ОТЗЫВ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

ОТЗЫВ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

А.В. Менхин, Е.Ю. Макарова,
кафедра гимнастики.

Художественная гимнастика, имея олимпийский статус, по характеру деятельности определяется как сложно-координационная и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.

Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем спортивно-технических достижений, которые определяют повышенные требования технической подготовки гимнасток - "художниц".

Техническая подготовка в художественной гимнастике связана с освоением за относительно короткий срок и с наименьшей затратой сил большого арсенала двигательных действий. Эти технические действия характеризуются сложным сочетанием и координацией движений отдельными звеньями тела и манипуляцией с различными предметами, которые выполняются на фоне музыкального сопровождения. Это, в свою очередь, требует от спортсменки значительных физических кондиций, и в частности, достаточного уровня развития специальных двигательных качеств.

Анализ литературы показывает, что, в основном, авторы уделяют внимание изучению закономерностей развития физических качеств (В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, Д.А. Семенов и др.). Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике и проанализировав их, можно с уверенностью констатировать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики - прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно-временным действиям, способность к сохранению равновесия.

Выделить выше перечисленные качества нам представляется важным, поскольку они являются базой, определяющим звеном для технической подготовленности. В связи с этим перед нами была поставлена задача: экспериментальным путем определить уровень взаимосвязи специальных двигательных качеств и уровень технической подготовки. Для этого были сформированы три возрастные группы гимнасток -"художниц": 1 группа - спортсменки 7-9 лет, 2 группа - 10-11 лет, 3 группа - 12-13 лет. С помощью специально отобранных тестов, был определен уровень развития прыгучести, способности к вращательным действиям, способности к пространственно - временным действиям, способности к сохранению равновесия, а также фиксировался соревновательный результат.

Таблица №1

Результаты тестирования двигательных качеств гимнасток - "художниц" 3-х возрастных групп.

Возраст-
ные группы

Статисти-
ческие показатели

"Равновесие"

Способ-
ность к прост.-
времен дей-ям

Спос-ть к враща-
тельным действиям

"Прыгучесть"

на правой ноге

на левой ноге

сек

баллы

сек

баллы

баллы

баллы

см

7-9 лет

х ± m

6.7
± 0.64

3.3
± 0.11

4.4
± 0.34

2.7
± 0.11

3.2± 0.19

1.8± 0.19

36.3± 0.76

10-11 лет

x ± m

10.1
± 1.53

4
± 0.13

6.4
± 0.71

3
± 0.08

3.4± 0.13

2.2± 0.22

42.5± 0.92

12-13 лет

x ± m

13,5
± 1,17


0,11

11,1
± 1,00

3
± 0,11

3,9± 0,17

3,8± 0,22

43± 0,72

Анализируя результаты Таблицы №1, можно сказать что уровень развития специальных двигательных качеств, следовательно, и техническое мастерство претерпевают изменения в сторону улучшения результата. Так, способность сохранять равновесие возрастает от 6, 7 с. в первой группе до 10,1с. во второй группе и до 13,5с. в третьей группе в количественном плане. Качество исполнения упражнения на сохранение равновесия тоже растет от 3,3 балла в первой группе до 4,0 баллов во второй и третьей группах, что составляет 17,5%.

Приведенные выше результаты относятся к способности сохранять равновесие в заданной позе на правой ноге. На левой ноге показатели количественной стороны возрастают от 4,4с. в первой группе до 6,4с. во второй группе и до 11,1с. в третьей группе. Качество исполнения прогрессирует от 2,7 балла в первой группе до трех баллов во второй и третьей группе, что составляет 10%. Способность к пространственно-временным действиям, определяющий в основном технику исполнения бросковых элементов в художественной гимнастике, имеет тенденцию к росту от 3,2 балла у детей первой возрастной группы до 3,9 балла у гимнасток третьей группы, что составляет 17,9%. Способность к вращательным действиям прирастает от 1,8 балла в первой группе до 3,8 балла в третьей группе, что составляет 52,6%. Прыгучесть, измеряемая с помощью ленты Абалакова, возрастает на 14,9% от 36,3см в первой группе до 43см в третьей группе.

Обобщая выше изложенные факты, можно констатировать, что:

1. Возрастная динамика специальных двигательных качеств носит развивающийся характер в период от 7 до 13 лет.

2. Динамика отдельных качеств неоднородна. Прирост показателей способности к сохранению равновесия (в количественном плане) и способность к вращательным действиям выше 50%, в то время как показатели качественной стороны способности к сохранения равновесия, способности к пространственно-временным действиям и прыгучесть увеличиваются менее чем на 18%.

3. Возрастное увеличение показателей уровня развития специальных двигательных качеств определяет рост технического мастерства (соревновательный результат) гимнасток -"художниц". Эту взаимосвязь подтверждают коэффициенты корреляции: в первой группе =0,72, во второй группе =0,58, и в третьей группе =0,84, которые положительны и достаточно велики.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Менхин, А.В. Отзыв к проблеме взаимосвязи специальных двигательных качеств и технического мастерства спортсменок в художественной гимнастике / Менхин А.В., Макарова Е.Ю. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 31-33.