К ПРОБЛЕМЕ МНОГОСТОРОННИХ СПОСОБНОСТЕЙ

К проблеме многосторонних способностей*

А. Л. Готсдинер (Россия)

... Здесь представлено наше понимание многосторонних способностей (актуальность именно этой стороны проблемы в настоящее время значительно возросла в связи с неуклонным движением нашего общества к рыночным отношениям и необходимостью в перемене рода деятельности и переквалификации для большой массы людей, которые могут оказаться безработными).

Отсутствие внимания к многосторонним способностям и недооценка этой проблемы в немалой степени обязаны парадоксу здравого смысла, когда один внешне очевидный аргумент исключает все другие. Действительно, с точки зрения здравого смысла лучше хорошо заниматься одной деятельностью, чем плохо или кое-как несколькими.

Эта мысль не нова. Еще в IV в. до н.э. ее выразил Платон: "Пусть никто не будет одновременно литейщиком и плотником, ибо человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства и две науки". В XVI в. испанский мыслитель Хуан Уарте требовал узаконить это положение: "Для того, чтобы произведения мастеров обладали тем совершенством, которое было бы полезно для государства... следовало бы установить следующий закон: пусть плотник не занимается земледелием, а ткач архитектурой, пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом, но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных". В наше время это нашло отражение в следующем афоризме: Нужно немного знать обо всем и все о немногом".

Однако во всех этих высказываниях не принимаются во внимание безграничные возможности человеческой психики, которые очень редко проявлялись в полной мере в истории человечества...

По преимущественному виду мышления, личностной направленности и способу осуществления деятельности, в которой происходит реализация способностей, мы разделяем их на три основные видовые группы: интеллектуальные, художественные и практические... Каждая из таких видовых групп способностей может включать множество профессий, но общим для них является единая форма мышления и одинаковые способы деятельности...

К интеллектуальной группе многосторонних способностей относится способность к обобщению большого и часто разрозненного фактического материала из разных областей знания, к нахождению причинно-следственных связей по аналогии или парадоксальным ассоциациям. Этот вид многосторонних способностей связан с деятельностью философа, математика, астронома, ученого и исследователя теоретика в любой отрасли знаний... К художественной группе многосторонних способностей относятся все виды деятельности, где основной формой мышления и программой деятельности является художественный образ... В эту группу способностей объединяются художники, композиторы, архитекторы, поэты, музыканты, актеры, деятели всех видов искусства... Совершенно незаслуженно обойдены вниманием ученых - психологов, социологов, педагогов - обладатели практических способностей, благодаря деятельности которых реализуются научные открытия, существует и развивается промышленность, техника, средства производства, транспорта, быта, все ремесла, обеспечивающие развитие цивилизации и удовлетворение материальных и культурных потребностей людей. Ярко выраженных обладателей такой группы способностей мы именуем мастером, умельцем, говорим, что у них золотые руки...

Многосторонние способности могут быть внутривидовыми - назовем их мономодальными - и проявляться в пределах одного вида деятельности (научного: теоретик-экспериментатор, специалист по ракетному топливу - химик-прикладник; литературного: писатель- публицист; практического: слесарь-сборщик). Другим видом многосторонних способностей являются отраслевые, также мономодальные, но более широкие, например, литературные: писатель- поэт-драматург-критик; музыкальные: композитор-дирижер-пианист-педагог. Особый интерес представляют межвидовые многосторонние способности (назовем их соответственно полимодальными), проявляющиеся в нескольких видах деятельности, не связанные между собой ни способом мышления, ни оперированием материалом и разные по своей модальности. Например, инженерные и поэтические, математические и художественные (скульптурные), медицинские и музыкальные...

По широте распространения многосторонние способности объединяются неодинаково. Реже можно встретить многосторонние способности интеллектуального типа, что, по-видимому, связано с необходимостью освоения огромного объема специальных знаний, которые накоплены в каждой из отраслей наук... И все же в качестве примера приведем П. Ф. Лесгафта, выдающегося русского педагога, анатома, врача и психолога; Л. Сцилларда - выдающегося физика-ядерщика, ставшего крупнейшим биохимиком; академика Н. Н. Семенова, блестящего физика и химика, основателя нового направления - физической химии.

Более многогранны художественные и практические многосторонние способности. Здесь гораздо чаще можно встретить многосторонние способности как в рамках одной отрасли искусства и техники, так и в нескольких отраслевых видах деятельности. Например, мономодальные музыкальные: В. Х. Глюк - композитор, реформатор оперы, певец, виолончелист, скрипач, органист, дирижер; В. А. Моцарт - композитор, клавесинист, скрипач, дирижер; А. Г. Рубинштейн - крупный общественный деятель, основатель Петербургской (Ленинградской) консерватории, выдающийся пианист XIX в., композитор, дирижер и педагог; блестящий румынский музыкант Дж. Энеску - композитор, дирижер, скрипач, пианист и педагог. Назовем обладателей многосторонних художественных способностей, проявивших себя в разных отраслях искусства: П. А. Брюллов - художник, педагог, виолончелист, пианист; М. Ю. Лермонтов - поэт, писатель, живописец, скрипач; Т. Г. Шевченко - поэт, живописец, музыкант; Э. Т. А. Гофман - писатель, композитор, дирижер, живописец; Ф. И. Шаляпин - певец, актер, художник, скульптор, обладатель незаурядных литературных способностей, чтец; Э. Карузо - певец, скульптор, киноартист, карикатурист; Ч. Чаплин - режиссер, киноартист, сценарист, композитор; Ю. А. Кремлев - музыковед-историк, знаток эстетики, поэт, художник, композитор; М. К. Чюрленис - композитор и художник.

