ОЛИМПИЙСКИЙ АТЛЕТ И СПАРТИАНЕЦ - ДВЕ МОДЕЛИ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Олимпийский атлет и спартианец - две модели гармонично развитой личности

В. И. Столяров (Россия)

Одна из основных гуманистических идей - идеал гармонично развитой личности. Различные гуманистические концепции, независимо от того, какую сферу человеческой деятельности они затрагивают - науку, искусство, спорт и т.д., учитывают этот идеал, давая ему соответствующую интерпретацию.

В данной статье ставится задача охарактеризовать и сравнить две такие интерпретации, одна из которых связана с философией олимпизма, другая - с концепцией спартианского движения.

Философия олимпизма и идеал гармонично развитого спортсмена

Как известно, современное олимпийское движение возникло в первую очередь для того, чтобы объединить тех людей, которые учитывают огромный гуманистический, социально-культурный потенциал спорта, направляют свои усилия на развитие спорта как важного элемента человеческой культуры, на максимально полную реализацию в спорте и посредством спорта общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей и предотвращение возможности его использования в антигуманных целях.

Поэтому к числу наиболее важных, фундаментальных ценностей олимпизма обычно относят именно гуманистические идеалы. На этих идеалах базируется и философия олимпизма. Олимпизм, - как записано в Олимпийской хартии, основном документе олимпийского движения, - представляет собой философию жизни, "возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства" [27, с. 6].

Из этой формулировки видно, что в число идеалов олимпизма наряду с такими гуманистическими идеалами, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимообогащающее общение людей, включен и гуманистический идеал гармонично развитой личности.

Идеал гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца относится к числу основных ценностей олимпизма во многих научных публикациях, в выступлениях видных государственных и общественных деятелей, представителей руководящих органов олимпийского движения и т.д. В качестве иллюстрации укажем на то, что Rosandlich - из Академии спорта США, выступая на последнем олимпийском конгрессе, прямо подчеркнула, что Академия исходит из признания в качестве важной составной части олимпийской идеи необходимость целостного, гармоничного развития личности олимпийского атлета [см. 78, p. 77].

Указанный идеал постоянно обсуждается и пропагандируется на сессиях Международной Олимпийской академии и Национальных олимпийских академий, на научных конгрессах и конференциях, посвященных олимпийской проблематике.

В официальных документах и речах общественных деятелей, в научных публикациях при истолковании олимпийского идеала гармонично развитой личности спортсмена обычно исходят из той концепции этого идеала, которую сформулировал французский педагог, историк, литератор, основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен.

Как известно, одной из основных задач олимпийского движения Кубертен считал предотвращение разрыва между физическим и духовным развитием спортсменов, содействие их гармоничному развитию.

По мнению Кубертена, активные занятия спортом не должны приводить к одностороннему, уродливому развитию олимпийского атлета. Спортсмен должен гармонично сочетать физическое совершенство с высокой духовной культурой. В своей речи на торжественной церемонии 17 апреля 1927 г. по случаю возрождения Олимпийских игр на земле Олимпии Кубертен подчеркнул: "В современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительного разрушения, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы" [61, р. 100].

С этих позиций Кубертен выдвигал и определенные требования к личности олимпийца. В одном из своих выступлений в июле 1908 г. он охарактеризовал олимпийскую идею как концепцию "высоко развитой физической культуры, которая, с одной стороны, опирается на рыцарский дух, который так красиво называют "честной игрой"..., а с другой - на эстетическое восприятие, на культ всего прекрасного и изящного" [цит. по: 30, с. 28]. В другом своем выступлении Кубертен подчеркивал, что "культ усилия, соревнования на грани риска, любовь к родине, благородство, дух рыцарства, контакты с живописью и литературой - все это является фундаментом олимпизма". Выступая за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, он возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование", отрицал посредственность, которая "в настолько удручающих формах зачастую навязывается современности" [цит. по: 62, p. 67].

Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения. Олимпиец не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение честному, благородному, рыцарскому поведению в спортивных поединках, придерживаясь убеждения в том, что самое главное - не победа над соперником, а отвага, мужество, проявляемые в ходе борьбы за эту победу, сам дух борьбы, побуждающий человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Эти идеи Кубертена особенно ярко выражены в его статье, о содержании которой говорит само ее название "Победи самого себя!" [58]. С таким представлением Кубертена об олимпийце связаны и слова в его "Оде спорта": "Трижды сладостна победа, одержанная в благородной, честной борьбе".

Позицию Кубертена в этом вопросе обычно искажают, выражают весьма неточно, приписывая ему слова: "Главное в Олимпийских играх не победа, а участие!". На самом деле эту фразу использовал архиепископ Пенсильванский Ethelbert Talbot 17 июня 1908 г. в своей речи в соборе святого Павла в Лондоне, обращенной к участникам Игр 4-й Олимпиады [см. 64, p. 73]. Кубертен, оценивший эту речь как "высоко философскую" [60, p. 97], дополнил упомянутую фразу своим взглядом на ситуацию в спорте с учетом ее воспитательного содержания:" Самая важная вещь в жизни - не победа, а борьба. Главное - не победить, а отважно бороться. Развивая эти принципы, мы создадим более смелое, сильное, совестливое и благородное человечество" ("... The important thing in life is not victory but combat; it is not to have vanquised but to have fought well. By spreading these precepts we will prepare a more courageous, stronger, more scrupulous and generous humanity" [56, p. 19].

