РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛНОВЫХ ТРЕНАЖЁРОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ - АКАДЕМИСТОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛНОВЫХ ТРЕНАЖЁРОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ - АКАДЕМИСТОВ

Стрельцов В. Ю.,
аспирант кафедры гребного спорта,
Ткачук А. П.

Для улучшения техники гребли и увеличения результативности подбираются и применяются различные средства нетрадиционной подготовки. Одним из таких нетрадиционных средств подготовки юных гребцов-академистов является использование эффекта Биомеханического резонанса [БМР], как в целях функционального и физического совершенствования организма, так и в целях восстановления общей и профессиональной работоспособности [1]. Практическое же применение этого открытия было доказано с помощью " Волновых тренажёров " ( волнаров ) при подготовке сборной команды по академической гребле к Олимпийским играм в Сеуле ( 1988 ). Спортсмены, которые применяли во время тренировки волновые тренажёры, заняли призовые места, несмотря на то, что были кандидатами на отчисление из сборной команды из- за возраста.

Работу в этой области продолжил М. Ф. Агашин. На принципе действия волнаров он разработал гантель динамическую " Тремомент " [ 2 ], которая воздействует на мышечные группы, внутренние органы и функциональные системы организма путём преобразования его биопотенциальной энергии в энергию упругих волн с частотой от 1 Гц. до 10 Гц. Периодическое изменения состояния мышц: от напряжения к расслаблению показало, что волновые колебания согласуют работу отдельных мышечных групп и биомеханических звеньев, что способствует улучшению скоростных, силовых и координационных возможностей организма при одновременной оптимизации энергетических затрат [ 3 ].

В статье / 3 / авторы отмечают, что в результате волновых воздействий достоверно повышается энерготранспортная функция мышц ( Аринчин 1978 ), что способствует усилению кровотока в определённой части тела. Это происходит благодаря ритмичному сокращению и расслаблению мышц и распространению упругих волн по органам и функциональным системам. Предполагается, что влияние биорезонансного эффекта может быть использовано для увеличения эффективности активного отдыха и восстановления работоспособности после физической нагрузки и умственной деятельности. Для выявления положительного биорезонансного (БМР) эффекта на восстановительные процессы необходимо установить оптимальные параметры частотно-амплитудных и временных характеристик этого воздействия, при которых бы отмечалось наиболее положительное влияние волнового воздействия на функциональное и физическое состояние организма при различном характере работы и степени утомления.

Наши исследования прошлого года были направлены на выявление возможности использования средств волнового воздействия для снижения утомления и восстановления работоспособности юных гребцов, и как следствие повышения спортивных результатов.

С целью решения поставленных задач была разработана экспериментальная программа педагогических исследований. В основу её был положен педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности волнового воздействия на организм в процессе утомления и восстановления.

При выполнении упражнения с динамической гантелью " Тремомент " , ритмическое колебательное движение груза создаёт периодическую смену направления усилий, действующих на человека. При этом мышцы, создающие и воспринимающие эти усилия, вынужденно меняют своё состояние с напряжённого на расслабленное и обратно в соответствии с частотой колебаний груза.

Исследования проводились на спортсменах ( юноши 14 - 15 лет) в естественных условиях естественной тренировки в лодке на воде , в условиях имитации гребли ( гребной бассейн ) и при физической подготовке ( в спортивном и тренажёрном залах ). В эксперименте участвовало две группы. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике подготовки, а в тренировках экспериментальной группы за счёт уменьшения количества серий во всех упражнениях за счёт применения гантелей динамических. Упражнения с волновым воздействием проводились в положении стоя и сидя, в вертикальной и горизонтальной плоскостях, одной и двумя руками с индивидуальной частотой колебания груза весом от 1 до 4 кг. Длительность волнового воздействия варьировалась в пределах от 10 сек. до 1 мин. На начальном этапе эксперимента ребята осваивали разновидности упражнений с гантелью динамической, подбирались индивидуальная частота колебаний, вес груза и время экспозиции. По мере освоения упражнений увеличивалась интенсивность тренировки изменялся режим работы с гантелью: количество подходов увеличивалось, а время работы за один подход уменьшалось. Изменялась и частота колебаний груза. Работа с гантелью динамической осуществлялась во время разминки, в микропаузах между подходами к снарядам, а также в заключительной части.

