ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ

Черевач И.В.

Педагогическая деятельность тренера в современных условиях крайне сложна и многообразна. Она приобретает специфические особенности в связи с теми особыми задачами, которые приходится решать тренерам. Многие из этих задач связаны с современным олимпийским движением. В связи с этим возникает ряд важных и актуальных не только для теории, но и для практической деятельности тренеров вопросов: каким должно быть содержание педагогической деятельности тренера в рамках олимпийского движения, если исходить из целей и задач этого движения? Соответствует ли этим требованиям реальное содержание педагогической деятельности тренеров? Осознают ли сами тренеры особые задачи и направления их педагогической деятельности в рамках олимпийского движения? Ориентированы ли они в своей педагогической деятельности на решение тех задач, которые перед ними выдвигает олимпийское движение? Готовы ли они к деятельности в этом направлении? и т.д.

Именно эти вопросы являются предметом нашего диссертационного исследования. Для ответа на них проводится теоретический анализ и социологический опрос тренеров. В данной работе кратко излагаются результаты лишь теоретического анализа.

Теоретическая концепция педагогической деятельности тренера в современном олимпийском движении существенно зависит от того, как понимаются цели и задачи этого движения, его основные ценности, идеалы. С этой точки зрения можно выделить две принципиально различных концепции.

Первая из них (мы называем ее "спортивно-рекордистской") связана с таким подходом к олимпийскому движению, при котором его главной задачей считают всемерное развитие спорта, управление им, поощрение и пропаганду высоких спортивных достижений, рекордов, побед. Опираясь на олимпийский девиз "Быстрее, выше, сильнее", рассматривают эти рекорды, победы как основную ценность олимпийского движения, а идеалом (образцом для подражания) молодежи - атлета, который демонстрирует высочайшее спортивное мастерство, высокий профессионализм в спорте, т.е. мирового рекордсмена, олимпийского чемпиона. В рамках такого подхода в качестве главной, а нередко и единственной задачи тренера в олимпийском движении, считают воспитание им такого олимпийского атлета.

Такая концепция педагогической деятельности тренера в олимпийском движении не всегда формулируется в явном виде (по крайней мере, четко и определенно), но, как правило, именно она в настоящее время доминирует в практической работе тренеров (особенно тренеров олимпийских команд). Однако эта концепция не соответствует реальным целям и задачам современного олимпийского движения, если в их трактовке исходить из идей основателя этого движения Пьера де Кубертен, официальных документов олимпийского движения и тех комментариев, которые им дают руководящие деятели МОК.

Основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен считал, что олимпийское движение не может ограничивать свои цели и задачи чисто спортивными. При разработке концепции олимпизма он учитывал огромный гуманистический, -культурно-воспитательный потенциал спорта. Кубертен полагал, что спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним способны внести огромный вклад в совершенствование человека, человеческих отношений и общества в целом. Спорт и международные спортивные связи, считал Кубертен, могут вдохнуть в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства", способствовать сохранению и укреплению здоровья людей, их физическому совершенствованию, формированию и развитию высокой нравственности, утверждению мирных отношений между государствами, укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, "прекращению споров, разногласий и недоразумений", преодолению националистических предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими к разным культурам.

Одной из основных задач олимпийского движения Кубертен считал предотвращение разрыва между физическим и духовным развитием спортсменов, содействие их гармоничному развитию. Кубертен стремился к тому, чтобы сделать спорт (спортивное соревнование, основанное на принципах fair play) важной сферой воспитания и в рамках олимпийского спорта реализовать античный идеал гармонично развитой личности. В одном из своих выступлений в июле 1908 г. он охарактеризовал олимпийскую идею как концепцию "высоко развитой физической культуры, которая, с одной стороны, опирается на рыцарский дух, который так красиво называют "честной игрой"..., а с другой - на эстетическое восприятие, на культ всего прекрасного и изящного" [Цит. по: 6, с. 28]. В другом своем выступлении Кубертен подчеркивал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма". В своей речи на торжественной церемонии 17 апреля 1927 г. по случаю возрождения Олимпийских игр на земле Олимпии, Кубертен, обращаясь "к спортивной молодежи", сказал: "В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей губительных разрушений, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы. Но это произойдет лишь в том случае, если ваше понимание спортивной чести и бескорыстия будет таким же сильным и непоколебимым, как и ваши мускулы" [Цит. по: 2, с. 130].

