АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Пикалова А., студентка 4 курса,
Иванов Л., магистрант,
Иванова Т.С., кафедра тенниса

Актуальность нашей темы, связанна со все возрастающей необходимостью оценивать соревновательную деятельность юных теннисистов в различные моменты матча и особенно в условиях повышенной психической напряженности. Зная основные показатели соревновательной деятельности: стабильность ударов и результативную активность действий в условиях повышенной напряженности, можно дать оценку психического состояния теннисиста, проявления его волевых качеств. Наблюдения за игрой ведущих теннисистов и специальные записи их действий показывают, что именно эти два показателя являются наиболее чувствительными к динамике психических состояний и обладают высокой информативностью. (С. Белиц-Гейман, А. Скородумова, Т. Иванова, Г. Жуков).

Модернизация существующей записи СД может дать возможность получить сведения по интересующей нас проблеме. Для этого использовалась "карта анализа соревновательной деятельности теннисиста".

Как показатель напряженности, по мнению С. Белиц-Геймана, может рассматриваться счет в гейме:

1 уровень напряженности (низкий) - счет: 0/0, 0/15, 15/0, 15/15, 30/0;

2 уровень напряженности (средний) - счет: 30/30, 0/30, 40/0, 40/15, 40/30, 0/40;

3 уровень напряженности (высший) - счет: "тай-брейк", "больше", "меньше", 15/40, 30/40.

Нами была проведена работа на Всероссийских смотрах-конкурсах сильнейших юных теннисистов, по заданию Всероссийской теннисной ассоциации (ВТА), что несомненно представляет особый интерес, т.к. имея дело с юными теннисистами мы не просто констатируем сегодняшний факт, а даем тренерам ориентир на будущую подготовку юного спортсмена.

В связи с этим перед исследованием были поставлены следующие задачи:

Записать и проанализировать СД ведущих юных теннисистов, в условиях повышенной психической напряженности.

Выявить связи между СД и особенностями личности юных теннисистов.

Разработать практические рекомендации для тренеров.

Исследование проводилось в 1995-1998 годах. Оно осуществлялось во время проведения всероссийских смотров-конкурсов сильнейших юных теннисистов и сборов кандидатов в юношескую сборную команду России, на базах г. Ступино Московской области, кафедры тенниса РГАФК. В исследовании приняли участие около 200 юных теннисистов 10 -12 лет.

На таблице 1 вашему вниманию представлены сравнительные показатели особенностей динамики КС и К РА у ведущих и юных теннисистов, в зависимости от степени напряженности матча.

Таблица 1.

Сравнительные показатели особенностей динамики КС и КРА у ведущих и юных теннисистов, в зависимости от степени напряженности матча

Ф И О возраст / ранг уровни напряженности
1 2 3
кс кра кс кра кс кра
1 Чесноков А. 20 / чем СССР 0.79 0.23 0.80 0.27 0.88 0.24
2 Вайда Р. 21 / чем ЧССР 0.72 0.25 0.74 0.18 0.66 0.31
3 Ситак Д. 11 / чем юн РФ 0.68 0.20 0.60 0.20 0.64 0.25
4 Красноруцкий 10 / 2 юн РФ 0.48 0.31 0.60 0.25 0.61 0.25

КС - коэффициент стабильности

КРА - коэффициент результативной активности

Степень мастерства явно выделяет лидеров и по изучаемым показателям.

Проанализируем интересный финальный матч турнира "Олимпийские надежды" Сафина -Линецкая 1998 г.( рисунок 1).

Как видно из рисунка 1, уровень показателей стабильности при 1 уровне напряженности (у.н.) у обеих теннисисток примерно одинаковый , однако, с ростом напряженности матча, значительно возрастает стабильность у Сафиной , а у Линецкой она падает.

Рис. 1 Уровень показателей КС и КРА

Результативная активность у теннисисток изменяется в значительно меньшей степени, хотя в самые напряженные моменты матча она все-таки несколько выше у Сафиной. В финальном матче победила именно Д.Сафина, причем явно за счет большей стабильности в решающий момент поединка.

Результаты анализа СД в условиях повышенной психической напряженности позволяют более дифференцировано учитывать индивидуальные особенности игроков, что способствует повышению эффективности подготовки юных теннисистов. за счет приближения тренировочной деятельности к соревновательной.

Тренировка на корте должна решать задачи не только технико-тактической и физической подготовки, но и делать особый акцент на психической подготовке. В ходе тренировки необходимо моделировать соревновательную ситуацию, в которой спортсмен допускает большое количество ошибок. Например, зная, что при счете 5 : 5 "меньше", "ровно" игрок допускает двойные ошибки при подаче, следует тренировать этот технический прием на фоне этого счета. Спортсмену, для которого характерно увеличение ошибок при неправильном судействе или при негативных реакциях зрителей, нужно во время подготовки моделировать аналогические ситуации.

Необходима постоянная работа со спортсменом и вне корта, специальная подготовка к каждой игре, в основе которой должны лежать следующие положения :

-развитие и поддержание на высоком уровне специальных качеств, лежащих в основе эффективности игровых действий;

-управление формированием активных мотивов спортивной деятельности и уровня притязаний через постановку конкретных задач, их постоянное усложнение с последующим контролем и обязательной реализацией; планирование перспективных задач на основе трезвого учета возможностей спортсмена, формирование правильной самооценки и понимание значения своих ошибок;

-снижение уровня тревожности путем постановки оптимальных задач и формирования уверенности в их успешном решении, уменьшение круга значимых людей, на оценку которых спортсмен ориентирован, создание желательной социальной микросреды, формирование способностей к самоконтролю;

-применение специальных дыхательных упражнений, самомассажа, аутогенной тренировки.

-использование специально организованной разминки;

-воздействие на психическое состояние через вторую сигнальную систему ( словесные раздражители).

Литература:

1. Белиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей, - М., "Педагогика", 1988.-224с.

2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности, - М., "Фолиум", 1994-174 с.

3. Бриль М.С., Иванова Т.С. Диагностика одаренности "Спортивные игры", 1976-25 с.

4. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. Сборник методических статей, - 1994.-206 с.

5. Иванова Т.С. Путь к мастерству, - М., "Инсофт", 1993-145с.

6. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М., ТОО "Дар", 1995. - 64 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пикалова, А. Анализ соревновательной деятельности юных теннисистов в условиях повышенной психической напряженности / Пикалова А., Иванов Л., Иванова Т.С. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 137-141.