ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ В ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВОЕ В ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Сахарова М.В., кафедра ТиМФВ

В настоящее время высокий уровень профессионализма спортивных команд, их выход на международную арену требуют системного подхода в управлении их подготовкой. На стадии высшего спортивного мастерства подготовка спортсменов и команд представляет из себя систему двух слагаемых: процессуального и персонифицированного. Процессуальная часть представлена взаимодействием подсистем: тренировки, соревнованиями и восстановлением, а персонифицированная - управляемой (спортсмен, команда) и управляющей (тренер и вспомогательный блок) подсистемами. Таким образом тренировочный процесс, нацеленный на достижение максимальных достиженческих возможностей спортсменов и команд в целом, необходимо рассматривать как наиболее существенную часть в многофакторной системе спортивной подготовки.

Последние годы характеризуются активной разработкой современных аспектов научной теории и методики спортивной тренировки. Теория и практика спортивной тренировки имеет целый набор предложений по различным формам и способам построения учебно-тренировочного процесса, деятельности тренера и спортсменов. сравнительно недавно, в этой связи, появилось представление о педагогической технологии (ПТ), как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-тренировочного процесса.

Современное понимание ПТ включает поиски способов максимального повышения результатов путем анализа, отбора, конструирования и контроля всех управляемых компонентов педагогического процесса и их взаимосвязей. Эффективный педагогический процесс в таком понимании возможен только при условии точного воспроизведения "заранее спроектированной ПТ, то есть четко поставленных дидактических задач в совокупности с адекватной технологией их решения" (В.П.Беспалько, 1989). Смысл ПТ при этом заключается:

в стремлении свести к минимуму издержки практической деятельности и перевести ее на путь предварительного проектирования учебно-тренировочного процесса и последующего воспроизведения проекта;

в определении структура и содержания учебно-тренировочной деятельности;

в реализации принципа диагностической направленности и принципа структурной и содержательной целостности всего тренировочного процесса.

Системопедагогическая технология, как методическая система целостного развертывания учебно-тренировочного процесса, тесно сопряжена с его целевой направленностью, содержанием и структурой, технически оснащенная и последовательно регулируемая по определенным критериям в зависимости от достигаемых результатов, включает в себя модельно-проектировочную (теоретически разрабатываемую) и практически-процессуальную формы деятельности.

Модельно-проектировочная форма деятельности предполагает конструирование систем построения учебно-тренировочного процесса, разработку его различных моделей (проектов) на основе анализа структуры соревновательной деятельности, основных факторов, определяющих ее успешность и сложившейся системы спортивной тренировки. В основу этой проектной культуры положено критическое отношение к традиционно сформировавшимся системам тренировочного процесса команд, поиск нового. Генерация, формулировка и разработка замыслов, проектов в широком контексте. Проект лежит в основе деятельности, инициирует, регулирует ее и представляет собой организованное целое, включающее в себя цель, средство, мотивы и потребности, действия и операции и другие характеристики деятельности, а, главное, субъекта деятельности - тренера, как носителя способностей и возможностей. И хотя любой культуре свойственно быть конструктивно-преобразующей, но лишь в проектной культуре тренера, как субъекта деятельности. Отражается его роль и ответственность за свои действия. К характерным особенностям проектной культуры относятся: ее методы - моделирование, создание образцов, проектов, синтез; ценности - практичность, изобретательность, выразительность, соответствие назначению (Ильин, 1993).

Практически-процессуальная форма деятельности связано с последовательно разворачивающимся во времени учебно-тренировочным процессом, его содержательным обеспечением и контролем в соответствии с заданными критериями.

Все это в совокупности определяет способ деятельности, принятую технологию. Выбор наиболее эффективной технологии обеспечит максимальную реализацию спроектированных целей и задач при минимальных затратах тренировочного времени.

Чтобы разработать рациональную систему тренировки для каждого конкретного случая необходимо: выделить главные факторы, преимущественно влияющие на результат, подобрать и так организовать во времени содержание тренировочного процесса, чтобы обеспечить целенаправленное и эффективное совершенствование этих факторов.

В общетеоретическом плане "технологический подход" сводится к структуре ЦЕЛЬ - ПРОЦЕДУРА - РЕЗУЛЬТАТ. Расхождение между целями, которые тренер преследует и результатами, которые достигаются на практике, характеризуется как кризисное состояние, сопряженное с осознанием принципиальных изменений в процедурной части этой структуры. При этом прошлый опыт, сопрягаясь с новой ситуацией, переходит на новый качественный уровень, переосмысливается в новом контексте. То есть процедура, как практически-процессуальная сторона системопедагогической технологии, определяет наиболее эффективные способы деятельности и соответствующую им систему механизмов и средств.

Обобщенная схема этапов разработки проекта педагогической технологии.

1-й этап - постановка целей;

2-й этап - анализ системы тренировки, структуры соревновательной деятельности и факторов, повышающих ее эффективность;

3-й этап - определение задач каждого периода (этапа) большого тренировочного цикла;

4-й этап - разработка моделей (проектов) структуры и содержания тренировочного процесса, нацеленных на эффективное решение поставленных задач;

5-й этап - выбор организационных форм;

6-й этап - разработка критериев для объективного контроля за качеством учебно-тренировочного процесса;

7-й этап - апробация проекта на практике;

8-й этап - контроль (анализ) и коррекция проекта в целом или его отдельных фрагментов.

Критический анализ технологического подхода в проектировании учебно-тренировочного процесса показывает его высокий инструментальный потенциал и значимость, как одного их действенных факторов, повышающих эффективность функционирования основных компонентов системы спортивной подготовки команд высокого класса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сахарова, М.В. Проектная культура как новое в технологии построения учебно-тренировочного процесса // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 169-171.