В Европе спорт традиционно рассматривался философами и педагогами как такой элемент культуры, который тесно связан с теорией и практикой воспитания. Кубертен продолжил и усилил эту традицию. Он неоднократно подчеркивал, что при возрождении Олимпийских игр в первую очередь речь идет о значении спорта для "обновления человечества через воспитание". Как отмечает немецкий ученый О. Групе, "олимпийскую педагогику" Кубертена "можно свести к следующим пяти моментам: концепция гармоничного развития личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным достижениям; принцип любительства как проявление самодисциплины и отказ от материальной выгоды; этический кодекс спорта; формирование спортивной элиты" [1, с. 17].

Кубертеновский подход лежит и в большинстве современных трактовок целей и задач олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма. При этом, вслед за Кубертеном, особо важное значение придается, во-первых, задаче укрепления посредством спорта мира и взаимопонимания народов и, во-вторых, идее Кубертена о том, что олимпийский атлет непременно должен соблюдать принципы "честной игры", демонстрировать рыцарское поведение в соревнованиях. Так, президент МОК Х.А. Самаранч, отвечая на вопрос корреспондента, как он относится к словам Кубертена "олимпизм - это не организация, а образ мышления", сказал: "У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть - вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт - это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами" [8, с. 12]. Согласно Олимпийской хартии, цель олимпийского движения - "способствовать построению мирного и лучшего мира посредством воспитания молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры" [5, с. 6]. При перечислении основных задач МОК в Хартии отмечается, что этот Комитет: "... 5) способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики; 6) посвящает свои усилия тому, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них" [5, с. 7]. В тексте "Манифеста о честной игре", принятом на заседании Международного комитета честной игры в 1992 г., отмечается, что "принципы Честной игры являются необходимым и доминирующим свойством олимпийской идеи Пьера де Кубертена (олимпизм)" [12, р. 10]. В итоговом документе международного симпозиума "Актуальность Пьера де Кубертена", который по просьбе МОК был организован Центром олимпийских исследований в Лозанне в 1986 г., отмечалось, что "идея честной игры... сейчас становится еще более актуальной, чем в эпоху Кубертена" [см. 9, с. 10].

При характеристике идеалов олимпизма, целей и задач педагогической деятельности в олимпийском движении в научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих органов олимпийского движения, а также в официальных документах часто упоминается и необходимость гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца. Так например, президент МОК Х.А. Самаранч в одном из своих интервью сказал: "Я могу смело утверждать, что олимпийское движение сегодня больше, чем когда бы то ни было опирается на идеалы Кубертена. Эти идеалы братства, дружбы, взаимопонимания и гармоничного развития личности способствуют созданию лучшего и более спокойного мира" [15, p. 376]. Выступая на специальной 50-й сессии Генеральной Ассамблее ООН, в повестку которой был включен вопрос "Через олимпийские идеалы и спорт - к миру без войн, к лучшему миру", Х.А. Самаранч заявил: "Рассматривая спорт как часть образования и культуры, олимпийское движение стремится внедрить такой образ жизни, который основан на радости творчества и который гармонизирует умственное и физическое развитие личности" [7, с. 7]. Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Амаду-Махтара М? Боу в своей речи на открытии первой Международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт, сказал: "Приобщение к физкультуре и спорту в сочетании с развитием интеллектуальных способностей и моральным воспитанием вполне естественно готовит людей к спорту в соответствии со столь необходимой ему этикой. Больше чем когда-либо необходимо восстановить идеал, который Пьер де Кубертен сумел возродить через многие века в своей блистающей чистоте, идеал атлета, прилагающего все свои силы для того, чтобы превзойти самого себя, преодолевающего в своих бескорыстных усилия те границы, которые определили для него условия обычной человеческой жизни" [4, с. 34]. Такой идеал личности олимпийца пропагандировал и M. Мзали, член МОК, премьер-министр Туниса, в своих неоднократных выступлениях на сессиях МОА, в том числе в докладе "Моральный портрет олимпийца" в 1982 г. [14]. При этом он исходил из того, что олимпизм представляет собой философию, целью которой является "гармоничное воспитание и совершенствование человека", "единство физического, интеллектуального и духовного воспитания" [13].

Если опираться на такое понимание целей и задач олимпийского движения, становится очевидной ошибочность сведения педагогической деятельности тренера в олимпийском движении к подготовке спортсмена высокого класса, рекордсмена, чемпиона, и необходимость иной концепции этой деятельности. Согласно данной концепции, центральное направление педагогической деятельности тренера в олимпийском движении - воспитание спортсмена "в духе олимпизма", как об этом говорится в Олимпийской хартии, или другими словами, формирование "олимпийской культуры" спортсмена, если использовать предложенный Л.И. Лубышевой термин "олимпийская культура", которым она обозначает "специфическую философию жизни, включающую в себя духовные ценности спорта" [3, с. 155].

