СПОРТ И КУЛЬТУРА

Спорт и культура*

Г. Люшен (Германия)

Я буду говорить о спорте, социальных конфликтах, разрешении конфликтов в мире. На мой взгляд, весьма примечательно то обстоятельство, что я выступаю вслед за профессором Столяровым, который сделал очень много для разработки некоторых фундаментальных социологических и философских проблем. Но прежде чем приступить к самой теме доклада, я хотел бы сделать несколько дополнительных замечаний.

По ряду причин тема "Спорт, конфликты и мир" весьма своевременна. Проблема спорта и мира стала ведущей на этом конгрессе. Я должен признаться, что мне было нелегко принять решение выступить с докладом. Я делаю это в основном по двум соображениям - практическому и теоретическому.

Практическая сторона сводится к тому, что мой олимпийский комитет, имея дело со спортивной социологией, с самых первых дней существования настаивал на том, что мы занимаемся наукой о спорте и поэтому не должны защищать свои национальные интересы и вмешиваться в политику. Национальные и политические интересы могут исказить науку. Члены моего комитета не представляют нацию, они представляют только самих себя. Следовательно, я выступаю здесь как ученый или в конце концов как представитель Иллинойского университета.

Теоретическая сторона представляется мне особенно важной, поскольку мы признаем необходимость контактов между лицами и партиями, находящимися в конфликте. В научном плане это выступление является одной из форм подобной коммуникации. Предположение, что коммуникация способствует разрешению конфликтов, было, в частности, высказано профессором Томасом Шеллингом. Я тоже придерживаюсь такого мнения.

Другой вопрос заключается в следующем: может ли спорт в настоящее время внести вклад во взаимопонимание и быть формой коммуникации, - и это основная тема моего выступления. После нескольких предварительных замечаний о состоянии науки в этой области я перейду к разработке самого понятия и некоторых структурных компонентов спорта как сферы конфликтов и, наконец, выскажу несколько наблюдений, касающихся понимания этого вопроса на современном этапе.

Вклад спорта в дело мира и международного взаимопонимания часто принимается без критической оценки, как нечто само собой разумеющееся. Целый ряд случаев используется учеными для доказательства справедливости этого тезиса. Так, в 1936 г., когда отношения между Германией и Америкой были особенно напряженными, немец Лутслон и Оуэнс, который был представителем расы, не слишком почитаемой в Германии, встретились на спортивной площадке. Эта встреча растопила лед отношений между двумя странами, и между спортсменами установилась дружба, продолжавшаяся вплоть до гибели Лутслона. Футбольный матч между Западной Германией и СССР в Ауксбурге вскоре после войны, когда отношения между этими странами были натянутыми, способствовал преодолению враждебности и недоверия. Однако существует и множество противоположных примеров. Они в чем-то более убедительны, чем те, которые подтверждают роль спорта в разрешении конфликтов. В 1969 г. Гондурас и Сальвадор начали военные действия в результате футбольного матча. В 1956 г. на Олимпийских играх борьба между ватерполистами Венгрии и СССР была настолько ожесточенной, что вода буквально кипела. Ежегодно матчи между командами "Глазго селтикс" и "Глазго рейнджерс" выливаются в настоящее побоище и нередко приводят к человеческим жертвам. А футбольные матчи между наиболее известными командами Европы (я имею в виду Западную Европу), становятся поводом для всплеска насилия и агрессивности среди болельщиков, что приводит к телесным повреждениям, а чаще всего к нанесению материального ущерба. В США борьба между хоккейными командами бывает настолько жестокой, что многие игроки получают увечья. После всего сказанного роль спорта как средства разрешения конфликтов уже не кажется столь очевидной. В большинстве случаев скороспелые выводы приводят к тому, что ценность спорта подвергается сомнению, высказывают также предложения ввести в сферу спорта более строгие ограничения. Апологеты спорта и спортивные деятели, естественно, полагают, что спорт приносит пользу и способствует укреплению мира...

Спорт способствует миру, и я уверен, что настоящий конгресс тоже внесет свой вклад, если не принимать во внимание те отрицательные моменты, о которых речь шла выше. Мое мнение: сложность вопроса не препятствует подобным выводам.

