СПАРТИАНСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПАРТИАНСКИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Лубышев Е., кафедра
философии и социологии

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, одной из главных задач социальной интеграции и реабилитации детей-инвалидов является достижение ими по возможности наиболее высокого уровня социальной активности.

Ряд специалистов для решения этой задачи предлагают использовать такие новые формы культурно-спортивной работы с детьми, основанные на идеях нового гуманистического проекта "СпАрт", как Спартианские игры и подготовка к ним в Спартианском игровом клубе (Губарева Т.И., Столяров В.И., 1996; Столяров В.И. 1993, 1997).

Исходя из этого было предпринято исследование, цель которого состояла в том, чтобы выяснить возможность и разработать комплексную методику использования указанных средств для коррекции физических и социально-психологических дефектов (social-psychological -defects) личности ребенка, вызванных видимыми проявлениями легочных заболеваний, в частности, астмы, а также общей физической слабостью детей с ограниченными возможностями здоровья (children with limited health opportunities) (ОВЗ).

МЕТОДИКА

Объект исследования - 64 детей с ОВЗ в возрасте 7-11 лет, которые в течение трех месяцев находятся в социально-реабилитационном центре "Росинка" (г. Балашиха, Московская область).

Первоначально у детей были изучены: основные антропометрические показатели, общая выносливость, максимальная сила, силовая выносливость, скоростные качества, гибкость, равновесие, а также психические качества личности, такие как тревожность, подверженность депрессивным состояниям, самооценка, активность.

Анализ выявил существенные количественные и качественные различия по изучаемым показателям между детьми с ОВЗ и нормой, наличие весьма низкого уровня физической подготовленности детей с ОВЗ (только 4% детей соответствовали возрастной норме). Показатели психологического тестирования говорят о высокой тревожности, низкой самооценке и большей подверженности депрессивным состояниям детей с ОВЗ по отношению к норме (по данным Обуховой Н.В. 1995).

С учетом этих результатов была разработана комплексная методика (КМ) использования спартианских форм и методов работы в целях улучшения физического и психического состояния детей с ОВЗ. Эта методика включала в себя проведение Спартианских игр и подготовка к ним в Спартианском игровом клубе. Эта подготовка включала в себя физические нагрузки, направленные на развитие исследуемых качеств, творческие задания, социально-психологические тренинг, продуктивное межличностное общение, различные виды художественного творчества и т.д.

Экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из 34 детей с ОВЗ, занималась по разработанной (КМ) в течении трех месяцев. Дети контрольной группы (КГ), состоящей из 30 детей с ОВЗ, занимались по традиционной программе (ТП) для детских учреждений санаторного типа, включающей в себя весьма умеренную физическую нагрузку, направленную на поддержание тонуса.

Принципиальное отличие КМ от ТП - использование указанных спартианских средств и форм работы. Кроме этого их различие включало в себя: количество занятий в неделю (4 часа в неделю вместо 2); наличие творческих заданий; характер предметной деятельности (использование специально разработанного оборудования); включение в методику гимнастических упражнений, дающих возможность развития гибкости, равновесия и силовой выносливости; проведение занятий, посвященных развитию двигательного творчества и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как показало исследование, применение КМ оказывает положительное влияние на физическое состояние детей с ОВЗ и достоверно повышает показатели общей выносливости, максимальной силы, скоростных качеств. Достоверно изменились показатели гибкости и равновесия.

При проведении психологического тестирования выяснилось, что у детей существенно повысилась самооценка, снизилась общая тревожность и достоверно уменьшилась склонность к депрессии.

У испытуемых контрольной группы, занимавшихся по традиционной программе, также отмечались положительные изменения физического состояния, но достоверные различия обнаружены только для развития чувства равновесия. Относительно психического состояния достоверные изменения были обнаружены для показателя общей тревожности.

КМ по сравнению с ТМ позволяет повысить интерес к занятиям физкультурой и спортом, к художественному творчеству, сформировать ориентацию на самосовершенствование, духовно-нравственные ценности, повысить уровень общей культуры, культуры общения, развить творческие способности детей.

ОБЩИЙ ВЫВОД

Исследование показало, что разработанная нами КМ дает возможность более эффективно по сравнению с ТМ осуществлять коррекцию физического и психического состояний детей с ОВЗ, развивает из социальную активность, что позволяет более полно и эффективно решать задачи социальной интеграции и адаптации детей с ОВЗ.

Литература:

1. Столяров В.И., Решение проблемы социальной реабилитации инвалидов на основе проекта "СпАрт" // Сб. материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, т.1, Малаховка, 1993. с. 128-138.

2. Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга. //Спорт - Духовность - Культура, Выпуск 5. Проекты , программы, технологии (отечественный и зарубежный опыт) Часть 1, - Москва - Смоленск 1997. с. 9-127.

3. Губарева Т.И., Столяров В.И., Социально-педагогическое и оздоровительное воздействие Спартианских игр на инвалидов // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования: Сб. научн. тр. и проектных материалов. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1996. с. 351-360.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Москва, 1995. с. 265-271.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика ФК, № 5, 1994. с. 24-32.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лубышев, Е. Спартианские формы и методы работы как средство социальной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 84-86.