Кубертен - в отличие от архиепископа - делает акцент не просто на "участие" в соревновании и борьбе, а на отношение к соревнованию и борьбе, на сам характер, способ соревнования и борьбы. Подчеркивается, что необходимо бороться таким образом ("отважно - well"), на основе таких принципов, которые содействуют созданию "более смелого, сильного, совестливого и благородного человечества". Кубертену принадлежат и такие слова: "Бесчестие не в том, что ты будешь побежден, а в том, что ты отказываешься от борьбы" [цит. по: 29, с. 22].

Таким образом, позиция Кубертена в обсуждаемом вопросе принципиально отличается не только от той позиции, которую отстаивал, например, футбольный тренер Lombardi, США, которому принадлежат слова: "Победа - не самое главное, победа - единственное, ради чего стоит бороться" [см. 74, p. 99], но и от ошибочно приписываемого Кубертену девиза: "Главное в Олимпийских играх не победа, а участие".

В связи с этим заметим также, что хотя обычно олимпийский девиз: "Быстрее, выше, сильнее" также приписывается Кубертену, многие ученые, специально занимавшиеся этим вопросом, в том числе Durantez - президент Международного комитета Пьера де Кубертена, утверждают, опираясь на факты, что на самом деле его сформулировал доминиканец (монах) Генри Дидон, префект Парижского колледжа д' Аркейль и близкий друг Кубертена [см. 66, p. 7]. Что же касается самого Кубертена, то он для характеристики личности олимпийского атлета, соответствующего идеалу олимпизма, чаще всего использовал специально придуманный им и конкретизирующий его идею "эйритмии" девиз: "Возвышенный дух в развитом теле!" ("Mens fervida in corpore lacertoso!"/ "A glowing spirit /mind/ in a physically strong body!")*

С таким представлением Кубертена о личности спортсмена-олимпийца тесно связана и его идея о необходимости укрепления связи спорта с искусством. В своих работах [см. например: 59, 61] он неоднократно указывал на необходимость укрепления такой связи, подчеркивал, что "искусство должно соседствовать со спортом", "должно быть связано с практикой спорта", что "спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства" и что "между атлетами, людьми искусства и зрителями должен быть заключен союз" [61, р. 17]. В "Олимпийских письмах", которые публиковались в "Ла Газет де Лозан" 26 октября 1918 г. Кубертен писал: "Олимпийское движение... предполагает всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, отличается мужественностью и рыцарским духом и в совокупности с эстетическими и литературными занятиями является движителем национальной жизни и очагом гражданственности".

В укреплении союза между спортом и искусством Кубертен усматривал одно из важнейших социально-педагогических средств гармоничного развития человеческой личности, преодоления все усиливающегося разрыва между физическим и духовным развитием людей. Эту мысль он четко выразил, в частности, в своем выступлении [57] в Париже в 1906 году 23 мая на открытии конференции по вопросам науки, искусства и спорта. "Мы должны, - подчеркнул Кубертен, - заново объединить узами законного брака давно разведенную пару - Тело и Разум. Их взаимопонимание длилось долго и было плодотворным. Но неблагоприятные обстоятельства разлучили их. Наша задача - снова соединить их ... Искусство должно быть связано с практикой спорта, чтобы из этого получилась взаимная выгода".

Важную роль в укреплении этой связи, по мнению Кубертена, должны играть Олимпийские игры. Он неоднократно подчеркивал принципиальное отличие Олимпийских игр от других спортивных соревнований, в том числе и чемпионатов мира. В частности, в "Олимпийских мемуарах" он писал: "Я очень часто это повторял, мне почти стыдно, что я делал это так много раз, но многие этого еще не поняли: Олимпийские игры - это не просто международные чемпионаты, это праздники, организуемые каждые 4 года для молодежи всего мира, это "весна человечества"... Отнюдь не волей случая в Олимпии в классические времена собирались писатели и художники, а не только атлеты. Именно этому несравненному собранию мероприятие было обязано так долго сохранявшимся престижем" [цит. по: Лотц, 1983, с. 15]. Именно поэтому Кубертен считал, что "искусство должно участвовать в современных Олимпиадах ... Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Музы должны официально утвердиться на Играх".

По мнению Кубертена, союз спорта с искусством и наукой может служить важным средством "облагораживания" спорта и тем самым поднятия не очень высокого в тот период его престижа. В речи на открытии упомянутой конференции он следующим образом выразил эту мысль: "... Я созвал это совещание, чтобы рассмотреть вопрос: насколько, как и в какой форме искусство и гуманитарные науки могли бы участвовать в проведении современных Олимпиад, как они могут включаться во всеобщую спортивную практику, облагораживать ее, да и сами пользоваться ею. Это значит, что у нас двоякая цель: с одной стороны, мы хотим осуществить углубленное сотрудничество между наукой и искусством при возобновлении Олимпийских игр, а с другой - включить их сотрудничество и в повседневность, т.е. при организации обычных спортивных мероприятий...". При этом под "облагораживанием" спорта, спортивной практики Кубертен имел в виду повышение их культурной ценности. Об этом свидетельствуют, в частности, его слова, сказанные в связи с предложением ввести конкурсы искусств в программу Олимпийских игр: "Главное - пробудить интерес к конкурсам со стороны самой широкой общественности, чтобы все больше и больше людей осознавало спорт неотъемлемой частью культуры. В грядущих поколениях обязательно будут работники как умственного, так и физического труда, занимающиеся спортом с глубоким пониманием его культурной ценности. Время в этом вопросе идет с нами в ногу и работает на нас". Таким образом, Кубертен, как отмечает, например, Лотц, "хотел убить двух зайцев одним выстрелом: заинтересовать спортом представителей наук и искусств, чтобы в то же время благодаря их присутствию и участию "поднять акции" спорта" [Лотц, 1983, с. 16].

На основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что суть гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца Кубертен усматривал в гармонии физического совершенства, спортивного мастерства и нравственной культуры.

В основе этой концепции лежит убеждение Кубертена в том, что картезианское разделение тела и души - двух элементов единого, целостного человеческого бытия, рассмотрение их как двух совершенно независимых друг от друга факторов ведет к дисгармонии человека. "Поэтому, - подчеркивал он, - эти два фактора должны быть интегрированы в единое гармоничное целое, чтобы достигнуть эйритмии" [цит. по: 66, p. 88]. Данное слово "эйритмия" ("eurhythmy") Кубертен часто использовал для обозначения своей идеи гармонии физических и духовных способностей человека, его внешних и внутренних качеств, восходящей к древнегреческому идеалу калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos - прекрасный и agatos - добрый) [см. 21].

Исходя из этой концепции, Кубертен представлял себе олимпийского атлета как спортсмена, который будучи постоянно нацелен на высокие спортивные достижения, рекорды, победы, в своем поведении следует принципам "Fair play" (принципам "честной игры").

Конкретным воплощением такого идеала олимпийского атлета являются такие спортсмены высокого класса, продемонстрировавшие подлинно рыцарское поведение, как например: датский ориентировщик Ханс Оле Кеттинг, который, не задумываясь, сошел с трассы, чтобы оказать помощь получившему травму сопернику; Анджей Грубба из Польши, который в финале престижного и очень денежного турнира Гран-При по настольному теннису, ведя в пятом сете 19:17, отказался от очка, по ошибке засчитанного в его пользу, и в итоге проиграл шведу Уве Вальднеру; игрок немецкой команды "Вердер" Франк Ордоневид, который совершил поступок, по футбольным понятиям невиданный, - в матче с "Кельном" он остановил игру в своей штрафной и признался судье, что сыграл рукой; французский фехтовальщик Жан-Мишель Анри, который отказался от укола, засчитанного было арбитром в его пользу, и не где-нибудь, а в поединке крупного турнира, входящего в зачет Кубка мира; Андрей Павлов из Новосибирска, который на чемпионате мира по легкой атлетике в Токио лидировал в ходьбе на 50 км., но поскольку его товарищ Александр Поташов здорово устал, Павлов помог ему поддерживать нужный темп, и они финишировали одновременно, причем, фотофиниш вывел в чемпионы Поташова, и др.

В основном именно указанное выше, кубертеновское, понимание (иногда с незначительными коррекциями) гармоничного развития личности спортсмена-олимпийца лежит в основе и современных трактовок олимпизма, целей и задач олимпийского движения.

Вот лишь некоторые факты для подтверждения этого вывода.

В Олимпийской хартии, как уже отмечалось, в качестве цели олимпизма указывается "повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека", а сам олимпизм трактуется как философия жизни, "возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума".

Президент МОК Самаранч, выступая на специальной 50-й сессии Генеральной Ассамблее ООН, в повестку которой был включен вопрос "Через олимпийские идеалы и спорт - к миру без войн, к лучшему миру", заявил: "Рассматривая спорт как часть образования и культуры, олимпийское движение стремится внедрить такой образ жизни, который основан на радости творчества и который гармонизирует умственное и физическое развитие личности" [32, с. 7].

Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Амаду-Махтара М? Боу в своей речи на открытии первой Международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (эта конференция, организованная ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту, состоялась 5-10 апреля 1976 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО), сказал: "Приобщение к физкультуре и спорту в сочетании с развитием интеллектуальных способностей и моральным воспитанием вполне естественно готовит людей к спорту в соответствии со столь необходимой ему этикой. Больше чем когда-либо необходимо восстановить идеал, который Пьер де Кубертен сумел возродить через многие века в своей блистающей чистоте, идеал атлета, прилагающего все свои силы для того, чтобы превзойти самого себя, преодолевающего в своих бескорыстных усилия те границы, которые определили для него условия обычной человеческой жизни" [26, с. 34].

На такое понимание личности олимпийца опирался и Mzali, член МОК, выступивший в 1982 г. на сессии МОА с докладом "Моральный портрет олимпийца"[461].

Аналогичная трактовка гармоничного развития личности олимпийца содержится и в других докладах, публикациях, документах, посвященных данной теме [см. например: 1, 2, 7, 13, 20, 24, 25, 28, 29, 31, 63-77, 79-81].

2. Концепция спартианского движения и спартианской модели гармонично развитой личности

Общая концепция спартианского движения впервые была сформулированы автором данной работы в 1990 г. в рамках разработанного им нового гуманистического проекта под названием "СпАрт" /"SpArt"/.

В этом названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство) отражена его главная идея и основной замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления союза, интеграции с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности.

Данный проект основан на результатах более чем двадцатилетних исследований автора и его учеников в области философско-методологических, культурологических, педагогических и социологических проблем физической культуры, здорового образа жизни, спорта, олимпийского движения, искусства и культуры.

В ходе этих исследований обоснована необходимость повышения духовно-нравственной и эстетической ценности современного спорта, его интеграции с искусством, проанализированы программы, проекты, технологии, связанные с этой важной и актуальной проблемой, показана необходимость принципиально новых подходов к ее решению.

Важный элемент проект "СпАрт" - концепция нового гуманистического движения, ориентированного на указанные идеи. Данное движение, названное "спартианским" (или движением "СпАрт"), является не политическим, а социально-культурным, гуманистическим. Оно объединяет тех людей, которые стремятся укрепить союз спорта и искусства как двух важных элементов культуры и сам спорт сделать более гуманным, "человечным", "одухотворенным".

