ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Макарова Е.Ю., Менхин А.В.,
кафедра гимнастики

Художественная гимнастика как вид спорта, по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств. Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений, которые определяют повышенные требования к технической подготовке гимнасток - "художниц".

Техническая подготовка в художественной гимнастике связана с необходимостью освоения большого арсенала двигательных действий за относительно короткий срок. Эти двигательные действия представляют собой сложные координационные сочетания движений отдельными звеньями тела с манипуляцией различными предметами, которые выполняются на фоне музыкального сопровождения, и в свою очередь, требует от спортсменок значительных физических кондиции и, в частности, достаточного уровня развития конкретных специальных двигательных качеств. Научно-обоснованной методики специальной двигательной подготовки гимнасток для данного вида спортивной деятельности нет. Она сложилась эмпирически и представляет собой отдельные рекомендации способов и приемов развития в основном физических качеств ( Е.В. Бирюк , Э.В. Ветошкина, С.И Кувшинникова .) .

В данной работе мы выделяем комплекс специальных двигательных качеств, отражающих особенности художественной гимнастики - это "прыгучесть", "пространственно - временная точность в действиях вращательного характера", "пространственно-временная точность в действиях броскового характера", "способность к сохранению равновесия". Определить такой спектр двигательных качеств нам позволил анализ современной практики подготовки квалифицированных гимнасток, а также правил соревнований по художественной гимнастике, в которых акцентируется внимание на оценке судьями поворотов, прыжков, равновесий и бросковых элементов. При этом именно с этими элементами связана основная доля допускаемых ошибок гимнастками даже высокой квалификации.

Выше перечисленные качества нам представляются важными, поскольку они являются базой и определяющим звеном технической подготовленности гимнасток. В связи с этим в работе была поставлена задача: "определить содержательную сторону специальной двигательной подготовки спортсменок, а также степень и динамику развития двигательных качеств в ходе тренировочного процесса". С этой целью были сформированы три группы гимнасток: 1 группа - спортсменки 7 - 9 лет, 2 группа - 10 - 11 лет, 3 группа - 12 - 13 лет.

С помощью комплекса двигательных заданий - тестов определялся уровень развития "прыгучести", "пространственно - временной точности действий при выполнении бросков и вращений", а также "способности к сохранению равновесия".

Анализ полученных данных, приведенных в таблице 1, свидетельствует о том, что:

1) у спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике, к 7 - 9 годам можно наблюдать определенный уровень физического и двигательного развития, который позволяет осваивать конкретные технические элементы, т.е. формировать базу технической подготовленности;

2) для каждого двигательного качества во всех возрастных группах характерен свой уровень развития.

В первый двухгодичный цикл к среднему уровню развития можно отнести такие качества как "равновесие" - среднегрупповые оценки составляют 6, 7, сек. на правой ноге и 4, 4 сек. на левой ноге по количественной стороне выполнения задания и соответственно 3,3 балла и 2,7 балла за качество исполнения; "пространственно -временная точность в бросках и ловле" - 3,2 балла, а также "прыгучесть" 36, 3 см. К низкому уровню развития в данный период относится "пространственно-временная точность в действиях вращательного характера".

По этому показателю среднегрупповая оценка составила 1,8 балла (по пятибалльной шкале оценок). Во втором и третьем двухгодичных циклах происходит рост всех рассматриваемых параметров. Но показатели тестирования даже к 12 -13 годам не выходят за пределы среднего уровня, хотя степень колебания этих значений для большинства тестов снижается, т.е. результаты становятся более стабильными.

3) в период с 7 - 13 лет выявляются характерные особенности проявления двигательных качеств:

  • "способность к сохранению равновесия" развита достаточно хорошо уже к 7 - 9 годам, что подтверждается и качественными и количественными оценками исполнения; при этом роль каждой опорной ноги различна - правая - опорная рабочая, левая - вспомогательная. В дальнейшем такая картина сохраняется неизменной и правая нога остается ведущей в этой способности;
  • "пространственно - временная точность в бросках и ловле" интенсивно формируется в возрасте 7 -9 лет, а в последствии имеет тенденцию к развитию и достигает в среднем 3,9 балла к 13 годам;
  • низкие показатели "пространственно-временной точности в действиях вращательного характера" в первой возрастной группе позволяют предположить о сложном характере воспитания этого качества и о необходимости владения достаточным багажом умений и навыков для выполнения вращений, который приобретается гимнастками к 10 годам;
  • специальное двигательное качество "прыгучесть", характеризующее скоростно-силовую подготовку ног, на протяжении всего исследуемого периода находится на среднем уровне, имея незначительную тенденцию роста к 13 годам.

