СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА В РОССИИ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА В РОССИИ

Скороходов В.В., аспирант кафедры
культурологии, политологии и
социальной антропологии

Сегодня боевые искусства Востока привлекают к себе внимание многочисленных исследователей, последователей, поклонников и просто любопытных людей. Актуальность этой традиции сохраняется и в наши дни, вопреки тому что в современном мире человек не должен отстаивать свои права кулаками, как это зачастую было во времена, когда еще не было огнестрельного оружия. Хотя интерес к боевым искусствам подогревается и модой и расчетливой рекламой и свойственной юношеству легкомысленным желанием быть "сильнее всех", он все же вполне закономерен. В современном быстро меняющемся мире проблема человека, его физическое и психическое здоровье, приобретает особую остроту. Старые ценности постепенно теряют свой смысл, а новые не успевают возникать. Но существуют так называемые вечные ценности, ведь как бы не изменялась социальная среда обитания, человек всегда останется человеком со своим телом психикой и душой. Сейчас становится очевидным, что выживание и развитие человека во многом зависит от того будут ли найдены практические пути гармонизации в новой среде обитания. Ясно так же, что гармонизация не может прийти извне, она должна произойти в самом человеке. Отсюда возникает тенденция к расширению спектра сознания всегда ограниченного рамками той или иной культуры. Здесь же зарождается интерес к различным медитативным системам самосовершенствования и гармонизации, т. е. к системам, которые помогают человеку полноценно жить и отдыхать в жестких рамках современного мира.

Традиционные боевые искусства Дальнего Востока - японское каратэ, китайское ушу, корейское тхэквондо - сегодня являются одними из наиболее известных элементов культуры этого региона в массовом сознании нашей страны, особенно в молодежной среде. Почему это явление восточной культуры оказалось так популярно за пределами ее исторической родины, и в том числе в России. Свою роль здесь сыграли и частичная утрата собственных традиций, и окружающий боевые искусства ореол секретности, и то, что боевые искусства ранее были под запретом в нашей стране. Важную роль играет то, что боевые искусства воспринимаются сначала поверхностно, на уровне тела. То есть сначала боевые искусства не воспринимаются как целостная традиция, и не требуют знания языка и глубокого знакомства с особенностями культуры. Кроме того, это действительно эффективная система самозащиты, что не так маловажно в наше трудное время.

Проникновение боевых искусств Востока в любую страну может приводить к различным результатам. При этом порождающие их процессы протекают по большей части не подготовлено или подконтрольно, а стихийно. Но несмотря на стихийность, процесс передачи традиции имеет общие закономерности.

Во-первых, боевые искусства могут стать способом привлечения интереса к стране в целом. Не редко после ознакомления с традицией единоборств возникает желание познакомиться поближе со страной, в которой появилось данное искусство. В результате происходит общий подъем престижа страны за ее пределами.

Во-вторых, поскольку боевые искусства тесно связаны с менталитетом Дальнего Востока, то их внедрение можно рассматривать и как внедрение комплекса моральных правил и норм, который в Европе любят называть "духом буси-до". Можно отметить, что буси-до - это не только комплекс норм и правил, а целое мировоззрение, отношение к миру внешнему и внутреннему.

В-третьих, боевые искусства как элемент национальной культуры того или иного народа могут служить одним из способов поднятия национального самосознания и духа. Помимо этого, широкое распространение и становление боевых искусств внутри самой страны почти всегда связано с экономическим ростом и поднятием общего престижа страны в глазах других государств. Так, развитие Японии неразрывно связано с дзюдо и каратэ. Первый подъем страны во второй половине 19 века, величайшие перемены в политической и экономической жизни, превращение ее из отсталой феодальной державы в империалистическую, тесно связано с рождением борьбы дзюдо. Следующий подъем державы перед второй мировой войной, связан с бурным развитием каратэ. Экономический рост Южной Кореи по времени удивительно совпадает с бурным развитием и становлением тхэквондо внутри страны и за ее рубежом. Что касается России, то бурные перемены в ней способствовали не только усвоению "инокультурных" боевых систем, но и многочисленным попыткам воссоздания и создания национальных систем. К ним относятся: русский кулачный бой, рукопашный бой казаков, славяно-горицкая борьба и многие другие. Интересно, что у всех национальных русских видов единоборств сразу же обнаружились давние исторические корни, о которых двадцать лет назад никто не предполагал?

