СПОРТ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРЫ

Спорт и современные образцы культуры*

Збигнев Кравчик (Польша)

Современный спорт, находящий свое наиболее полное выражение в неоолимпизме, отражает, по-видимому, позиции, сформированные современными образцами индивидуальной и групповой культуры.

Это убеждение служит основой для теоретических и аналитических выводов, которые мы попытаемся представить, связав их с 6 группами проблем: 1. Сражение, соперничество, соревнование. 2. Отношение равноправия, и прежде всего равных возможностей. 3. Аскетическая позиция, ориентация на долг, дисциплину и постоянные усилия для достижения цели. 4. Стремление к рационализации и институционализации активности. 5. Склонность к достижению автономии, обособленности, а также положения "звезды". 6. Процесс перехода от роли человека как средства истории к его роли субъекта и творца.

Олимпийский принцип citius, altius, fortius выражает доминирующую черту соревновательного спорта - борьбу и соревнование. Борьбу со временем, пространством, сопротивлением снаряда. За секунды, сантиметры, совершенство в выполнении определенного упражнения. Соревнование может носить индивидуальный или групповой характер, оно предполагает постоянное сравнение, измерение, контроль. С этим связано явление соперничества: на школьной спортплощадке, в пределах команды, лиги или сборной страны, наконец, на самом высоком уровне - в международном масштабе, соперничества, которое имеет явный, открытый характер, соперничества, сознательно допускаемого и одобренного всеми сторонами, участвующими в соревновании. Его цель - стимулирование усилий, направленных на достижение наивысшего результата в индивидуальном или групповом соперничестве и соревновании.

Все эти особенности спорта можно проследить и во многих других сферах деятельности современного человека. Забота о достижении оптимального эффекта действия за определенную единицу времени свойственна фактически всей современной эпохе. Как писал в свое время Эрих Фромм в известном труде "Бегство от свободы" [1], уже в XVI столетии часты в Нюрнберге стали бить каждую четверть часа. Это был символ внесенного реформацией сознания ценности времени. Эта установка и связанные с ней действия обрели небывалую силу в настоящее время.

Следовательно, гонка и соревнование, прежде чем стать доминирующей чертой спорта, уже раньше распространились в других сферах деятельности человека. Например, соревнование в производстве и постоянное сопоставление результатов, достигаемых в этой области. Эта черта особенно присуща тем странам, которые находятся на пороге или перешагнули порог промышленной революции [2]. В результате она повлекла за собой гонку в потреблении, характерную главным образом для развитых капиталистических стран, а также социалистических государств... С этим связаны также гонка и соревнование в развитии науки, прежде всего в развитии технической мысли [3]. В этом и других отношениях отдельные страны расположены теоретиками с учетом точно измеренных показателей на строго определенных местах шкалы всеобщей гонки народов земного шара [4]. Все это очень напоминает ситуацию в спорте, в которой мир мыслей и действий становится своеобразной ареной встреч и постоянного сопоставления.

Отмена родословных привилегий, связанная с прогрессирующей демократизацией жизни, породила убеждение в ликвидации основных уз, препятствующих социальному продвижению личности. Поэтому создавалось впечатление открытия неограниченных возможностей восхождения по ступеням экономической лестницы, лестницы престижа и власти. Все, согласно многим современным теоретическим концепциям, было поставлено в зависиомость единственно от таланта, предприимчивости и прежде всего от труда человека. Американский миф карьеры от чистильщика обуви до миллионера, распространяемый литературой и публицистикой, стал символом моделей продвижения, характерных для буржуазного общества большой социальной мобильности [5]. Индивидуалистическая социологическая теория Спенсера дала научное обоснование полной социальной мобильности, обеспечивающей наиболее активным личностям достижение самых высоких позиций в жизни. Плюрализм ценностей, одобряемый во многих общественных кругах, объяснял плюрализм жизненных карьер, а значит, многообразие и многоступенчатость достигаемого успеха.

