ЧЕСТНАЯ ИГРА В СПОРТЕ - ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

Честная игра в спорте - идеал и реальность*

Диана Биндер (Канада)

... Честная игра в спорте - идеал

"Философы Древней Греции верили, что мужчины и женщины должны обладать не только такими атрибутами, как физическая красота, сила и здоровье; лишь в соединении с моральными и духовными качествами, развитыми посредством упражнений и состязаний, они могут создать совершенного человека, гармонично развитое существо во всех его элементах и действиях".

"Кубертен, находивший вдохновение в древних Олимпийских играх и принципах воспитания греков, был уверен, что та же философия, которая создала греческую культуру, поможет и современному обществу, если возродить Игры, существовавшие около 1200 лет".

"Кубертену удалось возродить Олимпийские игры в международном масштабе, поскольку он хотел привлечь внимание во всем мире к тому факту, что национальная программа, включающая физическое воспитание и спорт, не только улучшает здоровье и силу молодежи, но также - что более важно - делает их лучшими гражданами, более честными и умелыми, более оптимистичными и сильными личностями. Путем создания олимпийского движения Кубертен хотел содействовать развитию социальных, педагогических и моральных ценностей, основанных на спорте" [International Olympic Academy Handbook, pp. 27-28].

Каковы же эти моральные ценности?

"От имени всех участников я обещаю, что мы примем участие в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во имя славы спорта и чести наших команд" (Олимпийская хартия).

Эта олимпийская клятва обобщает мировые идеалы применительно к наивысшему уровню спортивных соревнований.

Такие же надежды мы возлагаем на участие в спортивной деятельности и детей. Мы верим, что спорт способен предоставить детям новые горизонты, воспитать умения, чувство победы и дать много удовольствия. Мы утверждаем, что дети, занимающиеся спортом, становятся лучше. Они приучаются брать на себя риск решения новых задач, проверять пределы своих возможностей. Они учатся сотрудничеству с товарищами по команде и здоровому соревновани. Они учатся испытывать гордость за честные усилия и достижения независимо от победы или поражения.

Мы утверждаем, что спорт может помочь детям развить новые физические и психические способности, а здоровый стресс соревновательной ситуации может помочь им в эмоциональном и социальном развитии. Посредством спорта дети приобретают интерес к активной деятельности, который может стать основой их ориентации в течение всей жизни на физическую подготовленность и здоровье. Мы верим, что спорт содействует развитию позитивных ценностей и личной морали. Действительно ли это так?

Честная игра в спорте - реальность

"Серьезный спорт не имеет ничего общего с честной игрой. Он связан с ненавистью, зависитью, хвастовством, пренебрежением к правилам и садистским удовольствием наблюдать жестокость; другими словами, это война без стрельбы" (George Orwell)

George Orwell сделал этот вывод более 60 лет назад. Недавние события в спорте и проведенные исследования на нескольких континентах подтверждают его утверждение.

В конце 70-х и начале 80-х гг. усилились голоса, выражающие серьезное беспокойство по поводу усиления насилия и обмана в спорте. Протесты против злоупотреблений в спорте слышатся во всех уголках спортивного мира. Серьезный ущерб олимпийскому спорту наносит употребление запрещенных препаратов. Тестирование на эти препараты становится все более сложным. Командный спорт - футбол в Европе и Южной Америке, хоккей в Северной Америке - дозволяет и усиливает жестокость. Хулиганство и агрессивные действия болельщиков испортили много игр.

Вызывающее все большее беспокойство противоречие между идеалом и реальной ситуацией в спорте побудили к проведению во многих странах кампаний за "Фэйр плэй", а также к созданию международных организаций для обсуждения и выработки рекомендаций по внедрению "Честной игры" в спорте. В моей стране эскалация насилия в хоккее привела к созданию в 1986 г. комиссии "Фэйр плэй", в которую вошли добровольные помощники из всех сфер спортивного сообщества. Исследования, проведенные под патронажем комиссии, документально подтвердили случаи серьезных травм спортсменов, выявили озабоченность средств массовой информации по поводу драк и других агрессивных действий болельщиков и подчеркнули то негативное влияние которое все возрастающее насилие в профессиональном спорте оказывает на любительский спорт. То был "глас вопиющего в пустыне", но лишь до скандала с Беном Джонсоном, когда вся наша нация пережила последствия кризиса морали в спорте в мировом масштабе.

Психологи спорта и профессора в области физического воспитания представили интересные наблюдения, полученные в ходе исследования взаимосвязи между этикой и занятиями спортом:

  • Спорт по существу нереален. Условности и правила спорта исключают обычные правила жизни [Bredemeier et al., 1984, 1986, 1988; Hahn, 1988; McIntosh, 1979; Pooley, 1987]
  • Отмечается усиление агрессивности в связи с участием в соревновательных играх и спорте [Bredemeier et al., 1988]
  • Обнаружилась низкая негативная корреляция между продолжительностью занятий спортом и моральными суждениями учащихся 5-х классов о гипотетических дилеммах в спорте [Romance, 1986]
  • Баскетболисты колледжа высказывали суждения значительно более низкого морального плана, нежели не спортсмены [Bredemeier et al., 1988]
  • Женщины в большей степени по сравнению с мужчинами одобряют честную игру и меньше внимания уделяют победе любой ценой [Regnier, 1984; Sanderson, 1988]
  • Виды социальных взаимодействий, поощряемые высококонтактными видами спорта, могут не стимулировать моральное развитие и даже препятствовать ему [Bredemeier et al., 1988].

