ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗВИТИЕ ДКС У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА РАЗВИТИЕ ДКС У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Мирошников А.А., аспирант 2-го года обучения
кафедра МКФФК

В настоящее время, в условиях постоянно ухудшающейся экологии, снижение двигательной активности приводит к значительному ухудшению физического развития и к различным заболеваниям. Особенно это сказывается на детях и молодёжи. По статистике, в нашей стране, сейчас рождается до 70% неполноценных детей. При таком положении вещей, особого внимания заслуживает физическое воспитание детей младшего школьного возраста. когда закладывается двигательная база. формируется мотивация к занятиям физической культурой и спортом.[4,17,24]

В младшем школьном возрасте человек обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют двигательно-координационные способности (ДКС).[1,7,17,24] Развитие ДКС в младшем школьном возрасте является важной частью процесса физического воспитания в школе. Младший школьный возраст является благоприятным, чувствительным периодом для развития координационных способностей.[4,11,14,15,24] Развивая ДКС в этот период мы формируем у ребёнка "школу движений", которая, в дальнейшем, поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные движения и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость и т.д.).[1,12,16,19,22] Очень важным фактором является правильно построенный процесс физического воспитания, в ходе которого, для детей младшего школьного возраста должны быть созданы условия для более эффективного овладения двигательными умениями и навыками, а также учтены методические рекомендации по полу, возрасту и другим индивидуальным особенностям детей.[15,17]

Особо пристального внимания заслуживают дети с отклонением в состоянии здоровья. Они требуют особого подхода при занятиях физическими упражнениями.[2,3,21] В нашей статье речь пойдет о школьниках младших классов с " задержкой психического развития"(ЗПР), так называемых классах "коррекции. Группы ЗПР существуют в каждой третьей школе Москвы и очень часто они переполнены. Контингент этот плохо изучен и по нему существует мало методической литературы. Что же скрывается за диагнозом "задержка психического развития"?

Выделяют несколько причин отбора в группу ЗПР (класс "коррекции"):

- функциональные нарушения нервно-психической сферы

а) истощение психических процессов ( неврастения)

б) сниженная работоспособность (астеническое состояние)

- инертность нервных процессов

- трудности в произвольном управлении движениями

а) недостатки в развитии пространственных представлений

б) несформированность двигательно-зрительных координаций

- слабая концентрация и неустойчивость внимания

- недостаточная непосредственность произвольного запоминания

- недостаточная гибкость мышления [20]

Дети с "задержкой психического развития"(ЗПР), в большинстве своём раскоординированы и плохо физически развиты. Координация движений (процесс управления движениями) непосредственно связана с ЦНС. Выполнение произвольного упражнения дело не только двигательных систем организма: мышц - как непосредственных двигателей, двигательных нервов, передающих в мышцы приказы (импульсы) к движению от спинного и головного мозга; так называемых двигательных центров головного мозга, откуда исходят эти приказы к мышцам. Оказывается, чувствительные системы нашего организма загружаются при выполнении того или иного движения не в меньшей степени , чем двигательные.[1] Значит координация движений - это сложный комплексный процесс изменений, происходящих в нашем организме, требующих системного подхода для изучения.[1,4,6,7,8,9,15,17,22,24] В этой связи координацию движений предлагается рассматривать как совокупность 3-х уровней координации: нервной, мышечной и двигательной. Деление конечно носит условный характер, поскольку координация - это единый процесс центрально-периферической организации движений. Но для удобства анализа принятое деление можно считать правильным.[1,5,6,23].

ЦНС представляет собой высший уровень организации, которая осуществляет управление движениями.[5,6,23] Таким образом, по принципу обратной связи, развивая ДКС можно оказывать влияния на процессы происходящие в ЦНС, т.е. развивая ДКС у детей с ЗПР можно, в той или иной мере, воздействовать на улучшение развития и ликвидацию отклонений.