Настоящий вопрос можно рассматривать под различными рубриками. Иногда мы имеем дело с жестокостью, иногда с агрессивностью, а иногда с явлениями социологического порядка - социальными конфликтами... Сравнительно недавно наше внимание привлекла проблема спорта и агрессивности, она, в частности, заинтересовала психологов. С их точки зрения, негативный потенциал спорта не является очевидным. В то время как одни психологи полагают, что разрушительная сила спорта направлена на людей и объекты, другие, как, например, Конрад Лоренц, не считают агрессивность исключительно отрицательной и неконтролируемой чертой. В действительности, и те и другие рассматривают спорт как сферу контролируемой агрессивности, которая приводит, по Лоренцу, к катарсису агрессивного потенциала.

Рассмотрение спорта под углом зрения социальных конфликтов тесным образом связано с контролем, и здесь я хотел бы отметить, что именно благодаря открытиям профессора Дарингофа мы смогли глубже понять спортивное соревнование как одну из форм контролируемых конфликтов. Все споры по этому вопросу и результаты исследований сводятся в основном к двум положениям: первое, которого придерживается К. Лоренц, заключается в том, что насилие положительно влияет на спорт как систему конфликтов и агрессий; другое, высказываемое Каролиной Шериф, состоит в том, что сейчас в спорте достаточно очевидны негативные последствия соревнования, которые приводят к проявлениям агрессивности и разрушениям...

Я полагаю, что в этой области есть три проблемы. Во-первых, я считаю, что подобное отношение не принимает в расчет сложность проблематики. Во-вторых, недостаточное внимание уделяется ситуативным и социокультурным факторам. Вопрос рассматривается в общем, в стороне остаются специфические проблемы, такие, как конфликты и насилие среди различных групп, будь то конфликты между спортсменами и зрителями, чиновниками и представителями спортивных организаций и т.д. Конечно, до сих пор мы не анализировали достаточно серьезно проблему возможных источников конфликтов. Находится ли этот источник внутри спорта? Мы нередко забываем о важнейших внешних источниках конфликтов. В эту область вторгаются чрезвычайно разнообразные моральные факторы; иногда высказывается мнение, что они способны привести систему спорта к гармонии.

Спорт и спортивное соревнование сами по себе уже являются конфликтными системами. Тот факт, что спортивные игры и соревнования присутствуют во всех культурах мира, в то же время свидетельствует и о том, что спорт представляет собой фундаментальную потребность человека и общества в целом. Подобным, присущим всем обществам структурным элементом (насколько я это понимаю) является дуалистическая организация, возникновение которой антропологи относят к так называемому примитивному обществу. Она - основа обменных процессов между дуалистически организованными племенами. Йенсен описал подобный дуализм с точки зрения географа. Он остановился на возрастных группах, а также сослался на спорт как средство выражения этого дуализма. Брачные отношения и механизмы обмена были проанализированы Клодом Леви-Стросом. В ряде случаев он недвусмысленно ссылается на спорт и спортивные соревнования. К сожалению, особо он эти вопросы не рассматривает. Несмотря на то что дуалистическая организация присуща примитивному обществу, дуализм, проявляющийся в таких сферах человеческой деятельности, как спортивное соревнование, остается фактом и поныне. Можно сделать следующий вывод: в современном обществе спортивное соревнование возрождает и воплощает то, что в примитивных обществах было представлено в дуалистической организации и потому обнаруживает нечто весьма фундаментальное, имеющее отношение к тому, каким образом люди взаимодействуют и какова структура общества. Лоренц считает агрессивность фундаментальной потребностью человеческого существования. Подчеркиваются, например, позитивные последствия агрессивных проявлений.

Особенности конфликта в спорте, точнее в спортивном соревновании как конфликте, были описаны в качестве амбивалентной системы действий. И что еще более важно, это назвали диалектикой в структуре. Совсем недавно Саттон-Смит описал под таким углом зрения игры детей и пришел к выводу, что игры взрослых обнаруживают гораздо больше диалектики. Еще раньше я сделал похожие наблюдения, рассматривая запутанные антиномии между интеграцией и конфликтом, а также соревнование между оппонентами.

