Предельное время поддержания усилия (сек).

 

левой

прав.

левой

прав.

левой

прав.

левой

прав.

л.

п.

90

34.2

31.6

5.4

5.9

34.4

33.5

5.7

6.5

0.3

0.6

80

34.2

31.6

11.1

12.8

34.4

33.5

11.8

13.7

0.7

0.9

70

34.2

31.6

16.3

18.3

34.4

33.5

17

19.4

0.7

1.1

60

34.2

31.6

23.2

23.8

34.4

33.5

23.9

25

0.7

1.2

50

34.2

31.6

31.3

34.3

34.4

33.5

31.9

35.8

0.6

1.5

40

34.2

31.6

47.9

57.7

34.4

33.5

49.6

60.5

1.3

2.8

Z - параметры усилия ( % )

Х - время поддержания усилия ( сек )

Рис. 1 Показатели локальной выносливости в экспериментальной группе.

Z - параметры усилия ( % )

Х - время поддержания усилия ( сек )

Рис. 2 Показатели локальной выносливости в контрольной группе

Из приведенных выше результатов (рисунок 1 и 2) видно, что у экспериментальной группы, которая занималась по предлагаемой методике, существует очевидная разница между исходными и итоговыми временными показателями поддержания статического усилия, нежели чем у группы, которая занималась по традиционной методике.

Так же из приведенных графиков можно выявить зависимость между параметрами усилия и временем поддержания статического усилия. В разных параметрах усилия мы наблюдаем различное время показателей локальной выносливости, чем больше усилие, тем быстрее приходит локальное утомление.

По аналогии можно предположить, что борец выполняя специфическую работу с захватом усилия около предельных своих возможностей обречен на очень быстрое утомление. Уменьшая параметры усилий захвата борец имеет возможность продлить время эффективной работоспособности. Очевидно, что предельные и около предельные усилия борец должен применять только в ситуациях, атакующего или защитного характера, в остальных ситуациях поединка, борец должен уметь варьировать параметры усилия.

Обработка результатов, полученных в начале и в конце педагогического эксперимента проводилась с помощью методов математической статистики, где рассчитывались:

_       1n
х = -------- хi ; -среднее арифметическое значение
        n i=1

di =xi - уi ; - разность связанных пар

            1n
Sd= --------- (di - d) ; - стандартное отклонение
          n i=1

           _
          d
t = ----------; t - критерий Стъюдента
        Sd/n

Для сравнения средних значений использовался t - критерий.

Т-критерий распределен по закону Стъюдента для связанных выборок. Особенность его в том, что гипотеза формулируется в отношении разностей d = xi - уi сопряженных пар наблюдения.

Сравнение значений Т- критерия Стъюдента идет с табличным значениями t -2.262 при уровне значимости = 0.05 и числу степеней свободы V= 9.

Была предложена гипотеза:

если t- критерий >t 0.005 то наблюдаемое различие статистически значимым на уровне значимости =0.05 между исходными и итоговыми данными в экспериментальной и контрольной группах, если t<t0.05 то различия нет или оно очень маленькое.

Таблица №3.

Показатели статистической достоверности в экспериментальной группе.

% от мах.

х1 ( сек )
исходный
результат.

у1 ( сек )
итоговый
результат.

d1=х1-у1
( сек )

Sd1 ( сек )

Значение
t-критерия

лев

прав

лев

прав

лев

прав

лев

прав

лев

прав

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

90

6.7

7.8

8

9.5

1.3

1.7

+1.07

+1.47

3.84

3.61

80

12

13.5

12.8

14.7

0.8

1.2

+1.48

+2.36

1.7

1.57

70

16.8

19

19.2

21.6

2.4

2.6

+2.1

+2.66

3.58

3.05

60

23.7

26

26.7

30

3

4

+3.06

+2.56

3.06

4.87

50

31.5

36

36

40.9

4.5

4.9

+2.93

+2.56

4.78

5.5

40

48.7

60

56.7

66.6

8

6.6

+5.09

+5.47

4.87

3.75

Таблица №4.

Показатели статистической достоверности в контрольной группе.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

90

5.4

5.9

5.7

6.5

0.5

0.8

+0.8

+1.1

2

2.245

80

11.1

12.8

11.8

13.7

0.7

0.9

+1.58

+1.38

1.7

2.04

70

16.3

18.3

17

19.4

0.7

0.9

+0.9

+1.15

2.41

2.43

60

23.2

23.8

23.9

25

0.7

1.2

+1.3

+2.47

1.7

1.51

50

31.3

34.3

31.9

35.6

0.6

1.5

+2.41

+2.1

0.77

2.33

40

47.9

57.7

49.6

60.5

1.7

2.8

+1.89

+2.26

2.53

2.2

Выводы.

1.При анализе полученных результатов в экспериментальной группе видно, что разница между исходными и конечными результатами имеет тенденцию роста в зависимости от параметра усилия.

2.При разных параметрах усилия мы наблюдаем различное время показателей локальной выносливости. В нашем эксперименте в экспериментальной группе время удержания усилия в параметре 90 % от макс. силы находилось диапазоне левой рукой ( 6.7 - 8 сек. ), правой ( 7.8 - 9.5 сек ). В параметре усилия 40 % от макс. силы временные показатели были в диапазоне левой рукой ( 48.7 - 56.7 сек ), правой ( 60 - 66.6 сек ).

3.Разница полученных результатов в экспериментальной группе статистически достоверна во всех параметрах усилий, В контрольной группе разница полученных результатов статистически не достоверна. Это характеризует то обстоятельство, что эта группа тренировалась по стандартной методике.

4.Локальная выносливость мышц предплечья играет огромную роль при выполнении специфической деятельности борцов самбистов.

Практические рекомендации.

Локальная выносливость мышц, обеспечивающих захват зависит от величины проявляемого усилия. Немаловажным фактором в борьбе с локальным утомлением является рациональное распределение сил в процессе мышечной деятельности.

Судя по всему, максимальное усилие должно проявляться только в нужный момент, тогда, когда борец совершает какое-либо техническое действие, "взрывается", в остальных ситуациях, борец должен уметь варьировать параметры усилия. Утомление локального характера приходит очень быстро, если спортсмен находится долго в одном захвате, поэтому рекомендуется постоянно менять захваты, как бы "играть" с соперником.

Повышение выносливости мышц предплечья - одна из главных задач, которая ставиться перед нами. Но мы не должны забывать и учить еще на начальном этапе подготовки спортсменов об экономизации мышечных усилий при выполнении захватов.

Комплексы специальных упражнений предназначены для воспитания локальной выносливости мышц пояса верхних конечностей и могут использоваться спортсменами различной квалификации.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кряклин, А.Л. К вопросу о локальной выносливости в борьбе самбо / Кряклин А.Л., Кулик Н.Г. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 75-83.