Для детей с ЗПР целесообразно разрабатывать конкретные специальные программы по физическому воспитанию. Работа с такими детьми очень трудна, а специальных методик по физическому воспитанию долгое время не существовало. Поэтому, для работы с такими детьми учитель физической культуры вынужден был использовать общую программу, учитывая некоторые рекомендации по данному контингенту.[2,20,21] Так, например, следует учитывать, что у детей с ЗПР снижена работоспособность, то есть они быстро устают. Кроме того, у них очень низкая реактивность процессов возбуждения и торможения. У них наблюдается чрезмерное возбуждение (что и так характерно для младшего школьного возраста) или преждевременная заторможенность нервных процессов. Главный недостаток развития у детей с ЗПР - несформированность соответствующих возрасту умений и навыков.[20]

На основе анализа литературных данных мы предположили, что с помощью дополнительного объёма упражнений двигательно-координационной направленности можно значительно улучшить уровень развития у детей младшего школьного возраста с "задержкой психического развития". Нами была разработана программа эксперимента состоящая из двух блоков:

1 блок - общий (по государственной программе)

2 блок - специальный (из упражнений двигательно-координационной направленности, которые проводятся в основной части урока в течений 10-15 минут).

Главной особенностью нашей программы было систематичное включение в урок упражнений специально направленных на воспитание как можно большего числа различных ДКС. Для этого мы использовали уже существующие упражнения (в том числе и из школьной программы), объединяя их в мини-комплексы.

В связи с этим целью нашего исследования являлось выявление влияния специальной программы на развитие отдельных ДКС у школьников 8-11 лет классов коррекции.

Результаты исследования.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 1077 г. Москвы в течении двух лет с сентября 1994 года по октябрь 1996 года. В исследовании принимали участие 42 ученика 2. 3 и 4 классов "коррекции". На основе изучения медицинских карт они были разделены на подготовительную и специальную медицинскую группы, а также внутри групп по половому признаку.

Для определения изменений уровня развития отдельных ДКС (из всего множества было выбрано три координационные способности) у школьников подготовительной и специальной медицинской групп классов "коррекции", до и после эксперимента проводилось тестирование, для которого нами было выбрано следующие тесты:

1.Тест "снайпер" для определения точности метания. (Лях В.И. 1987 г.)

2. Тест " челночный бег" на координационные способности проявляемые в циклических локомоциях (Яблоновский И.М. 1930 г.).

3. Тест "пройти по линии" на динамическое равновесие. (Mekota K. 1984 г.)

Результаты представлены в таблице.

Занятия по специальной программе достаточно эффективно воздействуют на показатели отдельных ДКС школьников классов коррекции. Об этом свидетельствуют высокие относительные приросты результатов тестов, до 65,7%, при уровне значимости р< 0,05. Только улучшение показателей динамического равновесия у учащихся специальной медицинской группы недостоверно (р> 0,05)

Таблица № 1

Показатели испытуемых по трём тестам до и после эксперимента.

Тесты Показатели Подготовительная группа Специальная медицинская группа
Мальчики n = 21 Девочки n = 8 Мальчики n = 9 Девочки n = 4
До После % До После % До После % До После %
Снайпер
(см)
_
Х

G


29.2

13


12.3

6.0


59.7

40.5

20.4


25.5

14.5


37.0

56.2

24.8

13.6


55.9

47.5

18.9


28.9

7.1


39.2
t кр.     3.62     2.40     2.62     2.07
Челноч-ный бег
(сек)
_
Х

G


9.4

0.6


8.0

0.4


14.9

10.6

0.7


8.5

0.5


19.8

10.5

0.6


9.0

0.4


14.3

11.5

0.7


9.6

0.6


16.5
t кр.     4.94     4.92     4.08     4.33
Пройти по линии
(см)
_
Х

G


30.3

19.4


15.3

10.6


49.5

 


53.4

42.7


18.3

8.7


65.7

53.8

31.5


29.7

15.3


44.8

52.5

21.4


32.2

21.0


38.7
t кр.     2.46     2.68     1.80     1.31

Прирост результатов учащихся подготовительной групп оказался более значим, а в проявлении координационных способностей в циклических локомоциях была установлена зависимость результатов от занятий специальными упражнениями и это подтверждает то, что для некоторых КС период младшего школьного возраста характеризуется максимальными темпами роста.[14,17] В тоже время максимальные относительный прирост результатов наблюдается у мальчиков специальной медицинской группы.

