ОТБОР И ПОДГОТОВКА "БЛИЗНЕЦОВЫХ ПАР" ГРЕБЦОВ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТРЕНАЖЁРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОТБОР И ПОДГОТОВКА "БЛИЗНЕЦОВЫХ ПАР" ГРЕБЦОВ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТРЕНАЖЁРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Чижикова Л.И.

Подготовка гребцов элитного класса в современных условиях, тем более комплектование крупных конкурентноспособных на международном уровне экипажей, не мыслится без применения в системе их подготовки информационно-тренажерных технологий.

Под термином "информационно-тренажерные технологии" мы подразумеваем ряд взаимосвязанных программно-аппаратных методик, позволяющих получать полный срез биомеханических и физиологических характеристик деятельности, оценивать состояние спортсмена непосредственно в процессе выполнения упражнения (по срочному тренировочному эффекту) и, тем самым, вести его к успеху без срывов и функциональных перегрузок.

Обеспечить решение перечисленных задач удается пока лишь в тренировке "под крышей" на гребных эргометрических комплексах (ГЭК) - тренажерах "адаптивного типа", создающих условия искусственной управляющей среды (по Агашину Ф.К. 1977, Ратову И.П. 1982).

До недавнего времени тестирование уровня развития специальных физических качеств гребцов и оценку их технического мастерства осуществляли на одном эргометре. Но специфика академической гребли, где от слаженности действий зависит успешность выступлений спортсменов в гонках, потребовала создания комплексного стенда из двух эргометров, подключенных к одному компьютеру. Это позволило решать задачи отбора и синхронизации действий перспективных пар гребцов в течение осенне-зимнего перерыва в гребле на воде, четче выявлять лидера и ведомого в паре, а также "загребного" крупного экипажа.

Как же практически обеспечивается реализация этой программно-аппаратной методики?

Сначала все члены группы кандидатов на попадание в состав конкретного экипажа подвергаются индивидуальному тестированию.

Им предлагается выполнить "батарею тестов", позволяющих оценить по 30 ведущим показателям гребной локомоции уровень их специальной работоспособности и технического мастерства:

* тест 15 гребков (стартовый разгон) - определение мощности алактатного и креатин-фосфатного источников энергообразования;

* тест 3 х 10 гребков со ступенчато нарастающим темпом:

26, 33, 40 гр/мин - определение мощности гликолитического источника энергообразования;

* тест на удержание заданной мощности в диапазоне

70 5% от значения "гликолитической" мощности - уровень специальной выносливости.

В процессе тестирования на экране монитора, находящемся в поле зрения гребца, отображаются в графическом и цифровом виде наиболее информативные из отслеживаемых и вычисляемых показателей спортивного действия в процессе выполнения данных тестов, а именно: время выполнения задания, пройденный условной лодкой путь, средний темп, средняя скорость условной лодки, максимальная мощность и ряд основных динамических и кинематических характеристик гребкового цикла.

Помимо цифровой информации на экране монитора отображаются графики зависимостей:

* "сила - путь" на рукоятке эргометра;

* "сила - путь" на упоре для ног;

* сила инерции массы гребца при перемещении на подвижном сиденьи;

* годограф "путь банки - путь рукоятки".

Все перечисленные зависимости отображаются на экране монитора относительно "пути рукоятки эргометра" по оси Х (в одинаковом масштабе).

Наряду с перечисленными выше кривыми, регистрируемыми в так называемой "ортогональной" развертке (луч осциллоскопа или маркерная точка на экране все время находится в поле зрения), на экране воспроизводится и кривая мгновенной скорости условной лодки, но уже во временной развертке (рис.1).

Необходимо отметить, что форма этой кривой полностью отражает характер изменения скорости реальной лодки. Это достигается программным путем, благодаря учету действия инерционных сил в системе "гребец - эргометр".

Ранг спортсмена в группе определялся как по наиболее значимым показателям гребной локомоции (средняя и максимальная мощность, скорость условной лодки и др.), так и по интегральному критерию - отношению суммы реально набранных по оцениваемым показателям баллов относительно суммы баллов "по модели" (табл.1).

"Модель" строилась по данным собственных исследований и зарубежных источников с помощью статистических методов. Модельные характеристики гребкового цикла, установлены эмпирическим путем по "кривым работы" элитных гребцов.

Круг претендентов на включение в состав конкретного экипажа суживается с учетом данных всех тестов . Помимо этого, спортсмены проводят тренировки на сдвоенном ГЭКе с целью синхронизации действий и подбора "близнецовых пар" по биомеханическим и функциональным параметрам. После теста проводится детальное сравнение данных обоих гребцов по 30 характеристикам гребной локомоции. По величине несогласованности действий при выполнении ролей загребного и ведомого судят о предпочтительности рассадки по номерам внутри каждой конкретной пары гребцов (рис.2).

Благодаря наличию канала обратной связи спортсмены имеют возможность сравнения в реальном времени собственных данных с данными партнера, что позволяет вносить срочные коррективы в характер своей деятельности. На основании полученной информации тренеру даются рекомендации относительно состава команды и рассадки по номерам от кормы к носу лодки.

Использование данной методики комплектования "близнецовых пар" и синхронизации их действий на сдвоенном гребном эргометрическом комплексе позволяет ускорить процесс создания новых и усиления действующих экипажей в стандартных для зимы условиях тренировки и создает предпосылки для повышения результативности их выступлений в лодке.

Нами было проведено лонгитудинальное исследование эффективности данной методики на элитных гребцах сборной команды России в период их подготовки к Играм XXVI Олимпиады в г.Атланта (США). Экипаж восьмерки мужской (тренеры Воронков А.Б., Чернов П.К., плюс ряд клубных тренеров, подготовивших запасных гребцов) был протестирован по нашей методике. Отставание от планируемого "модельного" результата составляло 4 %, что вылилось в проигрыш победителю Люцернской регаты-96 в классе мужских восьмерок целых восьми секунд. Такой результат позволял претендовать нашему экипажу в лучшем случае на место в финале Олимпийских игр.

Согласно с результатами обследования были даны рекомендации произвести замену одного гребца основного состава восьмерки на более выносливого запасного (с баковой стороны) и взаимно поменять местами 4-го и 6-го номеров. По отзывам тренеров, наряду с комплексом других мероприятий заключительного этапа подготовки, учет наших рекомендаций по желательной замене и оптимизации рассадки гребцов с позиций "биомеханической совместимости" позволил "ударному" экипажу сборной команды России выиграть бронзовые медали Олимпийской регаты-96, победив в финале успешно выступавшие восьмерки Канады, США и Австралии.

Это позволяет нам рекомендовать к более широкому использованию в системе подготовки сборных команд, в обучении и отборе гребцов информационно-тренажерных технологий.

Литературы

1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений М., "Ф и С", 1977г

2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М., "Ф и С", 1977г

3. Ткачук А.П. Комплексная оценка специальной работоспособности и технической подготовленности в академической гребле: Методические рекомендации. - М., ВНИИФК, 1984г

4. Ткачук А.П., Монахов В.В. Оценка возможностей и классификация гребцов-академистов // Усовершенствование системы подготовки в академической гребле ( информационно-методические материалы ). - М., 1977г , стр. 6-9.

5. Селуянов В.Н. Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию., Сборник: Труды учёных проблемной научно-исследовательской лаборатории. - М., РГАФК, 1996г., под редакцией Селуянова В.Н.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чижикова, Л.И. Отбор и подготовка "близнецовых пар" гребцов на базе информационно-тренажерных технологий // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 224-227.