МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗА Я-ФИЗИЧЕСКОГО У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗА Я-ФИЗИЧЕСКОГО У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАЭКВОНДО

Уляева Л.Г., кафедра психологии

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, одно из центральных мест принадлежит физическому образу Я (3), детерминирующему направление и уровень активности субъекта, динамику его личностных качеств.

Анализ спортивной практики показывает, что вопросу сформированности образа Я-физического уделяется недостаточное внимание, недооценивается его роль как механизма произвольной саморегуляции деятельности спортсмена.

Можно предположить, что повышение эффективности спортивного совершенствования зависит и от сформированности образа физического Я.

В своей работе, исходя из структурно-функционального анализа, мы использовали модель образа Я-физического (см. рис. 1), состоящую из трех структурных единиц: когнитивно-оценочной; эмоционально-эстетической; операциональной (25).

Я-физическое - это реально существующий психический механизм развития человека, который на системном уровне осуществляет саморегуляцию, саморазвитие, самодвижение, самореализацию. Этот механизм имеет свою специфику по отношению к любому другому аспекту самосознания (Я-духовное, Я-социальное и т.д. Имеется отчетливо упрощенное отношение к Я-физическому, сводимое к формированию схемы тела. "В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать" (17, с. 24).

На наш взгляд построение и динамика образа Я-физического теснейшим образом связана со спецификой конкретной деятельности (иерархии деятельностей (7) в которой участвует субъект. Спортивная деятельность вообще (и конкретный вид спорта в частности) служат источником формирования образа Я-физического в соответствии с канонами данного вида деятельности, в соответствии с его мотивами, целями и условиями. В данной работе мы использовали возможность изучения Я-физического в таэквон-до (ТКД).

К примеру, в ТКД 80% повседневных тренировок посвящены технике выполнения движений. Образ Я-физического, данный в представлениях и восприятии, отличается прежде всего отчетливостью и точностью психического отражения, степенью осознанности. Восприятие Я-физического, как любое восприятие более точно, конкретно, но и одновременно не отличается возможностью учета множества различных факторов, его составляющих. Представление шире и более емко, хотя и менее конкретно. В этом смысле Я физическое человека должно как ключ к замку подходить как к его двигательным способностям (физическим качествам), так и к его телесности (12)

Очевидно, что регулярные занятия ТКД будут накладывать отпечаток на представления о своих телесных особенностях (19) Положение в социальной группе и особенности межличностных взаимодействий очевидно также будут сказываться на таких структурных единицах как эмоциональная и операциональная. К субъективным причинам, от которых зависит формирование Я-физического, можно отнести прежде всего когнитивные и личностные особенности индивида.

При анализе группы методов, направленных на изучение уровня сформированности Я-физического, в соответствии с задачами исследования Я-физического в ТКД было установлено:

Существующие в зарубежной и отечественной психологии основные методы и технические приемы исследования образа тела и его отдельных аспектов можно классифицировать на основании методического принципа, который положен в основу того или иного приема. В соответствии с этим основанием различают : 1- объективные тесты, аппаратурные методики; 2- стандартизированные самоотчеты; 3 - проективные методы, 4 -диалогические (интерактивные) методы.

В первую группу входят методики, в котором возможен правильный тест или правильное выполнение задания. К ним следует отнести: методы изучение схемы тела и методы исследования точности самовосприятия. Особенность данных методов заключается в том, что представления о схеме и образе тела испытуемого создаются на основании его действий, прямых оценок и описаний определенных параметров своего тела.

При определении содержания понятия "схема тела" большинство отечественных и зарубежных авторов сводятся во мнении, что схема тела - это прижизненно формирующаяся структура, которая позволяет субъекту представить в любой момент и в любых условиях продолжение различных частей своего тела и ощутить их принадлежность к одному целому ( 4, 14, 16, 18, 20, 24 и др.)

Исследования, направленные на изучение точности восприятия своего тела, основаны на использовании различных аппаратурных методик - зеркал с меняющейся кривизной, подвижных рамок, искажений фотографии, телевидеотехники и т.п.

Для исследования представления о размерах собственного тела созданы ряд методик: "точечная", разработанная Ф. Аскевольдом (13), "специальная методика" разработанная А.Н. Дорожевцом (5), "функциональная оценка" (специальная экспериментальная процедура), разработанная М.О. Мдивани (8).

Для исследования образа Я-физического и самооценки в структуре аффективного компонента многими авторами использовалась методика Дембо-Рубинштейн (15),

Е. Т. Соколова дополнила эту методику проективными шкалами: "красивая - некрасивая внешность", "хорошая - плохая фигура", "общительность - замкнутость", "уважение к себе", "ценность в глазах других". Оценка по шкалам должна провидится с позиции Я- в настоящем, Я- в будущем, Я - глазами других.

Для анализа самооценки А.Н. Дорожевец (5) включил шкалы: "красивая фигура", "изящность" и др. Кроме самооценки исследовались различные "ожидаемые", "ретроспективные", "прогнозируемые" оценки. Сравнение результатов по выше названным шкалам позволили у испытуемого определить степень удовлетворенности своим физическим Я.

М.О. Мдивани, исследуя структуру образа физического Я, также использовала выше названную методику Дембо-Рубинштейн для измерения социального и идеального компонента о своих размерах. Для этого в бланк были добавлены еще две вертикальные линии, обозначенные как "высокий - низкий" и "толстый -худой", что соответствует вертикальным и горизонтальным размерам тела (8).

Методику исследования самоотношения (МИС) разработал С.Р. Пантелеев (11), которую охарактеризовал, как "компактную стандартизированную методику, которая позволяет сравнительно быстро, и в то же время достаточно полно и обоснованно выявлять специфику самоотношения испытуемых, и были бы пригодны для эффективного применения как в исследовательских, так и в практических целях.

