ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

Г.В. Барчукова, кафедра тенниса
и настольного тенниса

Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.

Столь ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний - от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их деятельность. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации.

Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности. Высоко мотивированный спортсмен более эффективно реализует свой потенциал, а главное он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели.

Спортивная деятельность, характеризующаяся высокой экстремальностью, предъявляет повышенные требования к личности спортсмена, особенно к сфере самосознания и воли. Настрой на победу, общеличностная и волевая готовность в значительной степени определяют эффективность предстоящей деятельности. На успешность соревновательной деятельности оказывают влияние такие важные стороны личности, как ее темперамент, типологический склад, мотивационные особенности, прежде всего направленность, а также деятельностные, технически исполнительские возможности личности, ее потенциал (В.Г.Асеев).

Настольный теннис, как и ряд других индивидуально-игровых видов спорта и спортивных единоборств таких как теннис, бадминтон, бокс, фехтование и др. отличает то, что спортсмены стартуют не однократно как в беге или художественной гимнастике, а многократно.

Во время турнира игроку в настольный теннис приходится играть в среднем от 8 до 16 одиночных встреч. При этом каждая встреча может состоять от 2-х до 5 партий и соответственно в каждой партии игрок должен набрать для победы 21 очко. В среднем же в партии разыгрывается около 40 очков. Таким образом каждый турнир, каждую партию, каждое очко можно рассматривать как отдельный старт, ведь игрок не только анализирует и переживает предыдущую игровую ситуацию. Но и настраивается на предстоящий розыгрыш. При этом большую роль в успешности действий спортсмена играет мотивация (Найдиффер Р.М.).

Мотивы, побуждающие спортсмена к высоким достижениям могут быть очень сильными. Однако их сила должна соответствовать степени подготовленности спортсмена, его реальным возможностям. В противном случае чрезмерная мотивация приведет к напряженности, и соответственно к снижению результативности деятельности. В этом находит свое проявление известная закономерность Йеркса-Додсона, характеризующая зависимость результативности действий от силы мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона с увеличением силы мотива эффективность деятельности спортсмена возрастает лишь до определенного предела, а затем после некоторой переломной точки, начинает падать.

Высокой результативности деятельности сопутствует достаточно сильное эмоциональное напряжение, которое и способствует мобилизации функциональных резервов организма. Однако по данным В.Л.Марищук и Л.К.Серовой зависимость эффективности соревновательной деятельности от силы эмоционального напряжения несколько отличается от инвертированной V-кривой и больше напоминает трапецию, то есть перелом наступает не сразу, а через некоторый промежуток времени достаточно стабильного высоко напряженного состояния, которое и обеспечивает успешность деятельности.

Для того, чтобы действительно включить спортсмена в выполнение задач, решаемых на соревновании, надо уметь нащупать ту мотивацию, которая способна побудить его к соответствующим действиям, и лишь опираясь на эту мотивацию, можно стимулировать спортсмена на решение все более высоких задач. При этом с повышением квалификации спортсмена, с возрастом изменяется структура его мотивационной сферы, исчезают одни мотивы, появляются другие.

В тоже время деятельность спортсмена состоит из отдельных действий. Так деятельность игрока в настольный теннис включает в себя прежде всего отдельные технико-тактические действия: атакующие, контратакующие, защитные, отдельные партии и встречи, а также соревнования и турниры в целом. В соответствии с этим мотивацию, в зависимости от направленности можно определить как оперативную (для отдельных технико-тактических действий), текущую (для отдельных встреч и партий) и этапную (для соревнований и турниров или определенных этапов подготовки).

Следует учитывать, что в качестве побуждения к реализации отдельного действия выступает его мотив, который также как и мотивация, формируется на основе субъектно-объектных связей, но эти связи имеют узкую направленность. В то же время мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена, но и влияет на характер всех процессов спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановление, реакция на победу или поражение и т.п.) (Пилоян Р.А.).

В связи с вышеизложенным было исследовано влияние таких факторов как мотивационная обусловленность включенности высококвалифицированных спортсменов в спортивную деятельность и самооценка спортсмена готовности к конкретным достижениям на спортивный результат с использованием методик педагогического наблюдения, данных социологических и социально-педагогических исследований по результатам анкетирования. В исследовании приняли участие 37 ведущих игроков в настольный теннис страны (мужчины и женщины), входящих по рейтингу в группу 40 сильнейших.

В ходе исследования выявилась корреляционная связь рейтинга игроков в настольный теннис с этапной мотивацией спортивной деятельности. Наивысшую связь со спортивными достижениями имеет мотив самоутверждения (r=0,87) и практически на одном уровне значимости стоят такие мотивы как гедонистические (r=0,69), меркантильные (r=0,65) и физического совершенствования (r=0,57).

Выявление особенностей текущей мотивации показало, что в среднем одинаковое количество встреч (около 30%) игроки в настольный теннис разыгрывают или в строгой последовательности набора очков, т.е. борясь за каждое очко или собираясь и успешно играя в основном в начале и в концовке партии и свыше 40% встреч играется с переменным успехом, т.е. исход очка определяется складывающимися в процессе игры обстоятельствами, которые попеременно определяются то активными успешными действиями противника, то нацеленными на победу действиями игрока.

В оперативной мотивации ведущее значение приобретает умение игрока успешно играть вне зависимости от розыгрыша предыдущего очка. Более 65% игроков ориентируются на предыдущий розыгрыш очка, анализируют и часто негативно или позитивно переживают свои победы или ошибки, пытаются корректировать технику и тактику игры, что в определенной степени отрицательно сказывается на эффективности розыгрыша следующего очка. И лишь около 35% теннисистов играют вне зависимости от результатов розыгрыша предыдущего очка, ориентируясь лишь на общую стратегию встречи.

Исследование также показало, что результативность соревновательной деятельности в конкретном соревновании зависит от психологического фактора - объективности самооценки спортсменом готовности к достижению определенного результата ( что в определенной степени отражает состояние спортивной формы игрока). Когда возможности игрока в настольный теннис совпадают с требованиями конкретной деятельности, то у него возникает ощущение реальности овладения предметом данной деятельности. Так спортсмен, объективно оценивающий свою готовность к соревнованиям при прочих равных условиях (практически одинаковом уровне физической, технической и тактической подготовленности) действует более уверенно и более эффективно реализует свои возможности, чем переоценивающий или недооценивающий свои силы.

Понимание сущности и значения психологических аспектов спортивной деятельности, как показывает опыт тренерской работы и анализ эффективности соревновательной деятельности, позволяет разработать эффективную методику отбора перспективных спортсменов и оказывает существенную помощь в планировании и управлении тренировочным процессом.

Таким образом, учет психологических аспектов спортивной деятельности позволяет по мотивации спортсмена прогнозировать его рейтинговые перспективы, а по точности самооценок спортивной формы и готовности к определенным достижениям - результативность его в ближайшем соревновании.

Литература:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976

2. Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом.- М.: ФиС,1983

3. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена.- М.: ФиС, 1979

4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности.- М.: ФиС,1984


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Барчукова, Г.В. Влияние уровня мотивации на успешность соревновательной деятельности в настольном теннисе // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 103-107.