ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛЫ И СКОРОСТИ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛЫ И СКОРОСТИ РЕАКЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Паломарес Э. магистрант,
Матвеев А.П., кафедра теории и
методикии физического воспитания

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в Бразилии все более пристальнее уделятся внимание физическому воспитаню подрастающего поколения. В школах введены обзательные два урока физической культуры в неделю, осуществляются поиски подходов к разработке содержания учебного материала по этому предмету. Вместе с тем, трудность сегодняшнего этапа в развитии школьной физической культуры связана с двумя группами причим: а) наличием школ разного типа и б) отсутствием достаточного экспериментального и методического материала для разработки содержания учебных программ. В настоящее время в Бразилии существуют разные виды организации школьного образования:

1) Частные школы, ориентирующиеся на собственные учебные программы (срок обучения 11 лет));

2) Государственные школы, работающие по общим программам (срок обучения 11 лет);

3) Государственные школы с начальным образованием (срок обучения четыри года).

В первых двух типах школ преподавание предмета физической культуры ведут учителя-специалисты, в школах третьего типа - учителя по другим предметам. Отсутствие единой основы в организации деятельности школ характеризуется различием в содержании и уровне требований к образованию школьников в том числе и по предмету физической культуры. Поэтому для развития физической культуры в школах с разной организацией учебного процесса необходимо создание современной учебной программы, разработка ее содержания на научно-обоснованных подходах.

Целью настоящего исследования являлось изучение эффективности влияния содержания российских учебных программ по физической культуре на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся младшего школьного возраста. Одной из задач этого исследования являлась оценка особенностей развития силы и скорости (простой и сложной реакции) мальчиков и девочек 1 - 4 классов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в школе №1033 г. Москвы с учениками младших классов, возрастом от 7 до 10 лет, всего 264 человека (мальчики-124 чел.; девочки-140 чел.).

Тесты физической подготовленности:

-становая и ручная динамометрия;

Быстрота реакции:

-скорость простой реакции измерялась с помощью теста ловли метрической линейки (результат оценивался в сантиметрах);

-скорость реакции на движущийся объект измерялась посредством остановки секундной стрелки в заданной точке (результат оценивался по количеству делений на циферблате секундомера).

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Таблица №1

Показат Динамомет. (Кг) Становая Скорость
Континг Правой Левой Сила (кг) Прост. (см) Слож. (Сек)
М - 7 лет

Д - 7 лет

М - 8 лет

Д - 8 лет

М - 9 лет

Д - 9 лет

М - 10 лет

Д - 10 лет

14,08 (± 2,64)

12,94 (± 3,27)

16,66 (± 3,21)

15,19 (± 3,73)

19,03 (± 3,63)

18,41 (± 4,11)

24,30 (± 5,96)

20,08 (± 4,25)

12,17 (± 1,97)

12,14 (± 3,12)

14,84 (± 3,23)

13,97 (± 3,81)

18,26 (± 3,52)

17,71 (± 3,90)

22,58 (± 4,49)

19,31 (± 4,27)

55,50 (± 10,05)

53,78 (± 14,57)

64,06 (± 10,63)

59,24 (± 12,14)

69,71 (± 10,82)

66,76 (± 9,96)

74,24 (± 13,31)

68,11 (± 8,98)

21,00 (± 3,95)

20,09 (± 3,54)

19,56 (± 3,32)

19,16 (± 4,58)

18,71 (± 4,53)

17,21 (± 4,72)

16,36 (± 4,91)

15,00 (± 4,13)

-1,21 (1,64)

-1,11 (1,53)

-0,91 (1,40)

-0,82 (1,34)

-0,60 (1,38)

-0,50 (1,48)

-0,42 (1,20)

-0,36 (1,53)

М - мальчики  Д- девочки

СРАВНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Данные ручной динамометрии свидетельстуют, что приросты показателей силы как правой, так и левой руки происходят у мальчиков и девочек с 1 по 4 класс. Однако темпы прироста в разных возрастных группах различны. Наибольший прирост приходится у мальчиков в период с 3-го по 4-й класс, а у девочек - годом раньше, со 2-го по 3-й класс. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что темпы в приросте силы правой и левой руки различны. Последнее может свидетелствовать о наличие асинхронного развития силы мышц различных частей тела у детей данного возраста. Следуя положениям концепции "сенситивных периодов" можно пологать, что в 3-ем классе у девочек и в 4-м классе у мальчиков в содержание уроков физической культуры должны включаться соответствующие "асинхронные" упражения, в том числе и с дополнительным отгощением. Однако, при анализе программ по физической культуре российских школьников отражение этого факта нами не обнаружено.

Изучение особенностей динамики развития становой силы показало, что наибольшие просты данного показателя фиксируются у девочек в третьем классе, а у мальчиков во 2-м. При этом, интенсивный прирост силы в третьем классе у девочек позволяет им догнать мальчиков по абсолютным в показателях становой динамометрии. Но, после этого, темпы прироста у мальчиков существенно возрастают по сравнению с девочками. Полученные данные подтверждают, что для девочек третьего класса в содержание учебного материала могут включаться упражнения на развитие силы в большем обьеме чем для мальчиков. Однако, в содержании Школьных программах различий между мальчиками и девочками по этому факту не осуществлятся.

Изучение темпов прироста показателей простой и сложной реакции свидетельствует, что удучшение реакции имеет также не только возрастные, но и "половые" особенности. Как видно из графиков 3-4 наиная с 3-го класса девочки по темпам прироста превосходят мальчиков. Последние обгоняли девочек по этому показателю на предшествующем возрастном этапе. Сравнивая эти данные с особенностями динамики силы можно видеть, что показатели развития скорости реакции по разному сочетаются у мальчиков и девочек. При этом у девочек, болле отчетливо прослеживается связь между темпами прироста скорости реакции и развитием силы мыщц правой и левой руки. Анализируя отражение этих фактов в содержании школьной программы, можно прийти к заключению, что основным средством развития скорости реакции предстают подвижные игры, в содержании которых с возрастом увеличивается удельный вес т.н. эстафет. В тоже время, вопросу дифференцировки как по содержанию игр, так и по отбору физических упражнений на развитие силы мышц рук и туловища с учетом возрастных особенностей развития мальчиков и девочек в программах на наш взгляд уделено мало внимания.

Литература:

1. Матвеев А.П. Физические качества//Теория и методики физического воспитания. Москва, 1991.

2. Матвеев А.П. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I - XI классы)//Физическая Культура. Москва, 1995.

3. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере Физической Культуры. Москва, 1997.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической Культуры//Физкультура и Спорт. Москва, 1991.

5. Программы - Физическое Воспитание Учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигателных спосовностей//МОРФ. Москва, 1993.

6. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в Физической Культуре//РГАФК. Москва, 1997.

7. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Солькин В.Д. Физиология школьника. Москва, 1990.

8. Castellani Filho L. Educaзгo Fнsica no Brasil. Sгo Paulo, 1994.

9. Hurtado J.M. O Ensino da Educaзгo Fнsica. Porto Alegre, 1998. 10.Matveev A.P. Educaзгo Fнsica Escolar-Teoria e metodologia. Rio de Janeiro, 1997.

11. McArdle W.D, Katch F.I., Katch V.L. Exercise Physiology. New York, 1991.

12. Programa de Educaзгo Fнsica e Desportos. Curitiba, 1984-87.

13. Verkhoshanski I.V. Forзa. Rio de Janeiro, 1996.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Паломарес, Э. Изучение динамики показателей силы и скорости реакции у детей младшего школьного возраста / Паломарес Э., Матвеев А.П. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 239-241.