ОРИЕНТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В СПОРТЕ И ИХ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ЭТОЙ РАБОТЕ

Ориентация специалистов на реализацию гуманистических идеалов в спорте и их подготовленность к этой работе

Н. Н. Чесноков (Россия)

В настоящее время в нашей стране в новых условиях политического, социально-экономического и культурного развития развертывается работа по существенной перестройке всей системы образования, включая физкультурное.

Один из важнейших принципов этой перестройки - переход на принципы гуманистической педагогики и психологии. В связи с этим возникает вопрос о том, в какой мере специалисты в области физической культуры и спорта, а также будущие специалисты - студенты физкультурных вузов, ориентированы на реализацию гуманистических идеалов в спорте и насколько они подготовлены к этой работе. Данная работа и посвящена анализу данного вопроса.

При этом автор опирается прежде всего на результаты проведенного в рамках международного исследования "Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи" (1989-1994 гг.) опроса преподавателей физического воспитания (опрошено 400 преподавателей Алма-Атинского архитектурно-строительного института, Донецкого медицинского института, Кишеневского университета, политехнического и медицинского институтов, Ровненского пединститута, Семипалатинского технологического института мясо-молочной промышленности, Харьковского университета и пединститута, других вузов) и тренеров юных спортсменов. Исследование проводилось по проекту и под руководством Столярова [12]. Используются результаты и некоторых других проведенных ранее исследований, а также собственных педагогических наблюдений и опросов студентов РГАФК.

Опираясь на указанные исследования, прежде всего следует отметить весьма слабую ориентацию специалистов на реализацию гуманистических идеалов в спорте. Большинство из них не проводит постоянной и целенаправленной работы по разъяснению и пропаганде идеалов олимпизма, по формированию у своих учеников гуманистически ориентированного ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, не стремится использовать занятия спортом и спортивные соревнования для формирования и повышения коммуникативной, эстетической, экологической и нравственной культуры спортсменов и зрителей. Многие из них вообще не считают такую работу необходимой.

Об этом свидетельствуют, в частности, ответы преподавателей физического воспитания на вопрос о том, какие основные задачи, по их мнению, должны ставиться и решаться на занятиях по физическому воспитанию в вузе. Практически все респонденты отмечают необходимость проведения работы, направленной на укрепление здоровья студентов и их физическое совершенствование, причем, 96% считает, что именно этим надо заниматься в первую очередь. А вместе с тем, только 52% убеждены в серьезной значимости работы по развитию эстетических способностей студентов, их умения разбираться в красоте, действовать по законам красоты в ходе занятий физическими упражнениями и спортом. Только 54% считает, что на этих занятиях серьезное внимание следует уделить формированию нравственных убеждений и нравственного поведения студентов в спортивных соревнованиях [см. 13, с. 89].

При этом следует учитывать, что многие тренеры, учителя, преподаватели, стремящиеся сформировать нравственные убеждения у своих учеников, судят о результатах этой работы по добросовестному выполнению ими учебно-тренировочных заданий, успешному выступлению в соревнованиях [см. 6, с. 7], а значит, смешивают нравственные и прагматические аспекты спорта.

Весьма примечателен и тот факт, что лишь 15% опрошенных преподавателей физического воспитания считает важным сообщать на занятиях по физическому воспитанию определенную информацию об олимпизме и олимпийском движении. Притом, большая часть (68%) преподавателей, пытающихся что-то сделать в этом плане, на занятиях со студентами затрагивает лишь результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх. Лишь одна треть из них иногда касается вопроса о целях и задачах олимпийского движения, и только 24% - эстетических аспектов спортивных соревнований и Игр [13, с. 90].