Жан-Поль Сартр в "Критике диалектического разума", исследуя диалектическую структур, иллюстрирует свои соображения примером из футбольной игры. Кравчик и другие исследователи, описывая современный спорт высших достижений, используют более совершенный способ описания системы, нежели диалектический анализ. В настоящее время я считаю весьма благоприятным тот факт, что мы впервые предприняли описательный и феноменологический анализ, когда говорили о диалектической структуре спортивного соревнования и о его возможных последствиях для мира. Я хотел бы, чтобы вы поняли одну вещь: когда я говорил здесь о диалектической структуре, я говорил об этом в широком, всеобъемлющем смысле. Напомню, что этот термин был впервые употреблен такими социологами, как Георг Зиммель и Макс Вейбер.

То, что диалектика означает для системы спорта, пожалуй, лучше всего описал Бернар Ж.ё в статье, опубликованной в 1973 г. во французском журнале по общественным наукам "Экспри", где он развивает идею, что спорт - это контробщество с многочисленными противоречиями. Основной смысл статьи: спорт можно рассматривать как диалектическую систему, которая отступает на второй план и в то же время бросает вызов обществу в пределах своей собственной системы. Она отрицает общество постольку, поскольку спорт антитрагичен, антирелигиозен и антидетерминистичен. Участник олимпиады и рекордсмен подобны богу. В то же время (и это нам хорошо известно) спорт содержит в себе отрицание всех этих элементов. Спорт необходим для выживания человека. Жё полагает также, что спорт - это объединение социокультурных элементов высшего порядка.

Теперь я перейду к связям с другими социальными структурами, которые обладают схожим типом противоречий между интеграцией и миром, с одной стороны, и конфликтами и насилием - с другой. Я пришел к выводу, что мой основной аргумент сводится к следующему: ожидать разрешения конфликтов посредством спорта - это значит неверно ставить вопрос, то есть исходить из неправильного понимания системы спорта. Тем не менее я полагаю, что вопрос последствий спортивного соревнования - это вопрос уменьшения агрессивности, конфликтности и установления хороших межличностных и межгрупповых отношений. Однако результаты исследований противоречивы. Напомню, что мы располагаем данными, которые свидетельствуют о том, что спортсмены зачастую проявляют гораздо больше агрессивности после соревнования, чем до него. То же самое касается и зрителей: часто после игры они более агрессивны. Все это отвергает выдвинутый тезис. Далее, на международном уровне отношения настолько сложны, что оценить результаты весьма и весьма трудно. Нельзя ожидать, что целые нации примутся обнимать друг друга после спортивного соревнования. Напротив, спорт может быть источником насилия. В настоящее время я не рискнул бы говорить о позитивном влиянии спорта на международном уровне. Очевидно, можно констатировать, что канализация конфликтов в спорте представляет собой такие контролируемые явления, которые при отсутствии спортивных соревнований привели бы к гораздо более жестоким и неконтролируемым вспышкам агрессивности.

На мой взгляд, умеренные международные конфликты могут найти свое разрешение посредством спорта. Помимо этого, спорт представляет собой благоприятную форму межсистемной коммуникации, что я считаю весьма важным, хотя для некоторых это имеет чисто символическое значение.

Современная эпоха пронизана символикой и мифами, которые создали свою собственную реальность.

Я пришел к выводу, что спорт как система конфликтов, внутри которой контролируемое насилие стало ценностью, является одной из форм обмена. Спорт не только дает нам возможность разрешить конфликты и упрочить мир, но одновременно несет в себе отрицательный заряд.


* Доклад Г. Люшена ( США) на Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (Тбилиси, 10-15 июля 1980 г.) - опубликован в: Сборник итоговых научных материалов Всемирного научного конгресса "Спорт в современном обществе", Тбилиси, 1980 г. - М.: ФиС., 1982, с. 28-37. Точное название доклада, как оно было обозначено в программе конгресса: "Спорт, конфликты и мир". Доклад печатается с некоторыми сокращениями. и изменениями. В перевод внесены некоторые уточнения в соответствии с английским текстом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Люшен, Г. Спорт и культура // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 2. - С. 135-140.