Идеологи социализма, провозглашая отличие своих исходных позиций и главных целей, выдвигали лозунги преобразования и демократизации межчеловеческих отношений, особенно подчеркивая необходимость обеспечения личностям стартового равенства и оптимальных условий деятельности. Они ставили успех в жизни человека в заисимость от результатов его труда в соответствии с известным принципом "каждому по труду".

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, в какой большой степени эти ценности одобрены и закреплены в области спорта. Именно здесь важнейшим принципом стало равенство шансов, которое спортсменам создает ситуация в спорте. Окончательный результат соревнования, т.е. место, занятое спортсменом, зависит исключительно от способности, формы и тактики участников соревнования. Ни родословная, ни позиция в профессиональных и товарищеских группах, ни деньги, ни связи не принимаются в расчет в спортивной деятельности. Здесь выигрывает лучший и, следовательно, на деле осуществляется принцип справедливости. Ибо результаты спортивной борьбы измеримы и заранее четко определены критерии подбора участников соревнования, а также потенциальные ступени их успеха. Борьба ведется публично, в соответствии с правилами, которые всеми приняты и одобрены. У судей имеются все возможности для вынесения беспристрастной оценки участникам соревнования.

Спортсмен должен быть своего рода аскетом. Индивид, включенный в режим строгой тренировки, вынужден ограничить стремление к нерациональному поведению, необоснованному с точки зрения цели, каковой является результат. Спортсмен по своей природе - человек без пагубных привычек, предпочитающий долг и дисциплинированность временному удовольствию. Согласно принятой модели, как первоочередную обязанность он рассматривает тренировку своего тела. Рациональное питание, правильную дозировку сна и интенсивную тренировку он рассматривает не как развлечение, а как труд - часто очень тяжелый и сочетающийся со многими лишениями - , необходимый для достижения оптимального результата. И наконец, борьба: с собственными слабостями, с внешними препятствиями, с казалось бы непреодолимыми препятствиями, с временными неудачами. Спортсмен, в соответствии с этой моделью, умеет не только выигрывать. Со стоическим спокойствием он переносит и проигрыш, памятуя о том, что завтра все может измениться. Борьба никогда не прекращается. Даже достигнув наивысшей позиции в мировом масштабе, спортсмен знает, что ее удержание потребует от него, возможно, еще больших усилий, нежели постепенное восхождение в гору. С этим связан принцип максимального отрыва вперед от соперников для обеспечения себе относительной прочности завоеванной позиции.

И аскетическо-стоические установки также не являются лишь "изобретением" спорта, хотя с этимологической точки зрения термин "askezis" означает "упражнение тела" [6]. Такие модели поведения, побуждающие стремиться к достижению цели на основе целого ряда ограничений, появились на заре нашей культуры, а впоследствии [7] были адаптированы системами ценностей, детерминирующих - косвенным путем - поведение людей нашего времени.

Индивидуальная цель здесь, как правило, подчинена главной, сверх-индивидуальной цели, что также стало одним из основных принципов спорта... Достижение апогея успеха не действует расслабляюще на личности и группы в их жизненных устремлениях, аналогично тому, как это имеет место и в спорте, не является поводом для прекращения дальнейших усилий. Примером может служить модель производства товаров в сфере рыночной экономики, где даже рекордное состояние дел не может предотвратить угрозу конкуренции со стороны соперников. Одним словом, современная ориентация на максимальный успех не освобождает людей от дальнейшей деятельности, а наоборот, она побуждает их к новой активности. Вот почему некоторые люди справедливо высказывают опасение по поводу все увеличивающегося разрыва между развитыми странами и остальной частью мира. Поэтому некоторые слаборазвитые в экономическом отношении страны, особенно упорно борются за высокое место в спортивном соперничестве.