По мнению лишь 54,7% опрошенных тренеров юных футболистов, важно формировать у них желание участвовать в олимпийском движении. Причем, 25,8% считают эту задачу не очень важной, 1,5% - что ее вообще не надо ставить и решать, а 18% - затруднились ответить на поставленный вопрос. Только 45,5% считают обязательным для формирования у юных спортсменов правильного (гуманистически ориентированного) отношения к спорту использовать идеалы и ценности олимпизма, а 54,5% признают, что хотя это можно делать, но не считают это обязательным для тренера. О пассивности тренеров в приобщении юных спортсменов к олимпизму свидетельствуют и их ответы на вопрос: многие ли тренеры той спортшколы, в какой они работают, участвуют в пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения. По оценке опрошенных тренеров, 45,5% тренерского состава вообще не принимают в этом участия [9, с. 76].

Такая позиция тренеров ДЮСШ тем более удивительна, справедливо отмечает Самусенков, проводивший этот опрос, что в практике олимпийского воспитания юных спортсменов уже накоплен определенный опыт использования таких форм этой работы, как: Олимпийский День, олимпийский урок, олимпийский час, олимпийский клуб и др.

Однако практически все респонденты затруднились указать какое-либо интересное мероприятие по пропаганде идеалов и ценностей олимпизма, социально-культурных ценностей спорта, которое было проведено ими в учебном заведении или спортивном коллективе за последнее время.

Большинство опрошенных школьников, студентов, учащихся ПТУ также не могли вспомнить какое-либо интересное мероприятие, проведенное в их учебных заведениях по пропаганде идей олимпизма.

О весьма пассивном отношении преподавателей и тренеров к работе по спортивно-гуманистическому и олимпийскому воспитанию свидетельствуют и опросы тех, с кем они работают. Так, лишь 2,5% студентов указали на то, что на учебных занятиях в вузе они получают интересующую их информацию по вопросам олимпизма и олимпийского движения. Остальные респонденты, судя по их ответам, получают на этих занятиях либо незначительную информацию по этим вопросам, либо совсем не получают ее. Ответы студентов выявляют и тот факт, что информацию по вопросам олимпизма и олимпийского движения они получают практически лишь на занятиях по физическому воспитанию. Занятия по другим дисциплинам не вносят какой-то существенный вклад в их знания по этим вопросам [см. 13, с.84].

Для 80,5% опрошенных школьников, судя по их ответам, основным источником информации по вопросам спорта и олимпийского движения являются радио и телевидение, а для 65,6% - печатные издания. Уроки в школе, включая уроки по физкультуре, в качестве источника такой информации упомянули лишь около 10% школьников [см. 10, с.92 и Приложение 15].

91,3% опрошенных юных футболистов в качестве источников информации об олимпизме указали радио и телепередачи, 82,6% - газеты, журналы и книги, и только 26% упомянули занятия в спортивной секции [см. 9, с.75-76] .

Заметим, что весьма сходная ситуация имела место и в других странах до введения в них четкой системы олимпийского образования. Так, по данным опроса, проведенного НОК ФРГ в 1987 году, лишь 15% опрошенных учащихся сообщили, что именно в школе они получили первые сведения об олимпийской идее. 40% школьников впервые узнали о том, что такое олимпизм, по телевидению. Менее 2% опрошенных получили первые знания об олимпийском движении в спортивном клубе [15].

Опрос преподавателей физического воспитания и тренеров показал также, что они считают себя слабо подготовленными к работе по формированию и совершенствованию у своих учеников гуманистически ориентированного ценностного отношения к спорту и занятиям физическими упражнениями: по разъяснению им всего спектра гуманистических ценностей, связанных с этими видами деятельности, и формированию у них ориентации на эти ценности.

В частности, большинство респондентов указало на недостаток (или даже полное отсутствие) у них знаний о гуманистическом потенциале спорта и путях его реализации в современных условиях, об экологических аспектах занятий спортом, о том, как научить занимающихся спортом навыкам правильного общения друг с другом и с тренером, а также умению видеть и понимать красоту спорта, действовать по "законам красоты" в ходе тренировок и соревнований, о влиянии спорта на интеллектуальные, творческие и другие духовные способности человека и т.д.