В.И. Столяров в качестве главной задачи педагогической деятельности всех субъектов олимпийского движения, включая тренеров, рассматривает именно задачу формирования олимпийской культуры спортсмена. Эта культура, в его истолковании, охватывает связанную с данной деятельностью "совокупность знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом)" [11, с. 105]. Основными компонентами, "блоками" олимпийской культуры спортсмена являются: определенное отношение к олимпийскому движению; спортивная культура; гуманистически ориентированное отношение к спорту.

Исходя из этого, можно выделить три основных направления педагогической деятельности тренера в олимпийском движении.

Первое направление - формирование у спортсменов такого отношения к олимпийскому движению, которое предусматривает: а) высокий уровень олимпийской образованности (наличие знаний об истории Олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах и ценностях олимпизма и т.д.); б) позитивную оценку олимпийского движения, его идеалов и ценностей; в) желание активно участвовать в этом движении, содействовать реализацию его целей; г) реальную (а не только декларативную) ориентацию на его идеалы и ценности и прежде всего поведение на соревнованиях, соответствующее принципам "честной игры".

Второе направление - формирование активного отношения к спорту и спортивной культуры, обеспечивающей высокие достижения в спорте. Эта культура включают в себя: интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты; знания в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований; умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях [см. 11, с. 94].

Третье направление педагогической деятельности тренера в олимпийском движении связано с тем, что здесь перед тренером стоит задача формирования у своих учеников спортивной культуры с ярко выраженной гуманистической ориентацией. Речь идет о формировании и развитии у спортсмена "знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют" [10, с. 152]. Такая спортивная культура предполагает гуманистическое отношение к спорту: отношение к нему как средству формирования физической культуры и здорового образа жизни; поведение в спорте в соответствии с принципами "честной игры"; эстетическое отношение к спорту; отношение к спорту, соответствующее требованиям экологической культуры; отношение к спорту как к фактору укрепления мира, дружбы, взаимопонимания, солидарности, дружбы, гуманности.

Таким образом, основными направлениями педагогической деятельности тренера в олимпийском движении, направленной на воспитание спортсменов в духе олимпизма, формирование у них олимпийской культуры, являются: 1) формирование такого отношения к олимпийскому движению, которое удовлетворяет указанным выше требованиям; 2) спортивное воспитание (формирование спортивной культуры и спортивного стиля жизни) и 3) спортивно-гуманистическое воспитание, имеющее целью формирование такого отношения к спорту, которое соответствует гуманистическим идеалам и ценностям.

Для успешного решения упомянутых выше задач тренер должен направлять свои усилия на формирование и развитие также и общей культуры своих учеников.

Литература:

1. Групе О. О будущем спорта высших достижений, ч. I. // Межд. спорт. движение, № 5. - М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986, с. 14-21.

2. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе": Сборник научных материалов. - М., 1974, с. 122-130.

3. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта, ч. 2. - Челябинск, 1997, с. 155-157.

4. Окончательный доклад "Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи". Первая Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт", Штаб-квартира ЮНЕСКО 5-10 апреля 1976 г. - Париж: ЮНЕСКО, 1976.

5. Олимпийская Хартия. Международный Олимпийский комитет. - М., 1991.

6. Петрова Наталия. Общественно-экономические системы и развитие олимпийского движения // Актуальные проблемы международного олимпийского движения/ Сост. Ангел Солаков. - София Пресс, 1980, с. 28-44.

7. Президент МОК на трибуне ООН // Международный журнал спортивной информации "Спорт для всех", N 1-2, 1996, с. 6-7.

8. Самаранч Х.А. Ориентир - XXI век // Олимпийская панорама, 1989, №1, с. 12-13.

9. Симпозиум "Актуальность П. де Кубертена" // Межд. спорт. движение. Экспресс-информация, вып. 11. - М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986, с. 9-11.

10. Столяров В.И. Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание детей и молодежи в условиях социализма // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта (ежегодник). Выпуск первый. Спорт. Культура. Воспитание. М., 1988, с. 151-169.

11. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 71-233.

12. Manifesto // Fair Play for All. Declaration of the CIFP. - Munchen, Paris, 1992, рp. 10-17.

13. Mzali Mohamed. Olympism and education // Report of the 18th session of the IOA. - Athens, 1979, pp. 62-72.

14. Mzali Mohamed. The Influence of Olympic Ideology on Education and Teaching Programs // Report of the 21st session of the IOA. - Athens, 1982, pp. 88-91.

15. Samaranch J. A. I’m fundamentally an optimist // Olympic Review, 1989, N262, рp. 376-379.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Черевач, И.В. Теоретическая концепция педагогической деятельности тренера в олимпийском движении // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 215-221.