Сравнивая результаты тестирования двигательных качеств спортсменок 3-х возрастных групп, можно отметить общую тенденцию к улучшению показателей по мере возрастного развития, представленную нами в таблице 2. Так величина прироста показателей времени сохранения "равновесия" на правой ноге к концу третьего цикла составляет 101, 5 % и 152,3% на левой ноге. Изменения в качестве выполнения равновесия в сторону увеличения на правой ноге на 21,2 % и на 11,1 % на левой ноге подтверждают факт о наличии основной - тренируемой опоры (правой) и вспомогательной (левой). Прогресс "пространственно - временной точности в бросках и ловле" составляет 21,9 % и в действиях "вращательного характера" - 111,1 % к концу исследуемого периода. Изменения результатов этих способностей имеют общую тенденцию : в первом двухгодичном цикле идет внутреннее накопление двигательного потенциала (соответственно прирост составляет 6,3 % и 22,2 % ), который в последствии проявляется в виде значительного улучшения результатов. Специальное двигательное качество "прыгучесть" изменяется за весь исследуемый возрастной период на 17,6 % , а основная доля в росте результатов приходится на 7 - 11 лет - 17,1 %.

Рассматриваемые выше двигательные качества неразрывно связаны с технической подготовленностью гимнасток (соревновательным результатом ). Эту взаимосвязь подтверждают коэффициенты корреляции: в 1-ой группе r = 0,72, во 2-ой группе r = 0,58, в 3-й группе r = 0,84.

Подводя итоги выше изложенному, можно сказать, что комплекс выделенных специальных двигательных качеств позволяет, во-первых, характеризовать специальную двигательную подготовку спортсменок; во-вторых, определять уровень технического мастерства гимнасток. А эти стороны подготовки имеют существенное значение для планирования и организации тренировочного процесса, а также для прогноза дальнейшего повышения спортивного мастерства.

Литература:

1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1970 г. - 200 с.

2. Бирюк Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1972.-21 с.

3. Зациорский В.М., Мельников Ю.М., Неверкович С.Д. Исследование взаимосвязи между физическими качествами спортсмена и техникой выполнения прыжков на батуте. //Техническое мастерство спортсменов. - М., 1973. - С. 49 - 50.

4. Ветошкина Э. В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1981. - 23 с.

5. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Т.С. Лисицкой. - М.: Физкультура и спорт, 1982 . - С. 175 - 187.

6. Кувшинникова С.И. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике. Автореф. дис. … канд. пед. наук - М., 1983. - 22 с.

7. Казарян Ф.К. Меликсетян Р.Т. О критических периодах развития двигательных способностей человека. // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. Тез. ХVI респ. науч. - метод. конф. (25 -26 фев.). - Ереван, 1987. - С.102 - 103.

Таблица 1

Результаты тестирования двигательных качеств гимнасток 3-х возрастных групп ( x ± m )

Возрастные группы

Двигательные качества

"Равновесие"

"Пространственно - временная точность"

"Прыгучесть"

На правой ноге

На левой ноге

В бросках и ловле

В действиях вращательного характера

Прыжок с места

сек.

баллы

сек.

баллы

баллы

баллы

см.

7 - 9 лет

6,7± 0,64

3,3± 0,1

4,4± 0,34

2,7± 0,11

3,2± 0,19

1,8± 0,19

36,3± 0,76

10 - 11 лет

10,1± 1,5

4,0± 0,1

6,4± 0,71

3,0± 0,08

3,4± 0,13

2,2± 0,22

42,5± 0,92

12 - 13 лет

13,5± 1,1

4,0± 0,1

11,1± 1,0

3,0± 0,11

3,9± 0,17

3,8± 0,22

43,0± 0,72

Таблица 2.

Различия показателей тестирования двигательных качеств гимнасток различных возрастных групп.

Сравниваемые возрастные группы

Статистич. параметры

"Равновесие"

"Простр. - времен. точность"

"Прыгу-честь"

На правой ноге

На левой ноге

В бросках и ловле

В действиях вращательного характера

Прыжок с места

сек.

баллы

сек.

баллы

баллы

баллы

см

1 - 2 группы
от 7 до 11 лет

Абсолютное значение

3,4

0,7

2

0,3

0,2

0,4

6,2

Относительное значение (%)

50,7

21,2

45,5

11,1

6,3

22,2

17,1

2 - 3 группы
от 10 до 13 лет

Абсолютное значение

3

0

4,7

0

0,5

1,6

0,5

Относительное значение (%)

29,7

---

73,4

---

14,7

72,7

1,2

1 - 3 группы
от 7 до 13 лет

Абсолютное значение

6,8

0,7

6,7

0,3

0,7

2

6,4

Относительное значение (%)

101,5

21,2

152,3

11,1

21,9

111,1

17,6


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Макарова, Е.Ю. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Макарова Е.Ю., Менхин А.В. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 97-101.