Изначально обе группы - и контрольная, и экспериментальная - были примерно одинаково физически подготовлены, за исключением бега и подтягиваний. Ребята из контрольной группы показывали более высокий результат в беге на дистанции 3000 м. Но со временем, после того как в экспериментальной группе на тренировках стали применять гантель динамическую, этот разрыв сократился, что отражено в таблице. В экспериментальной группе были отмечены снижение субъективных ощущений тяжести нагрузки и более глубокого восстановления, чем в контрольной. Ещё одним существенным наблюдением являлось то , что снижения утомления можно достичь путём уменьшения времени волнового воздействия, с одновременным повышением частоты колебаний груза. Была отмечена также нормализация АД у одного из занимающихся в экспериментальной группе.

Для составления таблицы мы взяли систему отсчёта не календарную, а по стажу занятий, что позволило свести спортсменов, начавших тренироваться в разные сроки, в общую таблицу.

Таблица N 1

Экспериментальная группа

Ф.И.О. Год рождения Спортивный стаж мес. Штанга
Fmax,кГс
Концепт 2000м., мин.,сек Бег
3000 м.
мин.,сек.
Подтягивания
кол. раз.
Тяга Прис.
В. П. 1982 1 50 75 7. 50 14. 30 -
Г. В. 1983 1 50 70 8. 20 14. 20 8
Х. Р. 1983 1 40 50 8. 35 14. 34 -
К. А. 1983 1 45 65 8. 28 14. 26 4

Контрольная группа

Ш.К. 1982 1 50 70 7. 47 12. 40 8
Т. В. 1982 1 50 65 7. 55 12. 43 6
К. В. 1983 1 45 60 8. 12 12. 44 9
Н. И. 1982 1 45 65 8. 22 12. 35 10
К. Д. 1983 1 45 60 8. 15 13. 27 7

Таблица N 2

Экспериментальная группа

Ф.И.О. Год рождения Спортивный стаж, мес. Штанга
F max, кГс
Концепт
2000 м.
мин.,сек.
Бег
3000 м.
мин.,сек
Подтягивание
кол. раз.
Тяга Прис
В. П. 1982 12 85 115 6. 51 11. 52 18
Г. В. 1983 12 80 100 7. 20 11. 54 35
Х. Р. 1983 5 50 65 7. 55 12. 47 12
К. А. 1983 5 60 75 7. 43 12. 15 15

Контрольная группа

Ш. К. 1982 12 70 90 7. 10 11. 30 17
Т. В. 1982 12 65 80 7. 22 11. 30 18
К. В. 1983 12 55 75 7. 37 11. 31 18
Н. И. 1982 12 55 80 7. 47 11. 27 18
К. Д. 1983 12 55 75 7. 37 12. 05 15

Таким образом , в результате апробации применения волновых тренажёров в системе подготовки юных гребцов, удалось установить следующее:

- упражнения с гантелью динамической положительно влияют на темп прироста как скоростно-силовых качеств, так и общей выносливости юных гребцов;

- применение " волновой тренировки " благотворно сказалось на самочувствии занимающихся, скорости восстановления после нагрузки и нормализации работы ССС ( АД и ЧСС ) ;

- в процессе продолжения эксперимента можно ожидать повышения эффективности метода за счёт совершенствования системы.

Литература:

1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений М., " Ф и С ", 1977г.

2. Агашин М.Ф. Динамическая гантель. Патент РФ № 2027456 " Бюллетень изобретений ", 1995 г. № 4.

3. Агашин М.Ф., Дмитриев В.С., Ткачук А.П. Система биомеханических средств и методов совершенствования профессиональной подготовки и профилактики заболеваний. Сборник " Материалы Всероссийской научно-практической конференции " Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже ХХ1 века ". М., ВНИИФК, 1994г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Стрельцов, В.Ю. Результаты применения волновых тренажеров в тренировке юных гребцов-академистов / Стрельцов В.Ю., Ткачук А.П. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 178-181.