В-четвертых, распространение боевых искусств за пределами их исторической родины, не редко является хорошо продуманной политикой. Один из ярких примеров - это Южная Корея и тхэквондо. Федерации тхэквондо сегодня созданы в 118 странах и на финансирование этих филиалов Южной Кореей выделяются немалые средства. И все это, ради поднятия общего престижа страны в лице других государств. Стоит добавить, что поднятие национального духа и поднятие престижа страны в основном всегда тесно взаимосвязаны.

Тем не менее, буквальная передача информации, тем более Востока Западу, невозможна из-за большой разницы в менталитете. Отсюда возникает целый ряд тенденций и закономерностей, связанных с адаптацией боевых искусств принимающей культурой: 1) адаптирование восточных боевых искусств применительно к "западному потребителю"; 2) усвоение носителями европейской традиции лишь выборочных элементов традиции; 3) формирование ответной реакции Запада на влияние восточных боевых систем.

Конечно, те или иные формы боевой подготовки, в том числе ведение боя голыми руками, были и есть во всех странах. Но таким историко-культурным феноменом, каким они являются в странах Дальнего Востока, эти формы никогда не были. На Востоке каждое традиционное боевое искусство содержит в себе спортивно-игровой, духовно-оздоровительный и военно-прикладной компоненты, которые могут сочетаться друг с другом в разных соотношениях. Однако, как правило, адаптация восточного боевого искусства к Западу идет по линии разрыва этого единства и акцентирования на каком-то одном компоненте. И боевое искусство превращается или в новый вид спорта, или в новый вариант оздоровительной гимнастики, или в новую форму подготовки, к примеру, спецназа.

Сегодня мы наблюдаем как целостная многовековая традиция боевых искусств становится целым направлением в мире современного спорта. Несомненно в наше время еще существуют носители древней традиции, которые передают ее как целостную систему. Но в действительности, эта традиция уже распалась на самостоятельные направления, такие как: военно-прикладное, лечебно-оздоровительное и спортивное. Конечно нельзя отрицать той практической выгоды, которую могут извлечь специалисты из какого-либо обособленного направления. Так, например, органы охраны правопорядка используют сугубо боевой потенциал восточных единоборств, и в этом есть необходимость. Медицина использует различные виды оздоровительной восточной гимнастики. Но изначально системы боевых искусств являлись средством обретения гармонии и духовности. И этим средством надо уметь воспользоваться, поскольку занимаясь какой-либо из таких систем, человек не становится высоко развитым и духовным автоматически.

К сожалению сегодня редко встречаются люди, которые достигли настоящего совершенства в процессе освоения боевого искусства и стали едиными телом и духом. Анализ восточных единоборств как спортивного направления, а это большинство всех проявлений боевых искусств сегодня, позволяет сказать, что у спорта и у восточных единоборств практически идентичный спектр проблем. Зачем люди идут в "большой спорт"? Некоторые - удовлетворить свои эгоистические потребности, некоторые - ради материальных благ, а в лучшем случае - укрепить здоровье или пообщаться с друзьями. Востоку, в своей изначальной традиции, такой подход чужд. Нам не известны старые мастера на Востоке, которые обогатились преподаванием или лечением. Были среди них и очень известные, но почти всегда как образец высокой морали и духовности. Трудно представить схожие тенденции в современном спорте: например, боксер-терапевт или шпажист-хирург, тогда как на Востоке любая система боевых искусств имела полифункциональный характер.