Правильность этой субъективной оценки специалистами в области физической культуры и спорта их подготовленности к работе по формированию и совершенствованию у своих учеников адекватного гуманистическим принципам ценностного отношения к спорту и занятиям физическими упражнениями подтверждают многие факты, выявленные в ходе опроса этих специалистов.

Многие из них недооценивают гуманистический, социально-культурный потенциал занятий физическими упражнениями и спортом. Так, лишь половина респондентов полагает, что на основе этих занятий можно добиться гармоничного развития человека. Меньше половины придерживается мнения о том, что благодаря активным занятиям физическими упражнениями и спортом можно развить свои эстетические и интеллектуальные способности, повысить уровень культуры. Лишь 28% признает возможность нравственного совершенствования личности на основе ее включения в эти занятия. По мнению 73% респондентов, не все виды спорта могут позитивно воздействовать на эстетические способности и эстетическую культуру человека.

В связи с этим у многих респондентов отсутствует ярко выраженная ориентация на целый ряд социально-культурных ценностей, связанных с занятиями физическими упражнениями и спортом. Лишь небольшая часть из них интересуется воздействием данных занятий на личность и культуру занимающихся. В основном их интересует влияние этих занятий на здоровье и физическое развитие.

При просмотре спортивных соревнований (по телевидению или на стадионе) большинство респондентов интересуют главным образом результаты этих соревнований. Часть респондентов, хотя и небольшую (6%) особенно интересуют драки, споры спортсменов друг с другом или с судьей. Лишь немного больше половины (56%) респондентов глубоко возмущает "выяснение отношений" спортсменов друг с другом во время спортивных поединков.

Мало их интересует также олимпийское движение, его цели и задачи, идеалы и ценности олимпизма, связь спорта с искусством, отображение спорта в живописи и фотографиях и т.п.

Показательна и оценка, которую опрошенные преподаватели физического воспитания и тренеры дали (во время их опроса) поведению спортсменов в тех или иных ситуациях.

При ответе на вопрос, какова будет их реакция на действия воспитанника, который во время соревнований добивается успеха, нарушая при этом правила спортивной этики, 16% преподавателей ответили, что они не собираются каким-либо образом реагировать на это, а 24% затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Более одной трети (33,3%) тренеров заявили, что основной акцент они сделают на успех спортсмена, а не на нарушение им правил спортивной этики. С точки зрения 16% преподавателей и 25% тренеров, на грубую и нечестную игру соперников команда должна отвечать тем же. 5% преподавателей и 50% тренеров полагает, что спортсмен может притворяться, симулировать травму, нарушать правила, если это способствует победе его команде.

При ответе на вопрос о том, какие черты известных спортсменов (олимпийцев) наиболее привлекательны для них, 70% преподавателей и 83% тренеров указали на способность показывать высокие спортивные результаты, профессиональное мастерство. Лишь 36% преподавателей и 66% тренеров отметили высокую нравственность и культуру поведения спортсмена, а 44% преподавателей и 30% тренеров - разностороннее и гармоничное развитие его личности.

У специалистов в области физической культуры и спорта весьма низок и уровень знаний об олимпизме. Это показал, в частности, опрос тренеров юных футболистов. Правда, по собственной оценке тренеров, они имеют достаточно большие знания в этой области. 84,4% опрошенных тренеров отметили даже, что они знают очень много об олимпизме и олимпийском движении, а 15,2% - что они имеют такого рода знания, но не очень большие.

Однако ответы тренеров на другие вопросы анкеты свидетельствуют о весьма завышенной оценке ими собственных знаний об олимпизме и олимпийском движении. Так например, даже по собственной оценке тренеров, только 33% из них в достаточной мере знают Олимпийскую хартию, а почти 67% хотя бы "что-то" слышали (читали) о ней, но знают о ней крайне мало. Официальный девиз олимпийского движения смогли правильно указать только чуть больше половины тренеров. 6% тренеров не смогли ответить на вопрос о том, где были последние Олимпийские игры. 62,6% тренеров, по их собственному признанию, не знают о существовании приза "Фэйр плэй" [8, с.107-108].

