ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

О.М. Румянцева,
кафедра психологии.

В настоящее время, в связи с тенденцией гуманизации, гуманитаризации науки и образования огромное значение придается человеческому фактору. Кардинальные изменения в обществе, кризис многих областей жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования и воспитания, утрата человеком собственной идентичности и устойчивости своего внутреннего мира заставляют искать решение этих проблем в гуманистической ориентации. "Наша моральная проблема, - по словам Э. Фромма, - это безразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратили чувство значительности и уникальности человека, превратили себя в орудие внешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас..." [13, 236].

Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять деятельность, в том числе спортивную, на принципиально других основаниях, главным из которых является принцип развития. В этом случае задачей гуманизации спортивной деятельности служит общекультурное развитие человека, занимающегося спортом, единение его телесных и духовных качеств, обеспечивающее сознательное, целенаправленное становление личности в условиях спортивной деятельности. В связи с этим особенно актуальной становится проблема становления и динамики потребности в профессиональном самосознании личности, в личностном самоопределении, самоактуализации, самореализации.

Самоопределение, в частности профессиональное, включает выбор профессии школьником, но не заканчивается этим первоначальным выбором. Как отмечает Е.А.Климов, "сам вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течении всей трудовой жизни человека." Профессиональное самоопределение может осуществляться только в процессе включения человека в деятельность, когда сам человек в ходе своей профессиональной деятельности сформирует устойчивую позицию по отношению к себе как субъекту деятельности. Поэтому выбор профессии - это только начальный этап профессионального самоопределения, которое задает отношение к деятельности и требует ее перестройки на основе опыта. Выбор деятельности школьником, как правило, не связан с включением в нее, а значит у субъекта отсутствует опыт, который может быть подвергнут соответствующему анализу.

Практика выбора профессии в сфере спорта такова, что многие молодые люди в начале учебно-профессиональной деятельности в физкультурном вузе бывают разочарованы несовпадением представлений о будущей профессии и реальной жизнью спортсмена. Спортивная деятельность связана с высокими физическими и психическими нагрузками, но не каждый спортсмен способен их совмещать или склонен их осилить. В современной ситуации часто возникает необходимость дополнительного заработка, обеспечивающего высокие энерготраты, удовлетворение базовых (А. Маслоу) потребностей. В свою очередь, частичное блокирование базовых потребностей часто ведет к ограниченности перспектив роста, как спортивных результатов, так и когнитивных достижений.

В существующей практике организации учебного процесса значительная доля средств обучения и воспитания носит принудительный характер и малая доля принадлежит использованию методов самоорганизации, саморазвития и самообразования. В итоге при такой организации учебы в физкультурном вузе теряется возможность самоопределения, осложняется достижение гармонии физического и духовного как у студента, так и у преподавателя. Профессиональное образование сводится в основном к процессу усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, которые в большей мере ориентированы на развитие физических качеств и координации движений.

В результате такого обучения после окончания соревновательной деятельности студент института физкультуры готов к весьма ограниченному кругу деятельностей. В их число входит немало таких, в которых морально и физически необходимо балансировать на грани закона.

Процесс самоопределения и самоактуализации осложняется также социальными изменениями, происходящими в обществе. Неблагоприятным фактором является атомизм, выключенность молодого человека из активной жизни, превращение его в наблюдателя, порождает пассивность, нерешительность, несамостоятельность и утрату социальной ответственности. Вследствие этого снижается субъективная ценность самоопределения и возможность самовыражения, самоактуализации.

Становление и развитие личности молодого специалиста теснейшим образом связано с определенной долей социального признания, значимости его поступков и профессиональной компетентности. Неудовлетворенная потребность в признании и самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя в асоциальных поступках, сублимации, или же приводит к иллюзорному удовлетворению потребностей посредством алкоголя, наркотиков, или к суициду как к форме проявления безысходности и пассивного протеста.

Самоопределение личности особенно значимо сегодня, когда процессы предпринимательства и коммерции, охватившие всю страну, преломляются в сознании людей сложным спектром технократических настроений, имущественных установок, а зачастую и принципов жизни. Многие выпускники института физкультуры не хотят работать тренерами по причине низкой оплаты. Материальные ценности становятся одновременно и целью и средством. Разумеется различные по ориентации, жизненным планам и возможностям специалисты сферы спорта имеют разные отношения к собственной профессии.