Выше утверждаемые факты находят подтверждение в проведенных нами социологических исследованиях (см.приложение). Исследуя мотивацию занятий различными видами боевых искусств можно заметить, что одними из главных мотивов являются, в основном, утилитарно-практические. Такие как: желание научиться защищаться, возможность самоутверждения, поддержание себя в хорошей физической форме, экзотика боевых искусств. Лишь половина занимающихся отмечают мотивы духовного совершенствования и здоровья. С творчеством свои занятия связывают всего одна четверть занимающихся, а ведь осознание процесса как творческого превращает людей из машин, точно выполняющих указание тренера, в людей, самостоятельно и по творчески строящих своё тело, свое мировоззрение, те есть самостоятельно и гармонично формирующих свою личность. Тут можно привести слова одного из старых мастеров Востока о том, что "ученик - это не чаша, которую наполняет учитель, а факел, который он только зажигает". Исследования также показывают, что осознание подобной истины и подобного отношения к боевым искусствам присутствует, в основном, у инструкторов и тренеров и реже - у учеников.

Анализируя процесс адаптации боевые искусства с российской культурой, можно сделать следующие выводы:

В процессе адаптации боевых искусств распались на две самостоятельные ветви - традиционную и спортивно-прикладную. Для традиционного направления характерен полифункциональный и гармоничный подход к боевым искусствам. Соревновательная деятельность либо не используется, либо используется как средство, а не является самоцелью. Для спортивно-прикладного направления характерен утилитарно-прогматический подход. В данном направлении культивируется один из аспектов боевых искусств. Например, для спортивного направления важен результат в соревнованиях, а для прикладного рукопашного боя - важно лишь умение применять боевые приемы в реальной ситуации.

2. Оба направления имеют важное значение и как культурный и как прикладной аспект человеческой деятельности.

3. Современные боевые искусства Востока в России имеют противоречивый характер. Очевидно, что причина превращения их в средства нанесения противнику повреждений, средство внушения страха или бесчеловечный спорт не в природе боевых искусств, а в самом человеке и наличии социального заказа. И то, какую форму приобретает боевое искусство, зависит от того, в чьих руках находится многовековая традиция.

4. Рост популярности в России восточных боевых искусств стал одним из факторов, стимулирующих появление большого количества "воссозданных" славянских школ боевых единоборств. Популяризация славянских стилей тесно связана со стремлением восстановить и активизировать русский национальный дух и вернуть, во многом утраченное национальное самосознание русского народа и его моральные ценности.

Приложение

Мотивация молодежи, занимающейся восточными единоборствами (юноши)

№ п/п

(%)

мотив

1.

96

желание научиться защищаться

2.

95

возможность приобрести уверенность в себе, самоутвердиться

3.

81

возможность физического совершенствования

4.

74

желание быть в хорошей физической форме

5.

72

экзотика Востока

6.

64

возможность духовного совершенствования

7.

43

возможность улучшить здоровье

8.

30

возможность общения, наличие друзей

9.

29

потребность в творчестве

10.

26

возможность отдохнуть

11.

25

возможность развлечься

12.

24

возможность расслабиться

Мотивация молодежи, занимающейся восточными единоборствами (девушки)

№ п/п

(%)

мотив

1.

98

возможность физического совершенствования

2.

91

желание быть в хорошей физической форме

3.

82

желание приобрести уверенность в себе, самоутвердиться

4.

73

желание научиться защищаться

5.

62

возможность общения

6.

51

возможность улучшить здоровье

7.

50

экзотика Востока

8.

41

возможность духовного совершенствования

9.

32

возможность отдохнуть

10.

20

потребность в творчестве

11.

11

возможность расслабиться

12.

9

возможность развлечься

(данные представлены по результатам опроса в г.Воронеже секции восточных единоборств - ушу, каратэ, тхеквондо, айкидо и др.)

Литература:

1. Асмолов К.В. Боевые искусства Дальнего Востока в России и СНГ: проблема адаптации / Научный альманах "Цивилизации и культуры".Вып.2 - М.: Институт Востоковедения РАН, 1995. - с. 203-215.

2. Тарас А.Е. Боевые искусства. Энциклопедический справочник. - Минск: Харвест, 1996. - 640 С.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Скороходов, В.В. Социокультурные аспекты адаптации боевых искусств Востока в России // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 172-177.