Как правильно считают специалисты в области теории организации, социальные отношения в современном мире развиваются в направлении рационализации, формализации и планирования [8]. В такой ситуации у личности остается все меньше возможностей действовать спонтанно, неорганизованно. Свою жизненную активность она вынуждена включать в систему сложных юридическо-организационных механизмов, которые создают разнообразные, но однозначно определенные формы самореализации. Это порождает многочисленные ситуации, в которых социальная реальность предстает перед нами как система диспозиций, система офертов**.

Эти процессы в полной мере проявляются и в сфере спорта, что сказывается на всех тех специфических метаморфозах, которые в нем происходят. А именно, он развивается от состояния беззаботной, спонтанной игры в направлении серьезного действия: от хобби до профессии или квазипрофессии [9]. Спортсмен, особенно высокого ранга, вынужден подчинять себя действиям манипуляторов: тренеров, руководителей, организаторов спорта. Одним словом, он вынужден подвергаться целевому воздействию специалистов. В данной ситуации спортивный результат является следствием их таланта, работы самого спорта, а также обеспечения ее специальными сооружениями, подбора специально запланированных упражнений, диеты, ритма специально дозированного усилия и т.п. Вместо когда-то импровизированной, спонтанной деятельности появляется научная организация труда. Создаются группы специалистов, научные институты и высшие школы, важной задачей которых является научное обоснование деятельности, гарантированно приводящей к запланированным результатам каждого соревнования. Двигательные таланты уже не отбираются из числа тысяч тренирующихся лишь на основе естественного отбора. Согласно научным принципам отбора достаточно проверить тысячи, чтобы выбрать из них индивидов с наилучшими физическими, психическими и социальными качествами для специализации в данном виде спорта [10].

Спорт, равно как и другие сферы массового творчества, например, кино, театр, песенное творчество, рождает - на один или несколько сезонов - звезд, своеобразных метеоров, которые являются предметом интереса, симпатии, волнения, а часто и преклонения. Спортивных идолов все чаще просят высказывать свое мнение и на неспортивные темы [11]. В глазах молодых людей эти "герои спорта" нередко поднимаются до ранга личностных образцов, которым они желают подражать не только на стадионе или в спортивном зале, но и в повседневной жизни.

Так называемая спортивная карьера, несмотря на тенденции к организационной формализации, а также к рационализации отбора в спорт и на работу тренером, все еще в значительной степени зависит от таланта, случайного степения обстоятельств или даже просто везения. Поэтому нередко никому неизвестные молодые люди, без связей, должности, собственности, а нередко и образования, становятся объектом внимания и комментариев в кругу друзей, дворовой или школьной группы, коллектива предприятия, района, города, страны, и, наконец, людей почти всего мира.

Вы мы употребили слово "метеор" спорта. Действительно, очень часто спортивная карьера становится результатом исключительно быстрого продвижения в национальную команду и мировую элиту. Это касается не только индивидуальных видов спорта, таких, например, как бокс, легкая атлетика, плавание и др., но и в спортигр, включая командные, где также остается широкое поле деятельности для индивидуального продвижения. Примером может служить футбол. Вот почему фамилии спортсменов появляются не только на страницах газет. Все чаще улицам, спортивным центрам, школам, турбазам и т.п. присваиваются имена спортсменов высокого класса. Тем самым спортсмены начинают играть ту роль, которая когда-то была закреплена лишь за деятелями искусства, прославленными полководцами, политиками, государственными деятелями, национальными или классовыми героями. Впрочем, езе раньше эту позицию обрели известные путешественники и альпинисты, о подвигах которых напоминают нам сегодняшние названия вершин, материков, морей, проливов и ледников. Неоднократно визит руководителя государства не вызывал столь большого интереса, как ход и триумфальный эпилог парусного рейса вокруг земного шара, который совершил Кшиштоф Барановский.

