ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ В ТАЕ КВОН-ДО

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ В ТАЕ КВОН-ДО

Цилфидис Л.К., кафедра психологии

Высокие требования ТКД к духовной сфере занимающихся настоятельно требуют мобилизации самых эффективных современных педагогических достижений, учитывающих все средства формирования личности, включая особенности национальной культуры, ситуацию актуального социального развития, интересы различных слоев населения.

Отечественные исследования в области педагогического взаимодействия позволяют надеяться на повышение эффективности педагогического процесса в ТКД за счет корректного встраивания этих достижений в практику подготовки специалистов этого боевого искусства (4, 5, 7, 11, 12, 15). Одновременно с этим возникает необходимость разработки принципов и средств реализации возможностей педагогического взаимодействия, адаптированных к особенностям подготовки в традиционном ТКД, включающих педагогические знания и специальные практические задания по совершенствованию навыков педагогического взаимодействия для инструкторов и учителей в ТКД.

Одно из главных педагогических обобщений ТКД состоит в том, что инструктор, Учитель ответственны за формирование духовной культуры занимающихся, не позволяющей использовать сокрушающую силу и технику ТКД для использования в целях личных амбиций, совершения хулиганских или преступных действий. Условием выполнения многих заповедей ТКД является природосообразность, контакт с природой, в которой можно найти примеры пути преодоления соблазнов власти, денег и секса (15, с.33).

"Во время обучения учащийся должен постоянно совершенствовать дисциплину тела и духа" (15, с.34). Обязательной частью тренировок должны стать путешествия, путешествия по горам, холодный душ и ванны, общественные работы и этикет.

В ряде педагогических исследований (2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 16) подчеркивается необходимость получения специальных знаний по педагогическому взаимодействию, направленных на освоение особой технологии этого взаимодействия. Кроме этого, весьма существенными факторами успешного освоения и реализации резервов педагогического взаимодействия в ТКД служит создание целой методической системы, в которой были бы решены вопросы трансляции культуры в соответствующей сфере деятельности, проделана сложная работа по установлению междисциплинарных связей, выявлены структурные отношения теоретических и практических сфер конкретной деятельности, а также найдены личностные ориентиры (8, 10, 15).

В диссертационном исследовании В.В. Кольтиновой (7) в состав учебного предмета "Основы педагогического мастерства" рекомендуется включение ряда тем: мастерство педагогического взаимодействия, направленность на педагогическое взаимодействие, умения социальной перцепции в педагогическом взаимодействии, техника педагогического взаимодействия и педагогический такт, техника педагогического взаимодействия в условиях преград и конфликтов, толерантность педагога как условие конструктивного взаимодействия с воспитанниками, педагогическое взаимодействие в воспитании подростков с девиантным поведением, способы педагогического взаимодействия, содержание и типы заданий по подготовке занимающихся к педагогическому взаимодействию.

Нам представляется, что в перечисленных разделах программы должна быть проведена отчетливая грань между технической стороной педагогического взаимодействия (включающей технологию: приемы, средства и методы) и свойствами личности, личностными позициями участников этого взаимодействия. Напомним, что в традициях ТКД стержнем мастерства считаются духовные качества Учителя и преемственность этих качеств у воспитанников.

В ТКД существует целый ряд требований, которые не позволяют воспользоваться напрямую названными выше разработками по педагогическому взаимодействию, в том числе и для студентов физкультурных вузов. Никоим образом не умаляя значимости проведенных ранее теоретических изысканий в сфере педагогического взаимодействия и опираясь на них, мы встретили значительные сложности в применении этих разработок на практике. В ТКД практически отсутствуют классно-урочные формы освоения теоретических разделов программы (за исключением работы Учителя с инструкторами), весьма специфична форма поощрений и наказаний, существуют особые ритуалы уважения и почитания, отчетливо выражен лаконизм разъяснений, замечаний и бесед, предъявляются высокие требования к стойкости, переносимости болевых ощущений и т.п. Чаще всего существует и возрастная специфика освоения знаний, умений и навыков. Все это порождает видимую строгость и суровость Учителя, покорность учеников. За проявлениями покорности и послушания не сразу заметен бойцовский характер ученика, его достоинство (достоинству поклона тоже нужно учиться, и это тоже аспект педагогического взаимодействия).