О такой направленности спартианского движения свидетельствуют лозунги этого движения: "От спорта и искусства к их объединению во имя гармонии и духовности!" и "Будь Рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!"

Спартианское движение предусматривает использование разнообразных способов, путей интеграции спорта с искусством, т.е. комплексный подход к решению этой задачи. Однако особое значение при этом придается поиску таких новых форм игр и соревнований, все элементы которых (программа, система определения победителей, состав участников и т.д.) направлены на повышение духовно-нравственной и эстетической ценности спорта, его органичное объединение с искусством. Следовательно, это движение относится к числу "игровых", т.е. таких, которые в качестве основного средства достижения своих целей избирают игровую деятельность, связанные с ней Игры, соревнования, конкурсы, фестивали и т.п. , а также подготовку к ним**

В рамках спартианского движения - в отличие от других движений такого рода - главная роль отводится Спартианским играм. Игры называются так потому, что здесь спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. Девиз Игр: "Красота действий и поступков дороже успеха!"

Спартианские Игры - существенно отличаются от других игр, соревнований, конкурсов, фестивалей и т.д. Их главные особенности:

  • уникальная соревновательная программа, включающая в себя "спартианские агоны" (агон по-гречески - борьба, состязание, турнир) - новые комплексные формы соревнования (личные или командные), объединяющие спорт с искусством, с другими видами духовно-творческой деятельности и требующие от участников разностороннего развития (физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, творчества, юмора), гармонии духовного и физического;
  • новая, гуманистически ориентированная, "мягкая" система оценки и поощрения участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование (при оценке и определении мест участников соревнования учитываются лишь существенные различия в результатах, и принимается во внимание не только результат, но также поведение участников; поощряются самые разнообразные их достижения, связанные с выступлением в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах и т.д.);
  • сочетание соревнований с не-соревновательными играми;
  • равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами [см.: 39-52].

Движение ставит своей целью включение как можно большего числа людей (разного возраста, пола, интересов и т.д.) в эти Игры и подготовку к ним, чтобы содействовать решению важных социально-педагогических, культурных задач. В первую очередь речь идет о двух задачах:

1) формирование физически здоровой, творчески активной личности, которая ориентирована на процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления способностей, а в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям;

2) организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, подростков, молодежи, взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством, лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

Спартианское движение направлено на использование Спартианских игр и подготовки к ним для решения и ряда других важных социально-культурных задач, ориентированных на определенные группы населения:

- для организации активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, подростков, молодежи, взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством, лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

- для социальной реабилитации и интеграции, преодоления социального отчуждения лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов), детей-сирот и других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите;

- для повышения ориентации спортсменов на принципы "Фэйр плэй" ("Честной игры") и другие гуманистические идеалы олимпизма, а также пробуждения у них интереса к различным видам художественной, интеллектуальной деятельности (искусству, науке и др.) и включения их в эти виды деятельности;

- для изменения общественного мнения о низком духовно-нравственном облике спортсменов высокого класса, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с гармоничным и разносторонним развитием личности, с высокими результатами в других видах деятельности;

- для приобщения к здоровому образу жизни и физической культуре, повышения физкультурно-спортивной активности тех, кто увлекается искусством, наукой, другими видами духовной, творческой деятельности, и т.д.;

- для укрепления культурно-спортивных связей и сотрудничества различных наций, народов, стран, регионов и т.д.

Цели и задачи спартианского движения свидетельствуют о том, что оно имеет ярко выраженный гуманистический характер. Философия этого движения, разработанная автором проекта "СпАрт", тесно связана с ранее выдвигавшейся им концепцией спортивно-гуманистического движения [см. 39] и опирается на широкий круг гуманистических идей прошлого:

- идею, высказанную великими гуманистами прошлого, о необходимости гармонии духовных и физических способностей человека, его внешних и внутренних качеств (древнегреческий идеал калокагатии, древнекитайский принцип "сан мэй", кубертеновская концепция "эйритмии" и т.п.);

- идею философии олимпизма о важной социально-культурной ценности спорта, спортивных соревнований и целенаправленной подготовки к ним для человека и человечества;

- идею основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена о необходимости честного, благородного, рыцарского поведения в спортивных поединках, а также укрепления союза спорта и искусства;

- идею Платона, Ницше и других мыслителей о необходимости для каждого человека постоянного самопреодоления, самосовершенствования;

- идеи Николая и Святослава Рериха о том, что смысл человеческой жизни в достижении красоты, гармонии, в самовыражении, в стремлении к возвышенному, к совершенству, к "взращиванию добра в себе" и т.д.

Совпадая по своей направленности с другими гуманистическими движениями прошлого и современности, спартианское движение вместе с тем имеет ряд важных особенностей.

Во-первых, это движение, являющееся не политическим, а "игровым", связано со Спартианскими играми - принципиально новой моделью Игр, основные особенности которой были указаны выше.

Во-вторых, выбирая средства для достижения своих целей, спартианское движение не делает акцент на спорт (как например, олимпийское движение) или на искусство (как, например, артийское движение и некоторые другие социально-гуманистические движения), а ориентируется на равноценное использование как спорта, так и искусства, а также других видов духовно-творческой деятельности в их единстве, интеграции. При этом предусматриваются: а) определенная гуманистическая модификация самого спорта, б) не только традиционные, но и новые форме его интеграции с искусством.

В-третьих, спартианское движение ориентировано не на одну, а практически на все группы населения. Участниками движения могут быть: дети, молодежь, взрослые; спортсмены и те, кто занимается творчеством в области искусства, техники и т.д.; лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений, и т.д.