Это исключительно интересное явление имеет свои аналогии и обоснование в стиле жизни, характерном для современного урбанизированного общества. Возникновение агломераций крупных населенных пунктов городского типа способствует формированию единообразия образцов поведения и вкусов в глобальном масштабе [12]. С другой стороны, тенденция к унификации в сфере культуры, культурных ориентаций и поведенческих моделей, переживает в настоящее время серьезный кризис. В современном обществе наряду с феноменом гомогенизации культуры [13] наблюдается стремление к далеко идущей дифференциации. Например, современные процессы образования наднациональных сообществ сочетаются с тенденциями к национальной эмансипации и с поисками "корней" групп с различными этническими традициями [14]. То же самое относится и к индивидуальным устремлениям личностей, которые в силу социальных и психологических соображений стремятся к выражению собственной автономии и тождественности.

Это связано с переменами в области жизненного стандарта и с изменением характера труда. Массовое удовлетворение первичных потребностей в развитых обществах породило явление расширения и углубления вторичных потребностей, служащих всестороннему развитию личности современного человека [15]. Поэтому все большее значение приобретает деятельность действия, не носящая непосредственно производственного характера и рассчитаннная на рост разнообразных видов потребления. В социальной системе ценностей все больший ранг получает неутилитарное поведение, единственной целью которого является доставить личности или группе удовлетворение, удовольствие или какие-то другие эмоциональные или интеллектуальные переживания. Ибо все чаще люди приходят к выводу, что именно переживания могут служить критерием ценности человеческого существования и что именно с ними связан смысл человеческой жизни.

По мере изменения системы ценностей происходят, как уже было отмечено, изменения и в модели современного труда. Вследствие технического прогресса возрастает роль человека как активного и творческого субъекта и уменьшается его роль как орудия труда. Тем самым можно наблюдать уменьшение противоречия между трудом и созиданием. Одним словом, черты, которые ранее приписывались игре (как это делал, например, Huizinga), начинают становиться характерными и для некоторых видов труда. Стерлась и отчетливая грань между чертами личности людей играющих и людей работающих (people of play and people of work), на которую еще полвека назад обращал внимание Florian Znaniecki [16].

Все это создает благодатную почву для развития спорта во всех его разновидностях: школьно-воспитательного, оздоровительного и зрелищно-рекордного. Ибо спорт представляет собой типичное выражение деятельности, которая является необязательной, а следовательно, свободной, и не столько полезной для цивилизации, сколько ценной в сфере культуры и личности. С этой точки зрения даже изнуряющая, продолжительная тренировка заслуживает того, чтобы ее признать рациональной, причем эта рациональность объясняется не только надеждой на лучшие результаты, рекорд, но прежде всего достижением желательных черт личности: уважения к усилию, настойчивости, последовательности, силы воли, характера - одним словом - стремления к самореализации.

Выше были описаны и проанализированы некоторые ситуации и явления, характерные для современного спорта, прежде всего соревновательного. Разделив их на несколько групп проблем, мы указали на параллельные ситуации и явления, имеющие место и в спорте, и во всех других сферах современной жизни. Одним словом, мы обратили внимание на существенное соответствие между моделями, образцами поведения и результатами в области спорта и в других сферах человеческой деятельности. Такой краткий анализ упомянутых моделей представляется весьма поучительным:

1. Косвенно он объясняет, почему спорт в настоящее время стал феноменом, привлекающим всеобщее внимание и интерес как самих участников соревнований, так и зрителей.

2. Он объясняет своеобразное стремление молодежи к соревновательному спорту, особенно молодежи из "низших" социальных групп и классов. Ибо в современной жизни мало других таких сфер деятельности, которые создавали бы возможнось достижения столь быстрого, хотя и непрочного, жизненного успеха, продвижения в "звезды".

3. Он побуждает рассматривать спорт как элемент более широкого процесса преобразования современного общества, особенно процесса психологических и культурных изменений.