В связи с обсуждаемым вопросом представляют интерес и данные, которые получила Баринова при опросе (в рамках указанного международного социологического исследования) 105 студентов IV курса (разных факультетов) Государственной академии управления и студентов 4-го курса педагогического факультета ГЦОЛИФК (т.е. тех, кто уже в самое ближайшее время должен начать работу в качестве специалиста в области физической культуры и спорта). При опросе была применена случайная выборка.

В анкету для опроса студентов ГЦОЛИФК был включен специальный блок вопросов, касающийся уровня их подготовленности к работе по олимпийскому образованию и воспитанию детей и молодежи.

При выяснении мнения самих студентов о степени их готовности в этом плане оказалось, что в наименьшей степени они удовлетворены уровнем своих знаний:

- о гуманизме и гуманистических ценностях спорта (дали положительный ответ только 24,4% опрошенных);

- о путях реализации гуманистического потенциала спорта в современных условиях (22,5%);

- о том, как научить своих учеников навыкам правильного общения друг с другом и с тренером в ходе тренировок и соревнований (такими знаниями удовлетворена лишь четверть опрошенных);

- о том, как научить своих воспитанников видеть и понимать красоту спорта, действовать "по законам красоты" в ходе тренировки и соревнований и о влиянии спорта на творческие способности человека (24,5% студентов).

80% опрошенных студентов ГЦОЛИФК отметили как незначительный или практически нулевой вклад института в их подготовку для проведения работы по олимпийскому образованию и воспитанию.

О справедливости такой субъективной оценки, как отмечает И. В. Баринова, можно судить по ответам студентов на другие вопросы анкеты.

Большинство студентов обоих вузов (72,6% ГЦОЛИФК и 58,6% ГАУ) положительно оценивает спорт, причем, как "спорт для всех", так и спорт высших достижений. Однако 7,7% студентов ГЦОЛИФК (так же, как и 9% студентов ГАУ) считают спорт высших достижений и связанную с ним погоню за рекордами не только бесполезными, но и вредными, т.е. не понимают социального смысла и значения этой разновидности спорта и спортивных рекордов.

Среди наиболее привлекательных для них аспектов (сторон) спорта студенты ГАУ поставили на второе и третье места соответственно нравственные поступки спортсменов и связь спорта с искусством, тогда как будущие специалисты в области физической культуры и спорта поставили их на последние места - пятое и шестое.

Как и предполагалось, большинство студентов как ГАУ, так и ГЦОЛИФК, уверены в том, что на основе активных занятий спортом можно улучшить свое телосложение (соответственно 90,4% и 90,2%), развить силу, быстроту и другие физические качества (80,9% и 92,1%), сохранить и укрепить свое здоровье (79% и 66,7%). Значительное меньшее их число признает ценность занятий спортом для развития эстетических способностей, эстетической культуры (42,8% и 54,9%), всестороннего и гармоничного развития личности (47,7% и 59,8%), совершенствования нравственных качеств (25,6% и 38,2%).

С такими представлениями о ценности спорта связаны и целевые установки студентов в процессе их занятий спортом. Если цели "стать чемпионом, рекордсменом", "сохранить и укрепить здоровье" и "стать более физически развитым", по данным опроса, ставят перед собой 51% студентов ГЦОЛИФК (соответственно 20%, 43,8% и 47,6% студентов ГАУ), то цель "развить свою способность видеть, чувствовать и понимать красоту" - всего 39,2% студентов ГЦОЛИФК (соответственно 22,9% студентов ГАУ), "стать более честным, благородным" - 21,6% (17,1%), "добиться пропорционального и гармоничного развития" - всего 17,6% (31,4%).

Показательно и отношение будущих специалистов в области физической культуры и спорта (на фоне других студентов) к поведению спортсменов, к принципам "Фэйр плэй".

Почти 14% (столько же, сколько студентов ГАУ) считает, что в очень важной и ответственной игре все средства допустимы, лишь бы добиться победы.