Предлагаемый далее материал мы использовали в своей работе в качестве своеобразных принципов построения педагогического взаимодействия Учителя и учеников в ТКД. Они по существу являются попыткой адаптации научной терминологии и понятийного аппарата педагогического взаимодействия к практике работы российских школ ТКД.

Педагогическое взаимодействие - это способ, процесс и результат достижения учителем и учеником совместной цели в деятельности по освоению боевого искусства и культуры ТКД, обоюдное принятие смысла, содержания, форм и методов достижения этой цели, своеобразное разделение труда между учителем и учениками, добровольное принятие соответствующих ролей, требующее согласования и согласованности действий в овладении мастерством (в том числе и педагогическим). Это мудрая власть педагога и добровольное подчинение этой власти. Предпосылками успешного педагогического взаимодействия служат: наличие и знание учеником и учителем предмета взаимодействия, соотнесение знаний о предмете, внешняя выраженность понимания партнера.

  • Основные модели организации педагогического взаимодействия: совместно-индивидуальная (да-янг), совместно-последовательная, ситуативное взаимодействие и противодействие (масоги).
  • Основные механизмы социальной перцепции: идентификация, рефлексия, эмпатия, стереотипизация..
  • Типы педагогического взаимодействия: сотрудничество, доминирование, субъект-объектное и субъект-субъектное.
  • Виды активности осуществления педагогического взаимодействия: самостоятельное, совместно-активное (взаимопомощь), совместно-пассивное (социальная фасилитация).
  • Уровни педагогического взаимодействия: продуктивный (творческий) и репродуктивный (воссоздающий).

Техника педагогического взаимодействия представляется как наиболее целесообразное приспособление приемов взаимодействия к решению основной педагогической задачи с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с особенностями партнеров. Экономичность и эффективность чаще всего обеспечивается корректной постановкой задачи, заинтересованностью партнеров в ее наилучшем решении, готовностью партнеров принять на себя необходимую долю ответственности, проявлением разумной инициативы.

В педагогическом взаимодействии могут быть задействованы стратегии конфликтного, конкурентного и кооперативного поведения. В спортивной деятельности, в том числе и в ТКД, широко используются аналоги этих видов поведения, основанные на соперничестве, противоборстве и сотрудничестве. Участники конфликта могут использовать тактику компромиссов, приспособления и избегания.

Успех педагогического взаимодействия во многом предопределяется свойствами личности партнеров, прежде всего такими как направленность личности, педагогический такт, толерантность (2, 7, 8, 12, 13 и др.). Формирование и коррекция этих свойств личности происходит под влиянием авторитета Учителя, в результате стремления ученика стать Учителем, в ходе приобретения опыта построения отношений в группе занимающихся ТКД, а также под воздействием семьи, школы (трудового коллектива) и отдельных личностей, служащих примером для подражания. В ТКД ведущим обстоятельством и критерием оценки личностного влияния считается повторение в учениках идеального Учителя. При этом сохраняется обязательная дистанция педагога и воспитанников, а главной целью служит формирование мотивов правильного поведения. В ТКД широко используется понятия "близкого круга" (сонбеним - старшие ученики) и большого круга (дзедза - все остальные).

Направленность личности на педагогическое взаимодействие предполагает ориентацию на другого человека, желание понять его, поддерживать отношения, включающие взаимопонимание. Эта направленность может быть непосредственной (на конкретного человека, группу) и опосредованной (через направленность на совместное освоение ТКД).

Осознанность педагогической направленности может быть различной: от неосознаваемой до полностью осознаваемой, от некоей предрасположенности партнеров друг к другу, до тяги к совместному творчеству.

Успех выбора средств и методов педагогического взаимодействия зависит от степени осознания целей совместной деятельности, от усвоения смысла и особенностей субъект-субъектных отношений, в первую очередь от взаимного доверия педагога и воспитанников, от преодоления автократической предвзятости мнений и нацеленности на личные достижения.