В-четвертых, - и это, пожалуй, главное, - спартианское движение, связывая свои цели и задачи с достижением гармоничного развития личности, ориентируется при этом на оригинальную, разработанную автором проекта "СпАрт", теоретическую концепцию такого развития личности.

Эта концепция возникла в результате критического осмысления взглядов, высказанных в ходе той острой полемики, которая на протяжении многих лет велась в отечественной философской, социологической и педагогической науке по поставленной Марксом и Энгельсом проблеме всестороннего развития личности и которая нашла отражение в огромном числе публикаций [см., например, 3-6, 8-12, 14-17, 19, 22-24, 33-37, 53, 55 и др.]. Определенное представление о разнообразии этих взглядов дает диссертация Соколовой "Типологический анализ концепций всестороннего развития личности", в которой выделяется 10 типов концепций всестороннего развития личности [см. 35].

В ходе анализа всех этих разнообразных точек зрения предпочтение было отдано концепции, детально обоснованной в работах Зеленова [8-12]. Автором данной работы в нее были внесены некоторые коррекци и дополнения [см. 37, 38].

Согласно уточненной концепции, гармоничное развитие личности включает в себя, как минимум, следующие взаимосвязанные компоненты.

1. Постоянную ориентацию личности на самосовершенствование, самопреодоление, саморазвитие.

2. Единство физического (телесного), психического и духовного, гармоничное развитие телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека [ср. 18].

3. Преодоление частичности, односторонности, узкой специализации в развитии личности.

Примечание. Речь идет вовсе не о том, что человек должен овладеть всеми видами, профессиями, специальностями. Имеется в виду другое: "каждый живой человек может и должен быть развит в отношении всех всеобщих ("универсальных") способностей, которые делают его Человеком (а не химиком, токарем)" [14, с. 148]; "... всесторонне развитый человек - это человек, овладевший основными родами деятельности, родовыми функциями общества, а не видами, не профессиями, не специальностями, не специализациями... всестороннее развитие личности - это... есть развитие всех универсальных родовых сущностных сил (способностей) человека, которые исторически развернуты в основных родах деятельности общества" [8, с. 10]. Гармонично развитая личность - это такая общественно активная личность, которая стремится развить основные человеческие способности - интеллектуальные, эстетические, художественные, физические и др. и проявить их в различных видах творческой деятельности, в том числе в области спорта, искусства, науки, техники. Причем, в каждой из этих сфер выбираются такие конкретные занятия, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным способностям и потребностям данного человека и обеспечивают максимальное развитие его индивидуальности.

4. Достижение гармонии личности в отношениях с собой, с другими людьми и с природой, приоритет человечности, духовно-нравственных ценностей в этих отношениях [ср. 54].

5. Овладение как минимум основами нравственной, эстетической, художественной, коммуникативной, экологической, экономической, физической, психической культуры.

6. Богатство, полноту и соответствующее друг другу развитие всех сторон и аспектов человеческой личности, всех ее "подсистем":

- операциональной, включающей в себя различные качества и способности человека, его умения и навыки осуществлять определенную деятельность, выполнять определенные функции;

- информационной, включающей в себя комплекс знаний и убеждений человека;

- мотивационной, включающей в себя интересы, потребности. установки, ценностные ориентации и т.д.;

- эмоциональной, включающей в себя чувства, эмоции и т.п. [подробнее см. 8-11, 37-38].

Данная теоретическая концепция идеала развития личности и положена в основу спартианского движения.

Идеалом (ориентиром в поведении) для участников спартианского движения является "спартианец".

Кто такой спартианец? Какими качествами он обладает?

Во-первых, спартианец постоянно работает над собой, стремится к духовному и физическому самосовершенствованию. Его девиз: "Поверь в себя и сделай максимум для того, чтобы стать таким, каким ты хотел бы быть!" связан с известными изречениями: "Познай самого себя" (лат.: "Nosce te ipsum"), которое было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах в качестве призыва к каждому входящему со стороны бога Аполлона, и "Победи самого себя!" /"Te ipsum vincere!"/.

Во-вторых, спартианец - рыцарь спорта и искусства, человек, искренно увлеченный именно этими видами деятельности и стремящийся сочетать их в своей жизни. В этом плане его девиз: "Будь Рыцарем в спорте и искусстве и стремись объединить их в своей жизни!"

В-третьих, спартианца отличает высоконравственное, благородное, подлинно рыцарское поведение и в спорте и в искусстве. Как настоящий рыцарь в любом спортивном соревновании или художественном (творческом) конкурсе он стремится проявить мужество, волю, настойчивость, показать максимально высокий для себя результат. Однако он добивается его не для того, чтобы завоевать приз, награду, другие почести, одержать победу над противником, а прежде всего для того, чтобы доказать способность преодолеть самого себя.

Спартианец стремится действовать по законам красоты и благородства, даже если это не позволяет одержать победу. Девиз спартианца - "Красота действий и поступков дороже успеха!". Он уважительно относится к соперникам (независимо от того, являются они победителями или побежденными), к судьям и другим официальным лицам, к зрителям, остается скромным после победы, не подчеркивает своего превосходства над соперниками, достойно переносит поражение. Во всех своих поступках, не только во время игр, соревнований, но и в повседневной жизни, по отношению к другим людям и к природе спартианец стремится придерживаться спартианского лозунга: "Быть добру!"

