КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТАНОВЛЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСТАНОВЛЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Плаксунова Э.В., соискатель кафедры
адаптивной физической культуры

Основной задачей физической культуры является восстановление врожденной потребности в двигательной активности. Двигательная активность с правильным питанием является важным элементом режима, положительно влияющего на выносливость и работоспособность. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, усиливают деятельность лейкоцитов.

К детям с сочетанными нарушениями в развитии относят аномальных детей, у которых кроме двигательных нарушений ( главным образом при ДЦП ) имеется расстройство речи и нарушение психических функций.

Сегодняшний досуг детей с сочетанными нарушениями в развитии является однообразным, в нем преобладают пассивные формы проведения свободного времени. Это объясняется отсутствием у них определенных знаний и умений. Физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма аномальных детей. Особенно актуальными задачами является привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Родители, в первую очередь, должны проявлять большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Более полное использование всех возможностей физической культуры достигается в совместной работе специалистов и родителей.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания. пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует психическому и речевому развитию ребенка, а психическое и речевое развитие стимулирует становление двигательных функций, устанавливает связь между развитием мелких мышц, движение руки и речи у аномальных детей. ( Плешаков А.Н. , 1975 . )

В функциональном созревании двигательного анализатора первостепенную роль играет двигательная активность ребенка. Чем больше движений совершает он в повседневной жизни, в процессе учебной деятельности, во время занятий физической культурой, тем больше образуется временных связей между двигательными и другими анализаторами и связи внутри самого двигательного анализатора.

Дети с сочетанными нарушениями в развитии отстают от своих сверстников из массовой школы в развитии двигательных функций, качеств ( гибкости, ловкости, координации, силы, быстроты, выносливости) и по скорости общего физического развития ( масса тела, длина тела, мышечная сила ).( Черник Е.С. , 1992 ) У детей с церебральными параличами резко выражена патология двигательной сферы, которая отражается на деятельности различных систем организма. Она сильно отражается на моторике рук и зрительно-моторной координации. У аномальных детей наблюдается патологические изменения тонуса мышц, а к школьному возрасту уже сформированы стойкие стереотипы движений, включились порочные установки и измененная структура движений,( Кудряшов В.В. , 1978 ) Кроме того у детей наблюдаются нарушения дыхательной функции, особенно при мышечной гипотонии. Дыхание может быть затруднено из-за слабости ( гипотоничности) межреберных мышц. При нарушении регуляции мышечного тонуса вдох и выдох неполноценны и дыхание оказывается поверхностным. Задержка двигательного развития приводит к нарушению дыхательной функции. ЖЕЛ может значительно ограничиваться, что в свою очередь приводит к частым застойным явлениям в легких, заболеваниям дыхательных органов, недостатку кислорода в организме. Недостаток кислорода в организме оказывает отрицательное влияние на развитие двигательных, речевых и психических Функций. Поэтому в практике физического воспитания аномальных детей большое значение придается умению правильно дышать во время выполнения упражнений, т.е. взаимосвязи дыхания и мышечной деятельности.

Среди факторов, отражающих степень двигательной активности, решающее значение имеет функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, Нарушение со стороны физического развития, моторики, так же обусловлены поражением центральной нервной системы. ( Бабенкова Р.Д. , 1963 )

Мышечные движения имеют решающее значение в процессе становления умственно-рефлекторной деятельности ребенка. Формирование предметного мышления, мышления действии является основой нервно-психического развития детей.

В процессе занятий физической культурой многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и коррегулируются, но тем не менее они являются серьезным препятствием в овладении детьми бытовыми, школьными и трудовыми навыками. Поэтому необходимо уже в начале обучения обеспечивать работу по усовершенствованию самых простых движений, осуществлять контроль за ними, т.к. исправлять недостатки труднее, чем давать правильное направление в развитии движений. Очень важно чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого, Начальное разучивание движений надо вести в медленном темпе, чтобы проследить какие либо ошибки допускают дети , и своевременно попытаться их устранить.

Нарушение тонуса мышц ( гипотония, гипертония, дистония) часто обуславливает нарушение элементарных движений. В случаях нормализации тонуса и укрепления мышц эти нарушения кррегулируются.

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. Применение для аномальных детей разнообразных форм двигательной активности в коррекционно-воспитательном процессе способствует не только становлению отдельных функций, но и обеспечивает развитие статики и локомоции.

Поскольку у детей с сочетанными нарушениями в развитии наблюдается двигательная недостаточность в моторной сфере ( нарушение элементарных движений, недостаточность активных движений, нарушение осанки, неправильное развитие стопы и др. ), большую роль играет выполнение упражнений направленных на ее коррекцию. ( Черник Е.С. , 1992 )

Во время выполнения спортивных упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, которая является важной предпосылкой достижений аномальных детей в области труда, спорта, в формировании осанки, работы кисти руки при письме.

Педагогический опыт работы с аномальными детьми показал, что формирование у них спортивных двигательных навыков является трудной задачей. В отдельных случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого упражнения, вырабатываемые спортивные двигательные навыки оказываются косными, с большим трудом происходит их перенос в новые условия. ( Мозговой В.М. ,1997 )

Исследования образования сложных двигательных навыков у аномальных детей имеет большое практическое значение.

При проведении занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей аномального школьника, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основном любого спртивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку аномальные дети не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы. Но сила и слабость нервной системы являются продуктом воспитания. Сила нервных процессов может развиваться в результате систематической, плановой воспитательной работы. ( Черник Е.С. , 1992 )

Детям с сочетанными нарушениями в развитии следует уделять особое внимание, предлагать им доступные, интересные упражнения, включать в веселые игры сверстников, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности и способности.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований.

Литература:

1. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. диссертация. кан. пед. наук. - М 1963 - 19 с.

2. Кудряшев В.В. Формирование движений с предметами у учащихся глухих, умственно отсталых, с цереб. Параличем на уроках физической культуры: Автореф. диссертация. канд. пед. наук - М - НИИ Дефектологии АПН СССР, 1978. - 15 с.

3. Морозовой В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11-16 лет при при обучении их гимн. Упражнениям: Афтореф. диссертация. канд. пед. наук.- М . 1977 - 20 с.

4. Плешаков А.Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физ. культуры : Автореф. диссертация. канд. пед. наук. -Л 1975 - 16 с.

5. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы: Книга для учителя. М; просвещение, 1992 - 124 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Плаксунова, Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 142-145.