В ситуации, которая может случиться в важном, ответственном соревновании: один из спортсменов увидел, что его товарищ по команде добился успеха (забил гол, отобрал мяч у противника и т.д.), нарушив при этом правила, а судья не заметил этого нарушения, почти 1/5 часть (19,6%) студентов ГЦОЛИФК и почти 1/3 (30%) студентов ГАУ считают правильным никак не реагировать на увиденное нарушение - ни во время игры, ни после нее. Примерно 1/3 опрошенных в обоих вузах предпочитает во время игры сделать вид, что ничего не заметили, и лишь после игры сообщить о случившемся тренеру или товарищам по команде. И только 15,5% студентов ГЦОЛИФК - меньше, чем студенты ГАУ (16,7%) - считают, что наиболее правильно сразу сообщить об увиденном судье.

Причем, 21,6% студентов ГЦОЛИФК и почти 28% студентов ГАУ отметили, что им лично доводилось в спортивных соревнованиях добиваться успеха, допуская при этом нарушение правил, которого судья не заметил. Особенно важно при этом, что 1/5 часть респондентов ГЦОЛИФК и 63% ГАУ не испытывали каких-либо переживаний по этому поводу. 35% первых и 40% вторых заявили к тому же, что при повторении подобной ситуации они снова поступили бы точно так же.

Большинство студентов обоих вузов проявляют интерес к Олимпийским играм (хотя все же нашлись такие - даже среди студентов ГЦОЛИФК - 2%, кого эти Игры не интересуют).

Среди наиболее привлекательных черт спортсменов-олимпийцев большинство (98%) студентов ГЦОЛИФК (равно как и большинство студентов ГАУ) указало на способность этих лиц показывать необычайно высокие спортивные результаты. А вот их высокая нравственность и гармоничное развитие привлекает всего лишь соответственно 25,5% (19%) и 23,5% (15,2%) респондентов.

Важно отметить и тот факт, что, по мнению 75% опрошенных студентов ГЦОЛИФК, они не получают на занятиях в институте интересующих их знаний об олимпизме [см. 1, с. 147-150].

Приведенные выше данные коррелируются с данными и других исследований. Так например, Косяк и Сластенин на основе опроса будущих и работающих учителей физкультуры, а также преподавателей физического воспитания ряда вузов, пришли к выводу о крайне слабой их эстетической подготовленности и низком общекультурном уровне. По данным, которые получил Косяк [5], лишь 5% респондентов имеют сравнительно высокий уровень эстетической эрудиции в области общих вопросов искусства и эстетики, эстетики спорта, литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и театра, 23% - средний уровень, а 63% - начальный (поверхностный).

Особенно тревожным является слабая подготовленность (будущих) специалистов в области физической культуры и спорта в вопросах эстетики спорта. Даже на вопрос о сходстве спорта с искусством не смогли ответить 30% респондентов, а 20% дали неправильные ответы. На вопрос о том, чем существенно отличаются друг от друга спорт и искусство, не смогли ответить 38% и дали неправильный ответ 30% .

По данным Сластенина [11], 63,3% опрошенных им выпускников педагогических вузов - будущих учителей физкультуры - поверхностно знают русское классическое, западноевропейское и современное изобразительное искусство. В опросе, который провел Косяк [5], таковых оказалось 78%.

Слабую подготовленность специалистов в области физической культуры и спорта к проведению работы по формированию эстетической и нравственной культуры у своих воспитанников, их ориентации на эстетические и нравственные ценности физкультурно-спортивной деятельности, отмечают и многие другие исследователи [см. 2, 3, 6, 7 и др.].

Ряд исследователей отмечает низкую коммуникативную культуру педагогов, в том числе и преподавателей физического воспитания в вузе [см. например, 14].

