САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Румянцева О. М., кафедра психологии

В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Особенно остро эта проблема встает в юношеском возрасте. Ее решение во многом зависит от уровня образования как неотъемлемого компонента человеческой культуры. Поэтому главной целью высшей школы должно стать формирование личности, способной к саморазвитию в процессе обучения специалиста. Перед ее выпускниками стоит задача формирования и постоянного совершенствования собственных способностей в условиях динамичного развития культуры. Как пишет Е.А. Климов: "Начиная с детского возраста у человека развивается активность самосовершенствования, и в вузе она должна быть доминирующей. Роль вуза - дать возможность для реализации этой активности." Смысл образования состоит в развитии субъектности человека, которая реализуется в стремлении к самореализации, свободе, ответственности в принятии решений, восхождении к социокультурным образцам.

Среди противоречий развития и становления личности важное место занимает противоречие между естественным стремлением человека утвердить себя (занять определенное место в обществе) и дефицитом необходимых физических и духовных возможностей. Именно это противоречие является одной из движущих сил внутреннего саморазвития личности. Изменения, происходящие в нашем обществе оказывают влияние на появление специфического типа взаимоотношения людей, характеризующегося растущей бездуховностью и конформизмом. Важно создать такие условия, которые бы обеспечивали адекватность представлений человека о самом себе.

В связи с этим представляется необходимым обеспечение студента адекватными его возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений, помочь человеку сориентироваться в постоянно меняющейся жизни, определить свое место в ней, не теряя целостности и индивидуальности своей личности. "Вместо того, чтобы стараться быть, мы стараемся иметь, и во многих случаях наше обладание становится более реальным, чем наше бытие. Отчуждая себя в обладании собственностью, мы становимся этой собственностью. Мы перестаем быть самими собой, человеческими личностями," - писал Э. Фромм. Прежде всего, речь идет об осознании человеком собственной значимости для себя самого, для других, об определении назначения своего существования.

В. Франкл рассматривал стремление к постижению смысла жизни одним из ведущих человеческих стремлений. Отсутствие такого смысла порождает у человека так называемый экзистенциальный вакуум, который ведет к суицидам, алкоголизму, наркомании, преступности, к тяжелым кризисам у пожилых людей. Могут быть выработаны компенсаторные механизмы, замещающие чувство смысла жизни стремлением к власти, к накоплению денег, к сексуальным удовольствиям и т. д. Автор показывает, что на вопрос о смысле жизни, если он поставлен перед индивидом в общей форме - ответить нельзя. У каждого человека свое призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе свое конкретное предназначение, требующее своей самореализации.

Высшее образование должно быть ориентировано прежде всего на личность, стать личностно- развивающим, культурообразующим (Б.Б. Коссов, В.В. Давыдов и др.). Осваивая то или иное явление культуры человек делает благодаря этому открытие в самом себе. Если, познавая факты и закономерности внешнего мира он переживает это как пробуждение новых умственных и духовных сил, как самопознания и саморазвития, то и соответствующая область культуры становится "его миром", пространством возможной самореализации и овладение ею получает мощную и надежную мотивационную основу, которую традиционное обучение обеспечить не может. В связи с этим необходимо обратиться к направлению гуманистической психологии, которое является альтернативой процветающей в настоящее время технократии и дегуманизации человека. "Гуманистический" - значит " человечный". Такой подход обращен к реальным людям. Он изучает человека какой он есть в жизни, а не каким он представляется на основе лабораторной ситуации. Гуманистический подход предполагает отказ от манипулятивного управления, в том числе и в области воспитания .

Согласно концепции, развиваемой гуманистической психологией (А.. Маслоу, Д. Олпорт, К. Роджерс ) :

  • обучение основано на общечеловеческих ценностях;
  • обучение есть процесс становления самореализующейся личности;
  • развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела;
  • обучение осуществляется посредством собственной деятельности человека;
  • характер учения для каждого человека индивидуально своеобразен;
  • процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими;
  • человек лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки , а не формального руководства.

Ориентация на развитие студента как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии совместной деятельности преподавателя и студента. Необходимо изменение ролей и функций участников педагогического процесса.

Преподаватель не только воспитывает и учит, он актуализирует, стимулирует стремления студентов к общему и профессиональному развитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения. При этом особое значение имеют профессионально - ценностные ориентации преподавателя, связанные с его отношением к студентам, к науке, к педагогической деятельности.

Диалогизация процесса профессионального обучения требуют применения целой системы форм учебно-профессионального сотрудничества. Мощным инструментом является использование активных методов обучения (проблемные методы, деловые игры, социально - психологический тренинг, использование межпредметных связей, компьютерных технологий) , предполагающих переход студента с позиции "слушатель" на позицию "участник" педагогической ситуации. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамизм: от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебно- профессиональных задач к постепенному нарастанию собственной активности студентов до полной саморегуляции в профессиональной подготовке и появлению отношений партнерства между преподавателями и студентами. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций преподавателя и будущего профессионала приводит к возможности самоизменения субъекта профессионального обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути овладения профессиональным мастерством. Это в свою очередь дает возможность эффективно решать проблемы студентов в будущем, включая личностно-профессиональное самоопределение, психологическую готовность к самостоятельной взрослой жизни. Центральная психологическая проблема жизни человека - проблема самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. Отсюда главная цель развивающей программы - пробудить активность личности, запустить механизмы ее саморазвитии.

В связи с этим назревшей теоретической задачей служит изучение предпосылок самореализации как социального процесса и определение ее значимости для личности, а также выявление сущности, путей и особенностей самореализации личности, установление объективных и субъективных факторов, способствующих ее свободному развитию и реализации творческого потенциала. В практические задачи входит создание конкретных диагностических методов и средств, способствующих развитию и саморазвитию личности.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Изд-во Мысль.1991.-175с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. - Киев.: Изд-во "Наукова думка", 1988.-144с.

3. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М. Белгород: Изд-во БГПУ.1993.-218с.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.- 199с.

5. Коссов Б.Б. Обобщённость содержания высшего образования как фактор его развития. / Вопросы психологии. 1995. № 6. - С. 9-19.

6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. - С -Пб.: Изд-во "Тускарора". 1996. - 175 с.

7. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности./ Психологический журнал. 1994; № 4. С. 94-102.

8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997. - 430 с.

9. На пороге ХХI века: образование и культура. // Международная конференция 13 -17 мая. - М. 1996. - С. 9 - 19.

10. Психология с человеческим лицом. / Под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур.: Изд-во "Смысл". 1997. - 334с.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во Питер, 1997. - 606 с.

12. Щербакова Л.Н. Типы поведения молодежи в достижении жизненного успеха. // Психология сегодня: Ежегодник. - М., 1996. С. 56-57.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Румянцева, О.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 165-168.