ТРУДНОСТИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩИХ ТРЕНЕРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ТРУДНОСТИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩИХ ТРЕНЕРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Постникова В.М., Хозяинов Г.И.,
кафедра педагогики

Сегодня в высшем образовании происходят серьезные перемены, содержание образования периодически обновляется. Мы предположили, что определение трудностей, возникающих в процессе профессиональной деятельности тренеров и преподавателей физической культуры позволит уточнить недостатки вузовской подготовки, а так же указать в каком направлении осуществлять послевузовскую подготовку.

Поскольку трудности, возникающие у учителей - предметников в педагогической литературе изучены достаточно хорошо, то проблемы тренерской и профессиональной деятельности преподавателей физической культуры исследованы недостаточно. В этом и заключается актуальность нашей работы.

Включение в педагогическую деятельность -новый этап становления вчерашнего студента как специалиста. Первые самостоятельные шаги ставят перед молодым педагогом целый ряд проблем:

"Как добиться взаимопонимания?", "Почему возник конфликт?", "Чем объяснить тот или иной поступок учащегося ?" и т.д.

Изучению этих проблем и посвящена наша работа.

Целью нашей работы является выявление трудностей на этапе профессионального становления тренеров и преподавателей физической культуры для определения недостатков вузовской и после вузовской подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить трудности, встречающиеся в профессиональной деятельности молодых педагогов.

2. Установить причины ,вызывающие эти трудности.

3. Осуществить сравнительный анализ трудностей педагогической деятельности начинающих тренеров и преподавателей физической культуры.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ педагогической и научно-методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Методы математической статистики.

Анализ педагогической и научно-методической литературы

Позволил обобщить результаты исследований по данной проблеме , определить трудности, возникающие в работе молодых специалистов в предыдущие годы. Он также был использован при разработке анкет. Было проанализировано 24 источника.

Для получения необходимой информации нами было разработано 4 анкеты.

Анкета № 1. Общие сведения о педагоге.

Анкета № 2. Самоподготовка.

Анкета № 3. Трудности профессиональной деятельности молодого педагога.

Анкета № 4. Лист самооценки профессионально-значимых умений.

Был проведен анкетный опрос среди начинающих тренеров по спортивной гимнастике, художественной гимнастике, акробатике, самбо и начинающих преподавателей физической культуры. Затем по результатам исследования было проведено собеседование с респондентами, обращено внимание на необходимость усиления самоподготовки и самосовершенствования.

Педагогическое наблюдение за ходом педагогического процесса на уроках физической культуры учебно-тренировочных занятиях проводилось с целью визуального определения возникших на занятиях затруднительных ситуациях, что было использовано при разработке анкет. Наблюдения проводились в Московском техникуме информатики и вычислительной техники и в РГАФКе.

Исследование проводилось среди молодых специалистов педагогов со стажем от нескольких месяцев до 4-х лет. Всего было опрошено 26 человек. Из них 12 тренеров и 14 преподавателей физической культуры.12 тренеров и 8 преподавателей окончили РГАФК. Остальные 6 преподавателей окончили спортивно-педагогическое училище № 17.

В ДЮСШ №58 /РГАФК/ работает 8 тренеров.

В ДЮСШ г. Москва работает 4 тренера.

В МГИ и ВТ работает 2 преподавателя.

В средних школах работает 12 преподавателей.

Используя метод анкетирования и педагогического наблюдения были выявлены :

1. Главные трудности профессиональной деятельности тренеров и преподавателей физической культуры.

2. Сформированность профессионально-значимых умений у молодых педагогов

3. Результаты вузовской и послевузовской подготовки.

По данным из анкеты № 3, затруднения в профессиональной деятельности тренеров оказались следующие:

1. Слабое государственное финансирование.

2. Работа с родителями.

3. Недостаточная информация о новых технических элементах в различных видах спорта, об изменениях в правилах соревнований.

4. Ответственность за здоровье занимающихся /травматизм/.

5. Отсутствие у занимающихся сформированного интереса к занятиям спортом. Слабая мотивация детей на учебу.

6. Отсутствие умений в составлении учебно-методической документации.

7. Недостаток спортивного инвентаря.

8. Недостаточное знание методики преподавания избранного вида спорта.

9. Необходимость действовать нестандартно в связи с разнообразием детских характеров.

10. Затруднения в выборе методов тренировки. Трудности профессиональной деятельности преподавателей ф. к. :

1. Слабое государственное финансирование.

2. Работа с родителями.

3. Ответственность за здоровье занимающихся / травматизм /.

4. Отсутствие у занимающихся сформированного интереса к занятиях спортом. Слабая мотивация детей на учебу.