В вторую группу методов входят: тесты-опросники, шкалевые техники, свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой. Общим для данной группы методик исследования образа Я-физического является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Одним из первых экспериментально исследовать образ Я-физического с помощью опросника попытался С. Холл (13). Он использовал простую анкету, которая включала несколько вопросов для выяснения частей тела, которые ребенок осознает в первую очередь. Далее исследования в данном направлении продолжил американский психолог С. Фишер (21) предложил "опросник телесного фокуса", состоящий из 108 пунктов, который позволил ему оценить индивидуальный способ распределения внимания на различных зонах тела.

Для определения связи между эмоционально-ценностным отношением внешности различными переменными Я-концепции используются чаще всего шкалевые техники, предложенные С. Журардом и Р. Секордом (23) ("шкала отношения к телу", "шкала самоотношения"). В первой испытуемые должны оценить по семибалльной шкале "нравится - не нравится" 46 частей и качеств собственного тела. Суммарный показатель удовлетворенности собой, полученный с помощью второй методики испытуемые оценивают такие понятия, как "нос", "ноги" или "цвет глаз" и т. д. , то во второй речь идет о силе "воли", уровне достижений", популярности" и т.п.

К методам свободного самоописания относится предложенная В.Н. Куницыной методика описания собственной внешности или "словесный автопортрет"(6).

Третью группу методов составили проективные методы. Традиционно для исследования образа Я-физического используются два известных проективных метода: метод рисования человека, для отражения определенных аспектов чувств, установок, представлений, и тест чернильных пятен Роршаха (например, оригинальный метод , предложенный С.Фишером и С. Кливлендом (22), который был направлен на установления степени четкости и определенности границ образа тела.) Кроме того , для исследования отдельных элементов образа Я- физического (голоса, внешности) используются рефрактивные техники, являющиеся одной из разновидностей проективных методов. Например, испытуемым предъявлялись тайком от них полученные фотографии их собственных рук, лиц в профиль, записей голоса или образцов почерка.

В четвертую группу методов входят беседа, интервью, диагностические игры, коррекционные телесно-ориентированные техники, включающие в себя диагностические приемы.

К телесно-ориетированным техникам, акцентирующим внимание исключительно на строение и особенностях функционирования тела относятся метод Ф.М. Александера, метод структурной интеграции и метод М. Фельденкрайса (18). Все перечисленные методы "учат тело действовать легко, естественно, предпочитают расслабление, стараются научить человека уменьшить привычные напряжения в теле, рассматривая тело и ум как одно целое, в котором изменения на любом уровне воздействуют на остальные части.

В отечественной психологии телесно-ориентированный метод психологической кооррекции (психомассаж) разработала В.С. Мухина (10). Важным достоинством, по мнению автора является возможность в процессе коррекционной работы осуществлять диагностику сформированности образа тела и других структурных звеньев.

Предварительные результаты сопоставления и отбора методик заключаются в следующем:

Выбранные методы должны быть адекватны предмету исследования и рабочей модели образа физического Я (трехкомпонентная модель).

Структурно-функциональные особенности образа Я-физического должны быть определены по отношению к конкретному виду деятельности (ТКД).

Необходимо предусмотреть возможность оценки динамики образа Я физического ( Я-реальное, Я-фантастическое, Я идеальное, Я-перспективное) (9).

Для проведения исследования по формированию Я-физического у занимающихся ТКД в качестве наиболее приемлемых методик нами были выбраны:

познавательно-оценочные - методика Куницыной по описанию собственной внешности;

эмоционально-эстетические - МИС (С.Р. Пантелеев);

операциональные - для оценки сформированности операциональной компоненты Я-физического у занимающихся можно использовать результаты выполнения тылей (заданий на технику исполнения приемов ТКД), т.е. применить метод экспертных оценок.

Рис. 1 Структура образа Я-физического

Литература:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. - 105с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 200с.

3. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени. - М.,1997. - 212с.

4. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации психического развития. // Вопросы психологии, 1972. - №1.

5. Дорожевец А. Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорекцией: Автореферат дисс. ... канд.психол. наук. - М.,1986. - 18с.

6. Куницына В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка //Вопросы психологии, 1968. -№1, - С. 90-99.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.

8. Мдивани М.О. Исследование структуры физического образа Я у школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. -М.,1991. -106с.

9. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1988. - 79с.

10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 240 с.

11. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993. -23с.

12. Попов А.Л., Мельников В.М. Психология спорта. Учебное пособие для студентов и слушателей РГАФК. - М., 1997. -140с.

13. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами: Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 18с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 704с.

15. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980. - 176с.

16. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии. - Вестник Московского Ун-та, сер. 14. Психол., 1985, №4. - С. 39-49

17. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. -284с.

18. Телесность человека: междисциплинарное исследование. - М., 1991. - 159с.

19. Уляева Л.Г. Реальное значение "Я"-физического в тхэквондо. // Тезисы докладов к международной научной конференции (к 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). - М., 1997. - С. 215-217.

20. Чеснокова И.И. Проблема самосознание в психологии. - М., 1977. - 144с.

21. Fisher S. Body experience in fantasy and behavior. N.Y.,1970

22. Fisher S., Cleveland S. Body image and personality. N. Y., 1958.

23. Jourard S.M.. Secord P.F/ Body cathexis and ideal female figure // I. of Abn. and. Soc. Psychol. 1955. V.50.)

24. Schontz F.C. Body image and its disordern // Intern. I/of Psychiat. Med. 1974. -V.5

25. Ulyaewa L.G. Physical - Ego in Taekwon-do. - Mersin, 1997.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Уляева, Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 192-197.