Головин и Никитина [4] на основе проведенного ими опроса пришли к выводу, что тренеры детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва, высшего спортивного мастерства, спортивных обществ практически не оказывают содействие спортсменам в самовоспитании и не обладают теми знаниями и умениями, которые необходимы для проведения такой работы. Они не могут дать спортсменам информацию о том, с какой литературой по самовоспитанию им следует ознакомиться, рассказать о процессе и организации самовоспитания, его средствах, методах и формах (индекс умения информировать спортсменов по вопросам самовоспитания равен 0,019). Тренеры затрудняются составить программу самовоспитания спортсмена в постановке целей и их конкретизации, в определении возможных сроков достижения поставленных целей (индекс умения оказать помощь спортсмену в составлении программы равен 0,050), и т.д.

Автором данной работы проведен предварительный опрос студентов двух групп IV курса РГАФК с целью выяснить уровень их информированности о новых гуманистически ориентированных методиках, формах и методах воспитания, которые могут быть использованы в физкультурно-спортивной работе. Оказалось, что большинство опрошенных студентов практически не имеют информации о методах раннего выявления и развития индивидуальных творческих способностей, о методике групповой психотерапии (психодрамы, телесной и танцевальной терапии, терапии искусством, игровой терапии и др.), о методике пластико-ритмической и антистрессовой пластической гимнастики, о методике художественного движения Л. Н. Алексеевой, о методике организации физического воспитания школьников, разработанной В. К. Бальсевичем, о технология целостного гуманистического воздействия на личность, разработанной коллективом специалистов под руководством Ю. А. Лебедева и Л. В. Филипповой , о методике организации и проведения "новых игр" ("игр без побежденных"), "кооперативных" игр, Спартианских игр и др.

Большинство опрошенных студентов отметили также, что они не готовы к проведению работы по олимпийскому образованию в физкультурно-спортивном коллективе, к формированию нравственной, эстетической и экологической культуры своих учеников, культуры их общения.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что по крайней мере значительная часть специалистов в области физической культуры и спорта, а также будущих специалистов этой сферы, и по своим знаниям и по своей ориентации слабо подготовлена к организации и проведению работы по олимпийскому образованию и воспитанию своих учеников, и в частности к тому, чтобы в полной мере и максимально эффективно использовать социально-культурный потенциал физкультурно-спортивной деятельности.

Эту ситуацию необходимо учитывать при разработке программ совершенствования системы физкультурного образования.

Литература

1. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. дисс... кан. пед. наук.. - М., 1994.

2. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. - Кишенев: Штиинца, 1982.

3. Вишневский В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1987.

4. Головин И.Л., Никитина Е.Д. Руководство самовоспитанием спортсменов // Нравственный потенциал спорта. Материалы IV Всесоюзного методологического семинара (г. Суздаль, 10-12 марта 1988 г.). - М.: Сов. спорт, 1989, с. 95-98.

5. Косяк В.А. Эстетическая подготовленность учителя физической культуры: Дисс. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1990.

6. Момот Н.И. Формирование нравственных убеждений у подростков в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Л., 1987.

7. Решетень И.Н., Барвинова Н.С. К вопросу об эстетиченской подготовке студентов физкультурных вузов // Теор. и практ. физ. культ., N9, 1980, с. 45-47.

8. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Дисс... канд. пед. наук. - Малаховка, 1989.

9. Самусенков О.И. Знания учащихся и тренеров ДЮСШ об олимпийском движении // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Международного олимпийского комитета, Волгоград, 22-23 сент. 1993 г. - Волгоград: Перемена, 1994, с. 74-77.

10. Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Дисс... канд. педагогических наук. - М.,1989.

11. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976.

12. Столяров В.И. Исследовательский проект // Рабочая программа проведения социологического исследования "Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание студенческой молодежи". - Харьков, 1990, с. 3-11.

13. Стопникова Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дисс... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 1992.

14. Филиппова Л.В., Файбишевич Т.Н. Коммуникативная культура педагога // Культура и формирование личности учащейся молодежи: Материалы всес. межвуз. научно-практ. конф. - Нижний Новгород, 1991, с. 112-115.

15. "Olympisches Feuer", N6, 1987.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чесноков, Н.Н. Ориентация специалистов на реализацию гуманистических идеалов в спорте и их подготовленность к этой работе // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 115-125.