ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЗЮДОИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЗЮДОИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лысая О.Б., судентка 4 курса,
Дмитриев Р.М., кафедра спортивных единоборств

Ключевые слова: мотив, мотивация, психорегуляция, десенсибилизация, специальная выносливость, страховка, самостраховка, метод моделирования.

Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена, не только ведет его к поставленной цели, но и влияет на характер всех процессов спортивной деятельности. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат. Достижения поставленной цели можно ожидать лишь от спортсмена, мотивированного определенным образом и обладающего максимальной выраженностью этой мотивации. Не меньшее значение имеет и то, что не зная особенностей мотивации конкретного спортсмена, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких результатов.

Цель исследования заключается в совершенствовании подготовки дзюдоистов путем формирования мотивации.

Предметом исследования стала методика тренировочных занятий экспериментальной группы дзюдоистов 1 разряда и КМС в возрасте от 17 лет до 21 года.

Постановка проблемы. В существующей научно-методической литературе раздел по повышению и формированию мотивации достижения спортивного результата либо отсутствует вообще, либо его содержание не учитывает влияние каких - либо факторов на формирование личной мотивации.

Пути решения проблемы заключаются в разработке методики тренировочных занятий для индивидуальной работы, учитывая влияние каких-либо факторов на формирование личной мотивации достижения спортивного результата.

Новизна исследования заключается в том, что в плане тренировок помимо основных показателей (объем, интенсивность, средства востановления), учитывалась индивидуальная мотивация спортсмена и снижалась отрицательное влияние того или иного фактора.

Педагогический эксперимент.

Этот метод исследования включает в себя 4 этапа.

На первом этапе исследования, в 1996 году, за 1 месяц до соревнований Чемпионата Москвы были отобраны 15 дзюдоистов. Им была предложена составленная анкета, состоящая из 9-и групп факторов, с заданием: "Разложить все группы Факторов по степени важности". По полученным данным опроса определились 4 ведущих группы факторов. Из общего количества опрашиваемых выделились те, у которых была ярко выражена зависимость от какого-либо из этих факторов. Таким образом, экспериментальную группу составили 4 подгруппы:

  1. 20 % испытуемых с преобладанием фактора общего самочувствия. - 3 чел.
  2. 26.6 % испытуемых с преобладанием психогенного фактора - 4 чел.
  3. 20 % испытуемых с преобладанием фактора специальной подготовленности единоборца - 3 чел.
  4. 5 % испытуемых с преобладанием фактора, характеризующего противника - 1 чел.

На втором этапе исследования была подобрана контрольная группа по количеству равная экспериментальной. И на Чемпионате Москвы 1996 г. были зарегистрированы результаты выступлений обеих групп.

На третьем этапе исследования, опираясь на данные, полученные при опросе, была разработана методика тренировочных занятий, по которой экспериментальная группа тренировалась до следующего Чемпионата Москвы 1997 г. Контрольная группа тренировалась по поурочному плану СПС программы для Академии Физической Культуры. Результаты контрольной и экспериментальной групп также фиксировались.

На четвертом этапе исследования выступления контрольной и экспериментальной групп сравнивались и делались выводы.

Методика.

Недельный цикл тренировок состоял из 6-ти тренировочных дней. 3 дня вся группа в количестве 11 человек тренировалась по поурочному плану СПС (спортивно-педагогическое совершенствование) программы для Академии Физической Культуры. Другие 3 дня 4 группы тренировались по своим занятиям.

1 группа. Преобладание фактора общего самочувствия.

В этой группе большое внимание уделялось страховке. Тренер способствовал тому, чтобы дзюдоист учился контролировать свои действия в рамках дозволенного, заблаговременного сумел выявить состояние перетренированности. Если таковое наступало, то чтобы не снижался суммарный эффект тренировочных занятий, физическая нагрузка снижалась.

2 группа. Преобладание психогенного фактора.

В этой группе чрезвычайно полезными могут оказаться беседы, направленные на смещение целевых установок спортсмена. При этом не следует концентрировать внимание спортсмена на результате. Лучшее ориентировать его на выступление в силу своих возможностей, а внимание направить на технико-тактические особенности схватки.

Одним из методов психорегуляции является десенсибилизация, под которой понимается процесс уменьшения или ликвидации нежелательных чувств и эмоций.

Данный метод применялся для снятия волнения перед соревнованиями, так называемой предстартовой лихорадки. Для этого за 57 дней перед соревнованиями эта группа, под руководством тренера, вводила себя в состояние релаксации с помощью аутогенной или психимышечной тренировки. Затем мысленно представляли себе соревновательную обстановку: место соревнований, татами, предстоящих соперников. После этого нужно было увидеть себя выходящим на татами в самом лучшем состоянии, которое характеризуется спокойной боевой готовностью.