В последнее время появились реальные возможности самоутверждения личности, а также к быстрого обогащения в сферах, где не требуется высокий уровень образования. Для многих молодых людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии творческого потенциала личности. Таким образом степень самоопределения и самоактуализации личности во многом зависит от того, в какой мере возможные мотивы соразмерны реальному способу ее жизнедеятельности.

Самоактуализирующийся человек постоянно находится в ситуации выбора, происходит ориентировка личности в сложной системе ее смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. В наше время возможности индивидуального выбора значительно расширились, что обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций, но оборотная сторона этого процесса - усложнение процесса самоопределения. Многие современные люди проще решают проблемы, связанные с профессиональным и личностным самоопределением, придерживаясь конформистских ориентаций. Однако это лишь иллюзорный путь решения проблемы, так как существо самоопределяющееся; "... человек только тогда человек в собственном смысле слова, когда он сам выбирает цели своего бытия, ставит и решает задачи сам." [6, 23].

Самоопределяясь, человек действует в соответствии с собственными ценностными ориентациями, которые отражают характер его целей, а следовательно и характер деятельности. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. [7].

Молодость - не стадия "подготовки к жизни", а сама жизнь: чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной ценностью этап жизненного пути. Каждый день этой жизни ставит человека перед выбором, который может подтвердить, а может и перечеркнуть ее смысл. Для того, чтобы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности. Невысокая компетентность в этих вопросах в конечном счете приводит к неадекватности самосознания, к низкому его уровню. Проблема выбора заключается также в том, что человек должен решить для себя не только кем быть, но и каким быть. Профессиональное самоопределение становится одновременно и самоопределением моральным.

Самоопределение неразрывно связано с самореализацией личности в других важных для нее сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [10]. Однако включенность человека в ту или иную трудовую деятельность может быть разной, поэтому и уровни самоопределения необходимо выделять конкретные.

В качестве уровневой основы мы взяли модель, разработанную Н.С. Пряжниковым [10]. Им был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности).

На первом уровне находятся люди, которые находят смысл своей работы в качественном выполнении отдельных трудовых операций. Свобода выбора и диапазон маневра человека в данном случае минимальны. Однако некоторые люди с удовольствием реализуют себя в столь ограниченной деятельности.

Далее следует самоопределение на конкретном трудовом посту, в конкретной специальности, в профессии. Это были типы профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение важно для многих людей, но оно реализуется в определенном контексте жизни.

Поэтому следующий уровень - жизненное самоопределение, которое предполагает высокую степень свободы выбора. Однако человек может просто жить, меняя и осваивая различные социальные роли, действуя при этом пассивно, по определенным образцам, а может выступать и настоящим творцом, полноценным субъектом самоопределения.

Следующая ступень - личностное самоопределение. Это нахождение самобытного "образа Я", постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.

Наконец самый сложный процесс - это самоопределение личности в культуре. Рассуждая о самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную на "продолжение себя в других людях". О результате самореализации можно говорить тогда, когда вся жизнь человека и его деятельность являются значительным вкладом в развитие культуры. Творческое отношение к профессиональной деятельности, реализация своих способностей обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации спортсмена, тем самым предопределяя меру вклада в дальнейшее развитие профессиональной культуры в сфере спорта.

Таким образом, потребность в творческом самовыражении, личностной самореализации в процессе профессиональной деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности спортсмена.

Литература:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. /Психологический журнал, 1984, т.5. - С.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 339 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ,1990.-367с.

4. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Педагогика, 1989. - 207 с.

5. Вопросы самоопределения личности и ее активности. //Межвуз. сб. научных трудов. /Под. ред. В. Ф. Сафина. - Уфа, 1985.

6. Горбачева В.В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности. /Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1993. - 22с.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Педагогика, 1986.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 173 с.

9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.

10. Маслоу. А. Самоактуализация. /В кн. Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-118.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж.: Изд-во Ин-т практической психологии, 1996. - 253 с.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

13. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: "Коллегиум",1992. - 253 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Румянцева, О.М. Проблемы самоопределения и самоактуализации студентов физкультурного вуза // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 49-54.