Педагогический такт выступает в педагогическом взаимодействии прежде всего как мера соответствия выбранных приемов обучения и воспитания целям и задачам овладения ТКД. Тактичность как свойство личности в конечном счете определяется долей ответственности, принимаемой на себя участниками совместной деятельности, эта доля должна быть адекватной вкладу в конечный результат. Тактичность педагога и воспитанников - главное условие проявления педагогического такта во взаимодействии. Тактичное поведение зависит от установления благожелательных субъект-субъектных отношений, от умения слушать и проявлять искренний интерес к совместной деятельности, от предсказуемости поведения партнера, от выдержки и сдержанности в проявлении отрицательных эмоций.

Толерантность - свойство личности, предполагающее ее защищенность от воздействия неблагоприятных факторов, как результат снижения чувствительности и восприимчивости, формирования избирательной переносимости неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей. В ТКД уделяется весьма серьезное внимание закаливанию, переносимости болевых ощущений, проявлениям выдержки, самообладания, собранности, стойкости, непоколебимости духа (15). Боевое искусство ТКД как вид занятий человека сопряжено с большими физическими энерготратами, с жесткими критериями оценки движений, околопредельными требованиями к скоростным и силовым качествам, с высокой концентрацией внимания, с травмоопасностью и точностью движений в спаррингах и т.п. Все это должно быть помножено на фактор спортивного соперничества с присущими ему эмоциональными нагрузками (14). Толерантность выступает одним из ведущих предметов для постижения и условием воспитательного процесса. В психологии спорта с толерантностью теснейшим образом связывают психическую надежность спортсмена (5).

Толерантность проявляется в трех основных типах: спокойная и адекватная оценка происходящего, сдерживание, подчеркнутое равнодушие. Наиболее желателен в ТКД первый тип толерантности. Это не означает, что в педагогическом взаимодействии Учителя и учеников не используются все три типа толерантности (исходя из задач воспитания и в зависимости от ситуации). В качестве причин нетолерантного поведения чаще всего выступают: низкая культура чувств, повышенная тревожность, мнительность, торопливость, сужение сознания, слабое распределение внимания и его небольшой объем, защитный характер установок, иллюзии и ошибки восприятия партнеров и ситуации.

Средствами формирования толерантного поведения в педагогическом взаимодействии служат: сохранение спокойствия в напряженной ситуации, развитие волевых качеств, приемы психической саморегуляции, отвлечение или преднамеренное переключение внимания на другие объекты педагогического взаимодействия, сосредоточение сознания на цели действий, закаливание, задания по принципу отдаляющейся цели и т.п.

Уверены, что педагогическое взаимодействие должно стать одним из слагаемых педагогического мастерства Учителя в ТКД. Обеспечение этого взаимодействия способствует успешной трансляции и развития культуры ТКД, служит одним из средств повышения мастерства в боевом искусстве и важным условием творчества.

Литература:

1. Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.

3. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

4. Горбачева В.В. Самоопределение личности в структуре профессиональной деятельности: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1993. - 22 с.

5. Данилина Л.Н., Плахтиенко В.А. Проблема психической надежности в спорте. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 56 с.

6. Коломинский Я.Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения педагогического взаимодействия //Общение и развитие психики. - М., 1986.

7. Кольтинова В.В. Подготовка студентов института физической культуры к педагогическому взаимодействию. Дис. ...канд. пед. наук. Малаховка: МОГИФК, 1993. - 24с.

8. Коротаева Н.В. Взаимоотношения тренер-спортсмен в системе подготовки специалистов по единоборствам. - М.: Гцолифк. 1990.

9. Кузьмин Е.С. Уровни межличностной компетентности в педагогическом взаимодействии //Вестник ЛГУ. Серия экон., фин. право. - вып. 4, № 23. - 1984. - с. 68-73.

10. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного познания. - М., с. 80 - 92.

11. Психология межличностного познания /Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

12. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

13. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта. - Саратов, 1972.

14. Тае Квон-До (И Т Ф) /Правила. - М.: Принт центр, 1996. - 42 с.

15. Цой Хонг Хи Таэквон-до (Корейское искусство самообороны) /Перевод АО "ТКД". - М.: АОЗТ "ТКД", 1993. - 763 с.

16. Цукерман Г.А. Диагностика умения строить совместные действия / Новые исследования в психологии . АПН СССР. - 1986, № 1. -с. 51-56.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Цилфидис, Л.К. Принципы педагогического взаимодействия учителя и учеников в таэквон-до // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 209-214.