5. Необходимость действовать нестандартно в связи с разнообразием детских характеров.

6. Затруднение в обеспечении дисциплины.

7. Отсутствие у занимающихся необходимых знаний, умений, навыков в момент начала работы с группой.

8. Недостаточная информация о новых технических элементах в различных видах спорта, об изменениях в правилах соревнований.

9. Классное руководство.

10. Недостаточная выразительность и убедительность речи, плохая дикция.

Сравнительный анализ трудностей, возникающих у тренеров и преподавателей физической культуры показал следующее:

1. И тренеры, и преподаватели указали на слабое государственное финансирование, как на самую большую трудность в профессиональной деятельности.

2. На затруднения в работе с родителями тренеры указывают как на очень значительную трудность /2 позиция/, тогда как для преподавателей ф.к. это не так трудно. Нам кажется, что это связано с повышенным контролем за деятельностью тренера со стороны родителей, а так же с отсутствием опыта общения с родителями.

3. Недостаток спортивного инвентаря /2 позиция/ у преподавателей напрямую связан со слабым государственным финансированием. А вот у тренеров это затруднение на 7 позиции, как мы думаем связано это с частичным обеспечением инвентарем за счет родителей занимающихся.

4. Недостаточная информация о новых технических элементах в различных видах спорта , об изменениях в правилах соревнований несомненно является не просто трудностью , а тормозом в деятельности тренера. По рангу затруднение занимает 3 позицию и указывает на недостаточную сформированность гностических умений.

У преподавателей эта трудность на 7 позиции, так как в учебных заведениях проводятся соревнования по различиям видам спорта, недостаточная информированность преподавателя может быть принята за его профессиональную некомпетентность.

5. Одной из главных трудностей для преподавателей ф. к. является необходимость действовать нестандартно в связи с разнообразием детских характеров, а так же затруднения в обеспечении дисциплины /5-6 позиции /. Для тренеров это наименьшие трудности. С одной стороны, это связано с тем , что преподаватель сталкивается с огромным количеством учащихся разного возраста, а тренеры ведут небольшое количество групп. С другой стороны, полученный результат указывает на нехватку опыта работы с большим числом детей, а так же на недостаточную сформированность организаторских умений.

6. Отсутствие у занимающихся необходимых знаний, умений , навыков в момент начала работы с группой занимает 7 позицию у преподавателей и в числе последних у тренеров. По-нашему это связано с тем , что деятельность тренера предполагает начальное обучение детей с хорошими спортивными задатками, а преподаватели ф.к. вынуждены работать с группами, в которых есть дети и с отклонениями в развитии, состоянии здоровья , и наоборот, дети , опережающие остальных в физическом развитии.

7. Отсутствие у занимающихся сформированного интереса к занятиям спортом вызывает затруднения как у тренеров /4 позиция/ так и у преподавателей /3 позиция /. На наш взгляд , для преподавателей ф. к. это затруднение связано со школьной программой, ведь физическая культура - обязательный предмет, хочешь, не хочешь, а заниматься надо. А тренеры пытаются удержать детей в секции, так как они приходят заниматься по желанию.

8 . Затруднения в выборе методов тренировки и в составлении учебно-методической документации у тренеров /10 и 6 позиции/ указывают на недостаточную сформированность проектировочных умений, а так же на отсутствие опыта в ведении документации. У преподавателей значительно меньше затруднений в выборе методов тренировки в связи с отсутствием узкой специализации.

9 . Недостаточное знание методики преподавания /8 позиции/ у тренеров видимо связано со слабой подготовкой в вузе. Для преподавателей это затруднение незначительно.

10. Классное руководство, выразительность и убедительность речи, плохая дикция, артистические способности - это области, практически не изучаемые в вузе, и для преподавателей ф.к. составляют затруднения в профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

Были выявлены трудности и установлены причины, вызывающие их:

1. Недостаточная информированность преподавателей физической культуры о правилах соревнований в игровых видах спорта, а тренеры недостаточно осведомлены о новых технических элементах.

2. Недостаточная подготовленность тренеров по методике преподавания.

3. Невысокая степень сформированности коммуникативных, организаторских и гностических учений у тренеров и преподавателей физической культуры.

4. Невысокий уровень подготовки по педагогике и по психологии у тренеров.

5. Отсутствие в программе вузовского образования предметов. связанных с постановкой голоса, речи, дикции, и приобретением артистических способностей.

6. Низкий уровень самообразования у тренеров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Постникова, В.М. Трудности, встречающиеся в работе начинающих тренеров и преподавателей физической культуры / Постникова В.М., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 148-152.