Таким образом, спартианская модель гармоничного развития личности включает в себя:

  • постоянную ориентацию личности на самосовершенствование, самопреодоление, саморазвитие;
  • единство физического (телесного), психического и духовного, гармоничное развитие телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека;
  • разностороннее развитие и проявление своих способностей в различных сферах творческой деятельности, в том числе в спорте и искусстве;
  • достижение гармонии личности в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, приоритет человечности, духовно-нравственных ценностей в этих отношениях.

Насколько реален такой идеал гармонично развитой личности? Достижим ли он в современных условиях?

Обоснование реалистичности сформулированного выше подхода к пониманию гармоничного развития личности можно найти в упомянутых работах Зеленова, а также в статье Готсдинера "К проблеме многосторонних способностей" [5].

Сошлемся и на некоторые факты. Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что древнегреческий философ, математик, религиозный и политический деятель Пифагор, по свидетельству Диогена Лаэртия (Diogenos Laertius, VIII, 47), был победителем на Олимпийских играх и тренером. Другой выдающийся древнегреческий философ Платон успешно выступал в соревнованиях борцов на Истмийских играх (Diogenos Laertius, III, 4), а Милон - наиболее известный атлет древности написал философский трактат о природе, который, к сожалению, не дошел до нашего времени (см. Lenk, 1979, p. 11).

Можно привести и более современные факты, показывающие возможность совмещения активных и успешных занятий спортом с творчеством в сфере науки, искусства и т.д.

Упомянем, например, тот факт, что Winaus (США) в 1900 и 1908 гг. был олимпийским чемпионом по стрельбе, а в 1912 г. выиграл золотую медаль в одном из художественных конкурсов, а Hajos (Венгрия) в 1896 г. был олимпийским чемпионом по плаванию, а в 1924 г. получил серебряную медаль за архитектурный проект стадиона. На художественной тематической выставке, посвященной спорту, в Париже в 1957 г. из 100 известных художников и скульпторов, представивших свои работы на эту выставку, 25 активно занимались спортом, а большинство других участвовали в спортивных соревнованиях [см. 79, рр. 183-184].

Среди современных спортсменов (в том числе самого высокого класса) немало таких, кто добился больших успехов в различных видах духовно-творческой деятельности. Яркой иллюстрацией в этом плане может служить, например, Ю. Власов - всемирно известный штангист, писатель, политический деятель, а также Н. Озеров, известный своими успехами в спорте, искусстве и других видах творческой деятельности. Известный современный немецкий философ Г. Ленк, которому принадлежит огромное множество книг в области философии, был олимпийским чемпионом в гребле. Валерий Брумель - шестикратный рекордсмен мира по прыжкам в высоту, серебряный призер Олимпийских игр в Риме, чемпион Токийской Олимпиады. Три года подря - с 1961 по 1963 гг. - признавался лучшим спортсменом мира. В 1965 г., когда ему было 23 года, попал в автокатастрофу. В течение трех лет перенес более 30 операций и снова вышел в прыжковый сектор. Это - "спортивная сторона" его деятельности. А вместе с тем им написаны документальная книга "Высота", пьесы "Доктор Назаров", "Олимпийская комедия", "Рев трибун", либретто к оперетте "Золотая каравелла", роман "Не измени себе" и т.д.

С другой стороны, среди музыкантов, певцов, художников, писателей и других людей мира искусства есть такие, кто активно и успешно занимался спортом (примером могут служит известные певцы Иглесиас и Соткилава), ведет и активно пропагандирует здоровый образ жизни (образец в этом плане Джейн Фонда).

Конкретным воплощением спартианского идеала гармонично развитой личности являются и такие известные гении, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, И. Ньютон, В. А. Гете, М. В. Ломоносов. К их числу относятся также: Ибн Сина (Авиценна) - философ, врач, естествоиспытатель, поэт, автор трактата по теории музыки; Г. Галилей, Р. Декарт, А. Дюрер, Ж. Л. Д’Аламбер, Г. В. Лейбниц, А. С. Грибоедов (дипломат, драматург, поэт, композитор).

Из современников можно назвать: Н. К. Рериха, великого русского художника, ученого, писателя, археолога, деятеля мировой культуры, инициатора движения в защиту памятников культуры; Альберта Швейцера - философа-гуманиста, теолога, миссионера, врача, музыковеда и органиста, лауреата Нобелевской премии мира; выдающегося советского физика Я. И. Френкеля, профессионально владевшего скрипкой; американского физика Ф. Хойла, автора литературных произведений; канадского нейрофизиолога и писателя У. Пенфилда; гениального физика и любителя-музыканта А. Эйнштейна и многих других.

Реалистичность спартианской модели гармоничного развития личности, по крайней мере применительно к детям, доказывает и практика развития спартианского движения в России, начиная с 1991 г. [см. 39-52].

*

Основная задача данной статьи состояла в том, чтобы уточнить ту модель гармоничного развития личности, на которую ориентируется олимпийское движение, и ознакомить читателя с другой моделью гармоничного развития личности, которая лежит в основе нового гуманистического движения - спартианского.

В настоящее время вряд ли целесообразно ставить вопрос о том, какая из этих двух моделей "лучше" или "правильнее". Обе эти модели имеют гуманистическую ориентацию. Обе они отвечают определенным интересам, потребностям, по крайней мере определенных социальных групп. Можно лишь отметить, что первая из них - олимпийская, больше соответствует реалиям сегодняшнего дня, вторая - спартианская, в большей степени ориентирована на будущее.

Именно будущее развитие человеческой цивилизации, культуры, общества в целом и даст ответ на указанный вопрос.

Литература

1. Андонов И. Идейно-моральные основы олимпийского движения // Проблемы олимпийского движения: Сб. ст. на рус. яз. - София, 1997, с. 89-124.

2. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: Сб. статей на рус. яз. (под ред. А.Солакова). - БОК, София Пресс, 1977, с. 125-138.

3. Волков Ю.Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности. - М., 1984.

4. Гордин Л.Ю., Жуков В.В. Формировать гармонично развитую, общественно активную личность. - М.: Знание, 1986.

5. Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей. Вопросы психологии, №4, 1991.

6. Гуцаленко Л.А. Универсальное развитие человека: предпосылки и перспективы. - Минск: Университетское, 1988.

7. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе": Сб. научных материалов. - М., 1974, с. 122-130.

8. Зеленов Л.А. Всестороннее развитие личности - социальная цель коммунизма. - Горький, 1981.

9. Зеленов Л.А. Потенциал человека. - Горький, 1988.

10. Зеленов Л.А. Методология человековедения. - Н. Новгород, 1991

11. Зеленов Л.А., Дахин А.В. и др. Культурология: Уч. пособие. - Н. Новгород, 1993.

12. Зеленов Л., Кеда Е. Все знать, все уметь. О всестороннем развитии человека. - Горький, 1966.

13. Зухора К. Олимпийская идея в современном воспитании // Спорт и культура: Тез. докл. междунар. семинара социологов спорта. - Варшава, 1979, с. 37.

14. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968.

15. Кветной М.С. Быть всесторонне развитым человеком. - Куйбышевское кн. изд-во, 1970.

16. Коган Л.Н. Гармоничность личности как социальная и педагогическая проблема // Социально-педаг. проблемы формирования личности: Межвуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 1982, с. 3-11.

17. Красин А.Н. Всестороннее и гармоничное развитие личности. - М.: Знание, 1981.

18. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Спорт, культура, экология души // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997, с. 12-19.

19. Лазоренко Е.В. Всестороннее развитие личности. - Киев, 1980.

20. Лекарска Н. Культура спортсмена и общество // Актуальные проблемы международного олимпийского движения. - София, 1980, с. 290-302.

21. Лосев А. Классическая калокагатия и ее типы // Вопросы эстетики, вып. 3. - М., 1960.

22. Милтс А.А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. - Рига: АВОТС, 1983.

23. Мисуно А.В. Философско-методологические проблемы комплексного подхода к формированию целостного человека: Автор. дисс. ... докт. филос. наук. - Киев, 1988.

24. Недялкова С. Ролята на олимпийското движение за всестранното развитие на личността // Сб. материали от първата сесия на Националната Олимпийска школа, 5-9 юни 1983 г., Несебър. - Несебър, 1983, с. 46-51.

25. Нонев Богомил. За "четвъртото измерение" в олимпийските игри или за морала и естетиката в спорта // Сб. материали. От втората сесия на националната олимпийска школа. 5-9 юни 1984 г., Несебър, 1984, с. 35-52.

26. Окончательный доклад "Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи". I Межд. конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт", Штаб-квартира ЮНЕСКО 5-10 апреля 1976 г. - Париж: ЮНЕСКО, 1976.

27. Олимпийская хартия. МОК. - М., 1991.

28. Петров Райко. Олимпийският спорт и хармоничното развитие на човешката личност // Проблеми на олимпийското движенире/Под обща ред. на Ангелл Солаков. - София: Медицина и физкултура, 1975, с. 93-101.

29. Петров Райко. Идейно-этическое наследие Пьера не Кубертена // Актуальные проблемы международного олимпийского движения/Сост. Ангел Солаков. - София Пресс, 1980, с. 7-27.

30. Петрова Наталия. Общественно-экономические системы и развитие олимпийского движения // Актуальные проблемы международного олимпийского движения/ Сост. Ангел Солаков. - София Пресс, 1980, с. 28-44.

31. Попов Н. Олимпизм, общество, личность. - София, 1980.

32. Президент МОК на трибуне ООН // Международный журнал спортивной информации "Спорт для всех", N 1-2, 1996, с. 6-7.

33. Репина Т.М. Проблема всестороннего развития личности (методологический аспект): Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - М., 1989.

34. Сеилерова Божена. Философские аспекты проблемы всесторонне развитой личности: Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - М., 1988.

35. Соколова Н.Л. Типологический анализ концепций всестороннего развития личности: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 1992.

36. Станкевич Л.П. Социально-философская концепция целостности личности: Автореферат дисс. ... докт. филос. наук. - М., 1989.

37. Столяров В.И. Еще раз о концепции всестороннего и гармоничного развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона: Тез. докл. XVI межзон. симп. - Горький, 1988, с. 37-41.

38. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. - М., 1989.

39. Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно-гуманистическое движение СССР. Основные документы. - М., 1990, с. 13-16.

40. Столяров В.И. Проект "СпАрт". - М., 1991.

41. Столяров В.И. Спорт, духовность, искусство (спортивно-гуманистическое движение СССР и программа "СпАрт" для школьников) // Физич. культ. в школе, N 4, 1991, с. 43-45.

42. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физич. культуры, N 4, 1993, с. 10-14.

43. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" // Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. - М., 1993, с. 36-49.

44. Столяров В.И., Спорт, духовность, искусство // Физич. культура в школе, N 2, 1993, с. 52-56.

45. Столяров В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство): Методич. разр. для работников сферы физич. культуры и спорта и организаторов досуга. - М.: Комитет по физической культуре РФ, Центр "СпАрт", 1994.

46. Столяров В.И., "Спартианская" программа реализации кубертеновского идеала олимпийского атлета // Теория и практика физич. культуры, N 10, 1996, с. 16-22.