Наиболее интересное сочетание представляют собой обладатели межвидовых полимодальных многосторонних способностей. Они представлены такими гениями, как Ибн Сина (Авиценна) - философ, врач, естествоиспытатель, поэт, автор трактата по теории музыки; Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, И. Ньютон, В. А. Гете, М. В. Ломоносов. У А. П. Бородина научная деятельность в области химии сочеталась с деятельностью композитора; у зоолога Н. А. Холодковского - с деятельностью поэта-переводчика; у Д. И. Менделеева - с работой по истории живописи. Разносторонние способности проявили Г. Галилей, Р. Декарт, А. Дюрер, Ж. Л. Д’Аламбер, Г. В. Лейбниц, А. С. Грибоедов (дипломат, драматург, поэт, композитор). Из современных нам ученых назовем выдающегося советского физика Я. И. Френкеля, профессионально владевшего скрипкой; американского физика Ф. Хойла, автора литературных произведений; канадского нейрофизиолога и писателя У. Пенфилда; гениального физика и любителя-музыканта А. Эйнштейна...

С целью изучения многосторонних способностей и их распространенности нами в течение ряда лет наблюдались около 250 учащихся Ленинградской городской детской музыкальной школы, обучающихся одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. Для этой цели учащимся выдавался "Дневник интересов", в котором они фиксировали свои увлечения и конкретную деятельность в разных областях. Анализ дневникового материала показал, что у большинства школьников проявляются устойчивые интересы к определенным видам деятельности, которые постепенно формируются в способности. Как правило, учащиеся хорошо успевают по общеобразовательным и музыкальным предметам, причем, по свидетельству многих из них, это помогает им преодолевать утомление. Кроме того, дети рисуют, выжигают по дереву, вышивают, сочиняют стихи, музыку, кроссворды и шарады, поют джазовые песни, занимаются в студии бальных танцев, играют в шахматы и шашки, увлекаются фотографией, коллекционируют марки, монеты, значки, посещают кружок юннатов и биологический кружок в Дворце пионеров, занимаются фигурным катанием и плаванием. По разным объективным причинам нами не проводились систематические занятия с ними. Эти данные представляют собой результаты констатирующего эксперимента.

Более целенаправленно нами проводилось исследование трех обладателей ярко выраженных многосторонних способностей. Это Н. И. З-ов, слесарь-лекальщик, токарь 7-го разряда, фрезеровщик, блестящий конструктор и мастер модельной женской обуви, мужской портной, хорошо играющий на гитаре и поющий популярные песни; Л. Г. А-д, научный работник (доктор филологических наук, музыкант. часовщик, успешно осуществляющий оптико-механические работы большой сложности; П. К. К-ев, автослесарь высокого разряда, радиотехник, увлекается радиоэлектроникой, живописью, кинолюбительством.

Длительные наблюдения за их деятельностью в различных областях позволили выделить главные для всех психологические качества.

1. Творческий подход и постоянный творческий поиск. При дефиците времени применяются проверенные ранее способы, но каждый предпочитает новую задачу решать по-новому ("раньше делал иначе, сейчас не подходит").

2. Наличие ярких, устойчивых представлений, развитой способности к представлению. Каждой работе предшествует многообразный, часто невольный, но настойчивый процесс представления.

3. Чувство материала. Не знание, а именно чувство материала, так как кроме теоретических и практических знаний о нем в этом участвует интуиция, догадка, прогнозирование... Благодаря совершенному чувству материапа достигается изящное решение научной проблемы, получается легкая и красивая конструкция, находится простое и оптимальное решение сложной технической задачи; сборка и ремонт оказываются легкими и удобными.

4. Настойчивость, своего рода одержимость, которая стимулирует огромную работоспособность. Великолепное чувство материала позволило Микеланджело "увидеть" в глыбе мрамора, отвергнутой как непригодная, будущую статую Давида; русскому самородку умельцу И. П. Кулибину построить макет арочного поста из дерева, выдержавший вес многих участников испытаний; талантливому авиаконструктору А. Н. Туполеву "увидеть" будущий материал для авиапромышленности в дюралюминии; замечательному режиссеру Г. А. Товстоногову "увидеть" князя Мышкина в почти неизвестном до того времени актере И. Смоктуновском...

Таким образом, многосторонние способности проявляются в том, что: 1) каждая из составных способностей может стать доминирующей, при этом алгоритм деятельности соответственно перестраивается; 2) индивид может успешно использовать разные ансамбли способностей и на высоком качественном уровне осуществлять разные виды деятельности; 3) обладатель многосторонних способностей может освоить и такую деятельность, которая не имеет родовых связей с прежней модальностью, прежней деятельностью.


* Статья (с небольшими сокращениями) из ж. Вопросы психологии”, 1991, № 4.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 41-45.