В целом результаты мальчиков, как подготовительной, так и специальной медицинских групп превосходят результаты девочек. Это свидетельствует о том, что младший школьный возраст более благоприятен для мальчиков с ЗПР, при воспитании именно этих отдельно взятых ДКС.

Выводы.

1. Занятия с использованием дополнительного количества упражнений двигательно-координационной направленности являются эффективным средством для развития отдельных ДКС у детей младшего школьного возраста с "задержкой психического развития" подготовительной и специальной медицинской групп, особенно для мальчиков.

2.Необходимо использовать большое количество упражнений двигательно- координационной направленности при занятиях с детьми младшего школьного возраста с "задержкой физического развития", для воспитания точности метания, динамического и статического равновесия, координационных способностей проявляемых в циклических и ациклических локомоциях, быстроты реакции и других двигательно-координационных способностей.

3. При работе с классами "коррекции следует строго придерживаться таких дидактических принципов, как систематичность, и доступность и индивидуализация, а также обратить особое внимание на частоту повторений и дозировку упражнений.

Литература:

1. Бернштейн Н.А. "О ловкости и её развитии"/ Под редакцией И.М Фейгенберга - М : Физкультура и спорт, 1991

2. Волкова С.С. "Физическое развитие школьников с отклонениями в состоянии здоровья.": Пособие для учителей. - Владимир, 1970

3. Волкова С.С. "Занятия с учащимися специальной медицинской группы."// Физическая культура в школе. -1977. - №№ 7,9

4. Гужаловский А.А. "Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации Физической подготовки детей школьного возраста": Диссертация на соискание уч. степ. докт. пед. наук. - Минск - Челябинск, 1978

5. Донской Д.Д. "Психомоторное единство управления физическими упражнениями, как двигательными действиями."// Теория и практика физической культуры. - 1995. - №№ 5-6. - с.23-25

6. Карпеев А.Г. "Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений."// Теория и практика физической культуры. - 1995. -№ 9. - с. 5-7

7. Лях В.И. "Развитие ловкости детей и подростков в подвижных играх": Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук. - Минск, 1976.

8. Лях В.И. "Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления движениями."// Теория и практика физической культуры. - 1979. -№ 5. - с. 51-53

9. Лях В.И. "Понятия "координационные способности" и "ловкость"."// Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 8. - с. 44-48

10. Лях В.И. "Анализ свойств раскрывающих сущность понятия "координационные способности"."// Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 1. - с. 48-50

11. Лях В.И. "Сензитивные периоды развития КС в циклических локомоциях и спортивно-игровых действиях."// Проблемы спортивной тренировки. - Вильнюс, 1984. - с. 174-175

12. Лях В.И. "Средства развития координационных способностей."// Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск, 1986. - вып. № 16. - с. 129-131

13. Лях В.И. "О классификации координационных способностей."// Теория и практика физической культуры. - 1987. - №7. - с. 28-30

14. Лях В.И. "Вопросы диагностики координационных способностей."// Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 2. - с. 56-58

15. Лях В.И. "Теория Бернштейна Н.А. и проблема индивидуальных различий в КС." // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. - 1987. - с. 38-52

16. Лях В.И. "Важнейшие для различных видов спорта КС и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании."// Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 2. - с. 56-59

17. Лях В.И. "Координационные способности школьников."- Минск: Полымя, 1989.

18. Лях В.И. "Критерии определения координационных способностей."// Теория и практика физической культуры. - 1991. - №11. - с. 17-20

19. Лях В.И. "Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте": История, теория, экспериментальные исследования. - 1995. - №11. - с. 16-23

20. Низовцев М.А. "Особенности работы с детьми с "задержкой психического развития".": Пособие для учителей. - М., 1992.

21. Тимблан Н.Б. "Распределение школьников с отклонениями в состоянии здоровья на медицинские группы."// Физическая культура в школе. -1977. - №№10,11.

22. Филипович В.И. "О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости."// Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 2. - с. 49-52

23. Чхаидзе Н.В. Биомеханические механизмы управления движениями."// Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 4. - с. 15-17

24. Шлемин А.М. "Исследование процесса формирования двигательной функции у детей и подростков (на материале гимнастики).": Диссертация на соискание уч. степ. докт. пед. наук. - М., 1968.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мирошников, А.А. Влияние специальной программы на развитие ДКС у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 105-110.