СОЦИАЛЬНОЕ И НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

СОЦИАЛЬНОЕ И НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

Лубышев И., кафедра
адаптивной физической культуры

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связанно с общей урбанизацией и индустриализацией жизни человечества, обусловил появление такой новой человековедческой дисциплины, как адаптивная физическая культура. Но в настоящее время сложилась такая ситуация, что на практике адаптивная физическая культура и адаптивный спорт существуют, но даже среди специалистов физической культуры и спорта, студентов, аспирантов академий и институтов физической культуры еще не создано научного представления, об этой специальности.

В этой связи целью моего доклада явилось обоснование научной и социальной значимости адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Только в последнее десятилетие российское общество обратило внимание на огромный социальный слой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Экологические катастрофы, войны, отягощенная наследственность, увечья, полученные на производстве и в быту увеличивают число инвалидов на 200 тысяч человек ежегодно. Для выработки оптимальных условий для жизнедеятельности, интеграции инвалидов в социум, их психофизиологической адаптации и была создана эта научная дисциплина.

Применительно к такой необычной категории занимающихся, организация работы с ними требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры. В этой связи специалистами разработан новый раздел теории физической культуры - "адаптивная физическая культура".

Адаптивная физическая культура - это отрасль физической культуры, изучающая влияние средств физвоспитания и спорта на способность организма лиц с ограниченными возможностями приспосабливаться к изменившимся условиям существования или функционирования.

Адаптивная физическая культура развивает двигательные и физические возможности, корректирует нарушения, поддерживает здоровье и продвигает инвалидов в другие слои населения средствами физической культуры. Основная задача состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физической культурой и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии, в формировании спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере.

Своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от такого вида физической культуры, как "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация", которые рассматривают в качестве главной цели восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.

В настоящее время можно сказать, что АФК приобрела статус учебной дисциплины, поскольку она отвечает следующим критериям Никсона (Nixon, 1967, p. 47):

1. Имеет свое четко очерченное предметное поле; ставит жизненно важные вопросы и рассматривает общепризнанно важные темы; имеет сформулированные цели.

2. Имеет большую историю и общественное признание, основанное на проверенном временем опыте.

3. Связанна корнями с определенными структурами, в том числе научными, и имеет свою концептуальную базу.

4. Учебная дисциплина представляет собой специфическую целостность.

5. Характеризуется процедурами и методами, на которые она опирается, и содержит определенный свод правил.

6. Имеет свою терминологию для осуществления внутри- и междисциплинарного общения.

В 1996 году в РГАФКе была создана кафедра адаптивной физической культуры. В группах первого и второго курса обучается по 20 студентов. Так как им по окончанию обучения предстоит работа с психофизически неустойчивым контингентом, система образования специалиста по адаптивной физической культуре включает целый блок психологических и медицинских дисциплин: "Психология болезни и инвалидности, "Нарушение психики развития детей и взрослых", "Основы психиатрии", "Специальная психология", "Общая патология", науки о наиболее общих патологических процессов, о тех главных чертах, которые лежат в основе любой болезни, независимо от вызвавшей ее причины. Она синтезирует в себе знания философии, современной теоретической и экспериментальной медицины, патологической физиологии, генетики, морфологии, биохимии, иммунологии и других наук.

Ознакомление с курсом общей патологии предполагает не механический перенос дисциплины, преподаваемой в медицинских вузах, а рассмотрение всех ее аспектов через призму особенностей адаптивной физической культуры, так как вуз готовит к профессиональной деятельности не врача, а педагога, способного найти физиологически и психологически оправданные пути и средства оптимизации развития психофизических возможностей человека-инвалида.

Все эти новые для физкультурного вуза дисциплины позволят подготовить специалиста с глубокими базисными знаниями по широкому спектру медицинских и психологических проблем, обладающего умениями и навыками, необходимыми в работе с различными категориями больных и инвалидов, сформировать представление биологического, социального и аномального в человеке, что позволит грамотно апеллировать к личности, не нанося ей ущерба, а наоборот, способствовать ее более гармоничному развитию, социализации и интеграции в обществе.

Хочется надеяться, что творческая реализация этих знаний в конкретной профессиональной деятельности будет мощным стимулом воздействия на природную, психическую, волевую, эмоциональную сферу инвалидов, формирования у них потребности в двигательной активности и освоении всей системы ценностей физической культуры.

Спортивное движение инвалидов представлено паролимпийским движением и программой Спешиал Олимпикс". В параолимпийском движении участвуют спортсмены-инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения. Параолимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия во всех крупных международных соревнованиях, а главное уровня спортивного мастерства не ниже I-II взрослых разрядов. По сути дела, параолимпийские игры представляют собой олимпийские игры, но только для инвалидов, т.е. требуют использования всех резервных возможностей организма как в период соревнований, так и в период тренировок.

Спортсмены-инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в параолимпийских играх не так давно. Для инвалидов с умственной отсталостью главными спортивными мероприятием являются игры " Спешиал олимпикс". Эта программа представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого участника. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня психической и тактической подготовленности, существует также раздел "Моторная активность", позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидам с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

Спортсмен-инвалид в течение года может участвовать в целом ряде соревнований различного уровня. Их количество и определяет динамику тренировочного процесса.

Именно существование спортивных клубов для инвалидов и увеличение их численности, особенно по принципу их распределения по месту жительства занимающихся, позволяет решить наиболее важную задачу повышения массовости физкультурно-спортивного движения и создания условий социальной реабилитации инвалидов различных категорий.

В 1996 году на базе Российской государственной академии физической культуры был создан спортивный семейный клуб инвалидов под названием "Валид", что в переводе на русский язык означает "Имеющий силу". В клубе занимается свыше 120 инвалидов и членов их семей. Основной задачей клуба, не имеющего пока аналогов в России, является организация социальной адаптации и реабилитации инвалидов различных патологий, проживающих в семьях, и их интеграции в общество через участие в физкультурно-спортивном движении. Клуб создан с целью объединения инвалидов различных категорий для создания условий совместных занятий, творчества, общения и отдыха.

Однако все инвалиды, начинающие заниматься в клубе; сначала должны пройти подготовку в группах здоровья по коррекционно-реабилитационной программе. Это обязательное условие позволяет адаптировать организм к последующим нагрузкам и создать основу для формирования спортивных двигательных навыков.

Занятия в спортивной секции предполагают систематическую спортивную тренировку в конкретном виде спорта, а также последующее участие в соревнованиях. Они проводятся тренером по виду спорта в специально организованных залах или спортсооружениях, с использованием спортивного инвентаря и оборудования. Все занятия в нашем клубе проводят студенты, поэтому у каждого занимающегося есть свой персональный тренер, что позволяет достигнуть большего тренировочного и социально адаптирующего эффекта. Спортивная работа с инвалидами для студентов дело добровольное, но они с удовольствием его выполняют.

Клуб регулярно проводит спортивные праздники и соревнования, в которых участвуют члены клуба и студенты, соревнования проводятся по программе Спешиал олимпикс "Юнифайт", т.е. в состязании на равных борются студенты и инвалиды.

Первые результаты работы клуба уже есть - это дети, которые, придя к нам, не могли даже разговаривать, сейчас уже говорят и активно участвуют в жизни клуба. Это дети, которые выигрывают чемпионаты Москвы и Московской области в различных видах спорта. В целом, можно сказать, что наша специализация за свою недолгую двухлетнюю историю кое-что уже сделала, но хочется надеяться, что это только начало.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лубышев, И. Социальное и научное становление специальности "адаптивная физическая культура" // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 87-90.