КОНЦЕПЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПСИХОЛОИИ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

КОНЦЕПЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПСИХОЛОИИ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

 А.Л. Попов,
кафедра психологии.

Исследование обусловлено проблемой совершенствования подготовки физкультурных кадров.

Тема исследования: совершенствование содержания психологических дисциплин физкультурных вузов.

Разработка концепции авторской программы по психологии для физкультурных вузов - одна из задач по теме исследования.

Концепция как система взглядов на современное психологическое образование в сфере физической культуры и спорта формировалась как результат теоретических и практических изысканий Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., Петровского А.В., Талызиной Н.Ф., Занкова Л.В., Кузьминой Н.В., коллективного труда лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики: Краевского В.В., Лернера И.Я., Скаткина М.Н., Цетлина В.С., Зориной Л.Я., а также работ Решетень И.Н., Маслова Б.В., Корецкого В.М., Боген М.И., Холодова Ж.К., Неверковича С.Д., Хозяинова Г.И., Венгера Л.А. и Мухиной В.С., Немова Р.С. и др.

В результате теоретического анализа названных выше исследований разработана программа авторского курса по психологии для физкультурных вузов, включающая 9 основных элементов, которые можно считать основными принципами отбора содержания, последовательности его освоения и структурирования психологических знаний.

1. Содержание как отражение социального заказа - это своеобразный перевод социального заказа на язык психологии.  Основу социального заказа составляют:

  • модель тренера-преподавателя с высшим образованием,
  • требования в соответствии с новыми квалификационными уровнями,
  • аттестационные требования, включающие необходимое и достаточное в знаниях и навыках.

2. Содержание как отражение социальной ситуации развития. Цель - преодоление проявлений атомизма, свойственного современному обществу, нашедшее свое отражение в современных психологических исследованиях, но не в программах подготовки специалистов по ФК и С:

  • общение как познание,
  • психология педагогического общения (коммуникативная компетентность),
  • межличностные отношения в ФК и С,
  • психология управления в ФК и С.

3. Объемные и аттестационные требования на основе содержания.  Прежде всего связаны с отражением в программе проблем междисциплинарного характера теории и методики ФВ, психологии, физиологии, гигиены спорта:

  • акцентированы ключевые понятия, особенно имеющие "выход" на междисциплинарные проблемы,
  • то, что включено в содержание, дано в полном объеме,
  • обозначены необходимые уровни освоения содержания (репродуктивный, адаптивный, моделирующий).

4. Содержание как мировоззрение. В соответствии с современными передовыми идеями гуманизации общества в программе представлен материал:

  •  гуманистической психологии (человеческий фактор в ФК),
  • психологические основы профессиональной культуры педагога (самореализация личности в педагогической деятельности),
  • принцип развития в психологии.

5. Содержание как отражение науки. Программный материал построен на базе научных исследований, получивших мировое признание, либо выполненных в русле признанных психологических школ и теорий. При этом акцентированы:

  • принцип научности и отказ от "соблазнов" парапсихологии,
  • опосредующее влияние науки, встраивание психологических знаний в ФК,
  • собственно предметные знания (теории, законы, эффекты),
  • воспитывающее влияние науки (психологические школы, ведущие ученые-психологи, красота психологического поиска).

6. Системность логики построения содержания. Предопределяется принципами системного построения логики учебного предмета, в которой:

  • в качестве системообразующего фактора выступает педагогическое мастерство,
  • иерархизация отражает служебный характер психологии в подготовке специалистов сферы ФК и С,
  • дополнительность реализована через взаимное опосредование знаний общей, возрастной, социальной, педагогической психологии и психологии ФВ и С как отношение общего, частного и единичного,
  • изоморфной единицей педагогического мастерства служит педагогическое действие.

7. Процесс обучения как фактор содержания. Данный принцип отражен в авторской программе:

  • динамическим характером модели содержания,
  • учетом микроусловий конкретного физкультурного вуза (сроки обучения, традиции, особенности контингента и специализаций и т.п.),
  • авторским началом программы (активность автора, реализация личного опыта психолога в спорте и т.п.).

8. Переход от предметного построения к комплексации. Этот принцип использован для построения логики учебного предмета. При этом соблюдены:

  • пейцмекерная модель содержания, в которой общая психология, психология развития, социальная психология, психология деятельности, сознания , личности, психология спорта и физического воспитания последовательно вложены один в другой наподобие матрешек,
  • сферы комплексации психологических знаний: психологическое обеспечение спортивной деятельности, психологическая служба в ФВ,
  • предпосылки последующего расширения программного материала авторского курса при подготовке специализации "тренер-психолог", слушателей ВШТ, спецкурсов.

9.  Непосредственные источники содержания.

  • учебники, практикумы, хрестоматии по психологии и ее отраслям, связанным с педагогической деятельностью, физическим воспитанием и спортом,
  • основные психологические теории: деятельности, культурно-исторической концепции развития психики, когнитивной психологии, гуманистической психологии, деятельностного опосредования межличностных отношений,
  • законы, эффекты и базовые понятия психического отражения,
  • опыт преподавания и усвоения содержания студентами физкультурных вузов и тренерами.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попов, А.Л. Концепция авторской программы по психологии для физкультурных вузов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 39-42.