4. Он проливает свет на источник изменений современного спорта и "оправдывает" характерную для него погоню за результатами, или, другими словами, свойственное ему "отчуждение результатов".

5. Он объясняет тревожащее многих противоречие, обнаружившееся в спорте в последнее время: противоречие между высокими результатами и повсеместными формами физических упражнений, которыми занимаются ради здоровья, физической рекреации и удовольствия.

В данном выше анализе спорта как феномена современной культуры мы не затрагивали политические проблемы эпохи. Наше внимание было сосредоточено исключительно на тех аспектах спорта, которые вытекают из его универсальной, международной природы и не связаны с какой-то политической системой.

Нельзя забывать, однако, о том, что спорт, как и любое другое социокультурное явление, отражает и реализует не только общечеловеческие ценности, но и ценности, свойственные определенному этапу исторического развития конкретного общества и общественно-политической системы, в рамках которой он функционирует и специфическим законам которой он подчиняется...

Примечания

1. Fromm E. Ucieczka od wolnosci. - Warsaw, 170, p. 72.

2. См. Fleszar M. Gospodarka ekonomiczna swiata. - Warsaw, 1969, pp. 33-35.

3. Ср. Suchodolski B. Nauka a swiadomosc spoleczna. - Wroclaw, 1974.

4. См. Экономика стран социалистического лагеря в цифрах. - М., 1962. Экономика зарубежных стран. - М., 1962.

5. Warner W.L. The American Life. Dream and Reality. - New York, 1953. Lipset S., Benedix B. Social Mobility in Industrial Society. - Berkeley, Los Angeles: Union of California Press, 1959. Mils W.G. Elita wladzy. - Warsaw: Ksiazka i Wiedza, 1961.

6. Тышка А. обратил внимание на диалектическое изменение понятия "аскетизм" ("askezis"). Ср. Tyszka A. Olympia i akademia. Szkice o humanistycznej tresci sportu. - Warsaw, 1970, pp. 19-20.

7. Ср. Ossowska M. Moralnosc mieszczanska. - Lodz, 1956, pp. 63-188.

8. См. March G., Simon A. Teoria organizacji. - Warsaw, 1964.

9. На этот факт я обращал внимание в кн. Natura, kultura, sport. Kontrowersje teoretyczne. - Warsaw, pp. 342-349. Интересную современную интерпретацию функций спорта, связанных с отдыхом, воспитанием и трудом, дает J. Dumazedier в статье "Sport and Sport Activities" // International Review of Sport Sociology, 1973, N 2 (9).

10. Я имею здесь в виду те научные организации, которые специально созданы как организации по обслуживанию соревновательного спорта. Они особенно многочисленны в странах, относящихся к современным спортивным гигантам.

11. См. Tyszka A. Athletes as Contemporary Heroes // Sociological Studies, 1962, N2.

12. См. Kloskowska A. Kultura masowa. Krytyka i obrona. - Warsaw, 1964, pp. 94-211.

13. Там же, рр. 320-357.

14. Эти процессы с наибольшей интенсивностью проявились в многонациональных государствах, например в США.

15. Мы используем в данном случае категории культурологического анализа, которые были введены основателем функциональной теории культуры Брониславом Малиновским. См. Malinowski B. Szkice z teorii kultury. - Warsaw, 1958, pp. 65-100.

16. Znaniecki F. Ludzie terazniejsi a cywilizacja przyszlosci. - Warsaw, 1935.


* Русский перевод статьи: Krawczyk Z. Sport and contemporary patterns of culture // Review, International Council of Sport and Physical Education, Heft 3, 1980, pp. 22-27. Статья печатается с некоторыми сокращениями.

Переводчик - В. И. Столяров.

* Оферта (от лат. offero - предлагаю), предложение заключить граждански-правовой договор, содержащее все его существенные условия. - примеч. переводчика.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кравчик, З. Спорт и современные образцы культуры = [Sport and contemporary patterns of culture] / Сокр. пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 126-134.