47. Столяров В.И. Спартианские Игры - новая модель спорта для всех // Межд. журнал спорт. информации "Спорт для всех", N1-2, 1996, с. 23-24.

48. Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе воспитания, образования и организации досуга школьников // Спорт в школе, 1997, № 33, с. 1-16, № 34, с. 1-11.

49. Столяров В.И. Спартианские игры школьников // Физическая культура в школе, № 6, 1997, с. 57-62.

50. Столяров В.И. Спартианские Игры и Клубы в системе образования, воспитания и организации досуга школьников (программа) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, N 1, 1997, с. 9-15.

51. Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I. Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997, с. 9-127.

52. Столяров В.И. "Спартианская" программа гуманизации спорта высшихдостижений // Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть II. Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская олимпийская академия, 1997, с. 9-79.

53. Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. - М., 1963.

54. Суворов А. Человечность как фактор самореализации личности: Дисс. ... докт. филос. наук. - М., 1996.

55. Френкин А.А. Гармоническое развитие личности и единство эстетического воспитания с физическим: Автореф. ... дисс. канд. филос. наук. - М., 1961.

56. Coubertin P. From L'Esprit оlympique // Revue Olympique, jullet, 1908, pp. 19-27.

57. Coubertin P. Une campagne de vingt et un ans: 1887-1908. - Paris: Libraire de l’Education Physique, 1909.

58. Coubertin Pierre. Connais-toi toi-meme // Excelsior, 23 august 1915.

59. Coubertin Pierre. L’art et le sport // Pedagogie sportive. - Paris, 1922.

60. Coubertin Pierre. Memorias Olympicas. - Madrid, 1965.

61. Coubertin Pierre. The Olympic Idea: Discourses and Essays. rev. ed. eds. L.Diem and O. Andersen. translated from the French by J.G.Dixon. Lausanne: Carl-Diem-Institut, Editions Internationales, Olympia, 1966.

62. Daume Willi. Zeus & Apollo. On truths, errors and possibilities between sport and art // Bulletin N8 du 11 Congress olympique de Baden-Baden, 1981, pp. 65-67, 101-108.

63. Diem C. The Olympic Idea: discourses and essays. - Koln: Carl-Diem-Institut, 1970.

64. Durantez Conrado. La Historia Olimpica. - Madrid, 1962.

65. Durantez Сonrado. Pierre de Coubertin. Social concept and symbolism of sport and olympism // Pierre de Coubertin an unrecognized genius... Comite International Pierre de Coubertin. - Lausanne-Suisse, 1994 a, pp. 12-19.

66. Durantez Conrado. Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. - Lausanne: Olympic Museum, 1994 b.

67. Graham P., Heberhorst H. The Modern Olympics. - N.Y.: Leisure Press, Cornuvall, 1976.

68. Heinila K. Ethics of sport. - University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, N4, 1974.

69. Leiper Jean M. The оlympic ideal - is it valid today as a philosophical basis of the olympic games? // Review, International Council of Sport and Physical Education, N 3, 1980, pp. 27-30.

70. Lenk H. Werte, Ziele, Wirklichkeit der modernen Olympischen Spiele. - Verlag Karl Hofman, Schrndorf. Stuttgart, 1972.

71. Lenk H. The essence of Olympic man: Toward an Olympic philosophy and antropology // Int. Journal of Phys. Education, vol. XXI, N 2, 1984, pр. 9-15.

72. MacAloon John J. This Great Symbol. Pierre de Coubertin and the Origins of the Modern Olympic Games. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1981.

73. MсIntosh P. Fair play. Ethics in sport and education. - Heinemann, London, 1979.

74. MсIntosh P. Motivation of olympic athletes // Report of the twenty-sdecond session, 11th-25th July 1982, International Olympic Academy, Ancient Olympia. - Lausanne, 1982, pp. 99-106.

75. Mlodzikowski G. Uniwersalne wartosci sportu // Sport i kultura. Praca zb. pod red. Z. Krawczyka. - Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981, pp. 41-61.

76. Mzali M. The moral profile of the olympic athlete // International Olympic Academy. Twenty-second session, 11th-25th July 1982. - Lausanne, 1982, pр. 36-48.

77. Powell John. Olympism, sport and world society // Report of the twenty-second session, 11th-25th July 1982, International Оlympic Academy, Ancient Olympia. - Lausanne, 1985, pp. 107-118.

78. Program and Abstract Book. The 1996 International Pre-Olympic Scientific Congress, 10-14 July 1996, Dallas, Texas, USA.

79. Sala Georges. Sport and the fine arts, dialogues or monologues // Int. Olympic Academy, twenty-sixth session, 3rd-18th July 1986, Ancient Olympia. - Presses Centrales Lausanne S.A., Switzerland, 1986. pp. 175-185.

80. Szymiczek O. The Olympic Ideology // The 5-th summer sess. of IOA. - HOC, Athens, 1965, pр. 46-58.

81. Zeigler Earle F. Some expressed values within the olympic experience: a preliminary analysis // Philosophy, theology and history of sport and of physical activity: The International Congress of Physical Activity Sciences, book 8.- Quebec: Symposia Specialists, 1978, pp. 3-13.


* Некоторые исследователи считают, что этим девизом Кубертен хотел заменить также известное и неправильно интерпретируемое выражение “Optandum est, ut sit mens sana in corpore sano” как слишком медицински ориентированное.

** В настоящее время существует несколько социальных движений такого рода. Наиболее известным из них является олимпийское движение, основой которого является спорт, спортивные соревнования и Олимпийские игры, подготовка к ним.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Олимпийский атлет и спартианец - две модели гармонично развитой личности // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 74-94.