Десенсибилизация также выполнялась и в процессе тренировки, когда надо было снять излишнене волнение. Эти приемы психорегуляции состоят в виде пауз. Продолжительность паузы около 5 мин. Она включает в себя 4 части, в каждой решались свои задачи.

Первая часть паузы была посвящена переходу спортсменов на другой характер работы и подготовке к последующей релаксации. Длится эта пауза 15 - 20 с.

Вторая часть паузы длится 2 - 3 мин. Ее задача - сформировать у спортсменов состояния расслабления и дремоты с целью ускорения восстановительных процессов в организме.

Рис.1 Кривые роста спортивного мастерства контрольной группы с 1996 г. по 1997 г.

Третья часть паузы продолжается 1.5 - 2 мин. Задача оптимальной настройки и мобилизации психических и физических возможностей на выполнение последующего тренировочного задания.

В четвертой части нужно было 2 - 4 раза проимитировать задание, стараясь выполнить его с разными скоростью и усилием

3 группа. Преобладание фактора специальной подготовленности единоборца.

В этой группе акцент ставился на развитие физических качеств. Совершенствовалась техника спортсмена, изучались новые приемы и новые комбинации. Устраивались учебно-тренировочные схватки с применением новых приемов и комбинаций. Во время учебно-тренировочных поединков обращалось внимание на умение успешно вести поединок на близкой, средней, дальней дистанциях. Давался комплекс упражнений на воспитание специальной выносливости.

Рис.2 Кривые роста спортивного мастерства экспериментальной группы с 1996 г. по 1997 г.

4 группа. Преобладание фактора, характеризующего противника.

С этой группой проводились методические занятия с просмотром видеозаписей, в которых участвовали их очевидные соперники. Дзюдоисты этой группы анализировали технику и тактику, преимущества и недостатки своих соперников. На основе просмотренных видеозаписей они на практике корректировали свою технику и тактику. Сбор информации о вероятных соперниках также осуществлялся в процессе совместных тренировок и соревнований.

Результаты исследований. Общий вид кривых роста спортивного мастерства у контрольной группы за годичный цикл тренировочных занятий приведен на графиках рис.1. Метод математико-статистической обработки результатов показал, различие считается статистически незначимым на уровне значимости 0.05.

t расч.(1.91)<tтабл.(2.22)

Рис.3 Сравнение выступлений на Чемпионате Москвы 1997 г. контрольной и экспериментальной групп.

Следовательно прирост спортивного мастерства у контрольной группы, практически, не наблюдается.

t расч.(3.12)>tтабл.(2.22)

Такие же кривые роста спортивного мастерства у экспериментальной группы, тренирующейся по разработанной методике с 1996 г. по 1997 г. иллюстрируют графики на рис 2. В этом случае, различие считается статистически значимым на уровне значимости 0.05

Выводы

1. В ходе исследования бала определена взаимосвязь мотивации дзюдоиста с факторами, влияющими на спортивный результат:

    1. Факторы общего самочувствия.
    2. Психогенные факторы.
    3. Факторы, характеризующие противника.
    4. Факторы специальной подготовленности единоборца.

2. Разработана методика тренировочных занятий, являющаяся наиболее эффективной для индивидуальной работы, т.к. учитывает влияние того или иного фактора на формирование личной мотивации достижения спортивного результата.

3. После годичного цикла тренировочных занятий у контрольной группы, тренирующейся по поурочному плану СПС программы для Академии Физической Культуры, прирост спортивного мастерства значительно ниже, чем у экспериментальной группы, тренирующейся по разработанной методике. Это подтверждает выше сказанное.

Литература:

1. Пилоян Р.А. "Мотивация спортивной деятельности". - М.: ФиС, 1984, 104 с.

2. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: "Просвещение", 1969.

3. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.: "Просвещение", 1964, 344 с/АПН РСФСР/

4. Черникова О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. - М.: ФиС, 1971.

5. Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсменов. - М.: ФиС, 1971.

6. Левитов Н.Д. Для преподавателей и мастеров профессионально-технических. - М.: "Высшая школа", 1964, 256 с.

7. Черникова О.А. Эмоции в спорте/ природа эмоций и их значение в спорте/. - М.: ФиС, 1962.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации. -М.: Изд-во МГУ, 1990.

9. Медведев В.В. Основы и методы регуляции и саморегуляции психических состояний спортсмена. ГЦОЛИФК - М.:1989, 21 с.

10. Егоров А.С. Опыт экспериментального исследования преодоления трудностей в условиях соревнований. "Вопросы психологии №1", 1960.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лысая, О.Б. Формирование мотивации достижения спортивного результата дзюдоистов в предсоревновательный период / Лысая О.Б., Дмитриев Р.М. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 91-96.