Другими словами, вместо того, чтобы способствовать высоким ценностям единства, честности и "честной игры", занятия спортом могут содействовать агрессивным установкам, эгоцентричным моральным характеристикам низкого уровня. Кроме того в спорте атлеты ориентируются на ряд других ценностей, чем в реальной жизни. Bredemeier называет эту мораль "игровой моралью" ("Game Morality").

  • "... игровой контекст часто воспринимается участниками как освобождающий их от необходимости постоянно придерживаться норм морали. Спорт уменьшает у атлетов чувство моральной ответственности..." [Bredemeier et al., 1986, p. 19].

"Когда вы на поле, вы играете в футбол, и поведение регулируется правилами. До и после поведение регулируется моралью" (высказывание атлета, которое приводит Bredemeier).

В ответ на все возрастающую опасность того, что на практике спорт не воспитывает ни развивающую интегрированность, ни лучших граждан, были предприняты различные инициативы. Вслед за Играми 1988 г. Совет Европы провел семинар "Ообразование против насилия: потенциал Честной Игры в спорте". Важное значение образования в развитии Честной Игры неоднократно подчеркивалось на семинаре. Руководителем семинара был Peter McIntosh, книга которого "Fair Play: Ethics in Sport and Education" (1979) дала толчок исследованиям связи между спортом, физическим воспитанием и нравственным развитием.

Материалы семинара и многочисленные последующие публикации, а также национальные и международные документы, фиксируют внимание на ряде явлений, связанных с Честной Игрой в детском спорте:

  • насилие в программах детского спорта высокого уровня соревновательности;
  • синдром победы любой ценой с его потенциально вредным воздействием на эмоциональное развитие детей и совершенствование их мастерства;
  • распространение на детей ценностей и правил взрослых, разрушающих у детей мотивацию на сотрудничество в спорте;
  • отсутствие у многих тренеров и родителей знаний о развитии детей, приводящее к нереальным ожиданиям от детей;
  • отказ от обеспечения безопасности и удовольствия для юных участников соревнований;
  • пропаганда в средствах массовой информации насилия, грубой игры и зависти;
  • отсутствие спортивного духа, наблюдаемое во многих областях организованного детского спорта.

И научные исследования, и реальная практика подтверждают тем самым вывод о том, что без образовательных и иных стратегий формирования "честной игры", и личностного развития спорт может содействовать негативному развитию, обману и насилию. С другой стороны, выявилось, что могут быть разработаны и весьма эффективные программы по спорту и физическому воспитаниюЮ содействующие "развитию моральных суждений" и "честной игры". Рекомендация N 936 от 1983 г. Парламентской Ассамблеи и Совета Европы признает первостепенную важность образования в борьбе с насилием.

Задача состоит в определении наиболее эффективных стратегий образования для внедрения "честной игры"...

Литература

1. Bredemeier Brenda Jo, Shields David L. Divergence in moral reasoning about sport and everyday life // Sociology of Sport Journal, N1, 1984, pр. 348-357.

2. Bredemeier Brenda Jo, Shields David L. Athletic aggression: an issue of contextual morality// Sociology of Sport Journal, N3, 1986, pр. 15-28.

3. Bredemeier Brenda Jo, Cooper Bruce A.B., Shields David L., Weiss Maureen R. The Relationship of Sport Involvement with Children’s Moral Reasoning and Aggression Tendencies // Journal of Sport Psychology, N 8, 1988, pp. 304-318.

4. MсIntosh P. Fair play. Ethics in sport and education. - Heinemann, London, 1979.

5. Pooley John. Player Violence in Sport: Consequences for Youth: Paper presented at joint ICHPER/CAHPER Conference, Vancouver, June 1987.

6. Regnier G. Youth sport and fair play: does organized sport promote what it says it promotes?: Paper presented to the Olympic Scientific Congress, Eugene, Oregon, July 1984.

7. Romance Thomas J., Maureen R. Weiss and Jerry Bockoven. A program to promote moral development through elementary school physical education // Journal of theaching in physical education, N5, 1986, pр. 126-136.


* Русский перевод доклада: Binder Deanna. Teaching Fair Play in scools. A model for succesful pedagogy: A Paper Presented to the 1st Joint International Session for Responsibles of Higher Institues of Physical Education. International Olympic Academy, 24-31 July 1993. Доклад печатается в сокращенном виде.

Переводчик - В.И.Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Биндер, Д. Честная игра в спорте - идеал и реальность = [Teaching Fair Play in scools. A model for succesful pedagogy.] / Сокр. пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 110-114.