МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАХМАТИСТОВ 14-16-ТИ ЛЕТ

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАХМАТИСТОВ 14-16-ТИ ЛЕТ

Рощина Т.А., специалист кафедры шахмат,
Хозяинов Г.И.

На эффективность занятия и учебного процесса в целом влияет мотивация обучаемых, а также их целеполагания. Мотивация - это фон, на котором формируются цели, если тренер не знает особенностей мотивации своего ученика ему очень трудно сформировать у него устойчивую целевую установку. Следовательно, через познания мотивации ученика можно подойти к управлению деятельностью.

Целью нашего исследования явилось: 1. Изучение структуры мотивации шахматистов 14 -16 лет . 2. Определение модели мотивации, которая будет способствовать достижению высоких спортивных результатов шахматистов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить компоненты структуры мотивации шахматистов 14 - 16 лет.

2. Выявить ведущие составляющие в структуре мотивации.

3. Изучить схему мотивация-цели.

4. Разработать модель мотивации для достижения высоких спортивных результатов.

Нами была разработана анкета ''Школьник и шахматы''. Ответ на каждый вопрос нес в себе скрытую информацию о мотивации. Было опрошено 20 человек в возрасте от 14 до 16 лет. Уровень опрашиваемых от КМС с коэффициентом ЭЛО 2350 до ММ (международный мастер) с коэффициентом ЭЛО 2450. Была выявлена следующая структура мотивации:

1. Побуди-тельные основания К1


К2

Ориентация на удовлетворение духовных потребностей (самовыражение, самоутверждение).

Ориентация на удовлетворение материальных потребностей

2. Базисные основания К3


К4


К5

Отражает степень заинтересованности в благоприятных социально-бытовых условиях деятельности.

Отражает степень заинтересованности шахматиста в накоплении специальных знаний и навыков.

Отражает степень заинтересованности шахматиста в отсутствие стрессовых ситуаций

3. Процессуальные основания К6


К7

Отражает степень заинтересованности шахматиста в накоплении сведений о своих противниках.

Отражает степень заинтересованности шахматиста в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся в партии

Анализируя полученные данные из анкеты мы пришли к выводу, что в блоке 1 ведущая мотивация самоутверждения. Материальной мотивации нет ни у одного из опрошенных. Это хороший показатель для тренера, так как преобладание материальной мотивации ведет к ослаблению деятельности, но в возрасте 17-18 лет отсутствие этой мотивации вообще приведет к смене деятельности. 90% опрошенных продолжат играть в шахматы после окончания школы. Лишь 4 человека не связывают свое будущее с шахматами, если способности выше мотивации это не лучший вариант для достижения цели, когда способности преобладают над мотивами может быть вечно второй спортсмен. Когда мотивы совпадают со способностями, цель будет достигнута. Для тренера важно определить способности своих учеников и их мотивацию. А затем работать над развитием не только способностей, но и мотивации, так как в возрасте от 14 - 16 лет мотивацию ученика можно изменить под влиянием целенаправленного воздействия. Также важным моментом является то, что 97% опрошенных ставят выше всего конечный результат партии (т.е. победу). Такая мотивация после поражения дает двойной отрицательный эффект. Следовательно, тренеру необходимо изменить мотивацию учеников. Мотивация качества проведенной партии должна стоять выше. Но и кардинально менять мотивацию победы на мотивацию качества игры нельзя, так как будет потеряна бдительность и стремление к риску.

На основании данных проведенного эксперимента и использования структуры мотивации по Пилояну была разработана модель мотивационной ориентации для шахматистов 14 - 16 лет.

Модель мотивационной ориентации в деятельности шахматистов 14-16 лет:

  1. Присутствие только духовных и личностных стимулов.
  2. Мотивация повышения мастерства. (Преобладание К4, проведения качественной партии, а не победа любой ценой).
  3. Причину неудач в первую очередь искать в себе. Иначе субъективные причины неудач ''затмят'' самокритику.
  4. Сильная мотивация к успеху. (Никто из опрошенных не оставит шахматы после неудачи).
  5. Рассматривать шахматы как один из способов самосовершенствования личности.

Выводы:

1.Структура мотивации может быть использована для разработки модели мотивационной ориентации шахматистов различных возрастов.

2.У шахматистов в возрасте 14-16 лет преобладающими являются духовно-личностные мотивы.

3. Для тренера важно в этот возрастной период обратить внимание на преимущество мотивации повышения мастерства перед мотивацией достижения конечного результата партии.

4. Можно предположить, что в более старшем возрасте появятся материальные мотивы в силу расширяющихся потребностей. Сочетание духовно-личностных и материальных мотивов будет способствовать достижению высоких результатов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Рощина, Т.А. Мотивация деятельности шахматистов 14-16-ти лет / Рощина Т.А., Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 162-164.