СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЛОВЦОВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЛОВЦОВ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ

Н.А. Чистова,
кафедра плавания

Одной из наиболее важных задач процесса совершенствования техники плавания является формирование оптимальной структуры гребковых движений в соответствии с особенностями соревновательной деятельности (Иссурин В.Б.,1978; Платонов В.Н.,1984 и др.). Наиболее эффективным методом совершенствования техники плавания и развития специальных физических качеств является метод сопряженного воздействия силовых упражнений (Верхошанский Ю.В.,1988; Ратов И.П.,1994 и др.).

Исследования, проведенные Сайгиным М.И. (1984), Фомиченко Т.Г. (1986) выявили положительное влияние плавания на привязи на изменение техники плавания и увеличение скорости на дистанции 25 м. Однако методика применения средств специальной подготовки в воде для совершенствования техники плавания в соответствии с длиной соревновательной дистанции спортсмена до сих пор недостаточно разработана, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Задачи исследования.

1. Обосновать комплекс тренировочных упражнений в воде силовой направленности для развития силовых способностей пловцов и совершенствования техники плавания кролем на груди.

2. Определить эффективность применения комплекса упражнений в воде, направленных на развитие специальных силовых качеств для повышения стабильности и устойчивости техники плавания.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; антропометрия; динамометрия; тензодинамометрия; хронометрирование; специальное тестирование на суше и в воде; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование было проведено на базе ДЮСШ "СКИФ" г. Москвы. Контингент испытуемых составили 25 спортсменов от I разряда до кандидатов в мастера спорта в возрасте 13-15 лет.

Специальная подготовленность пловцов определялась на суше и в воде использованием стандартных методов (Абсалямов Т.М., Тимакова Т.С.,1984); техника плавания оценивалась по данным тензометрии и результатам педагогического тестирования. Рассчитывались шаг, темп, скорость и коэффициенты, характеризующие экономичность техники, уровень использования силовых возможностей. Стабильность техники плавания оценивалась по величине стандартного отклонения характеристик техники.

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики, достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента.

Экспериментальная группа (n = 7) использовала средства силовой подготовки в воде (серии тренировочных упражнений на привязи), которые включались в тренировку 3 раза в неделю; контрольная группа (n = 18) использовала плавание с лопаточками в соответствующем режиме. В остальном тренировочная работа в обеих группах была идентична.

Результаты исследований. Сравнение показателей силовой подготовленности пловцов экспериментальной и контрольной групп до эксперимента позволило выявить достоверные различия между группами в силе тяги при плавании одними ногами, в полной координации и величине коэффициента использования силовых возможностей на суше.

После эксперимента не выявлено достоверных различий исследуемых показателей у спортсменов экспериментальной и контрольной групп. При анализе произошедших изменений в уровне подготовленности, установлен достоверно больший прирост максимальной силы тяги в середине гребка.

При сравнении характеристик техники плавания на дистанции 50 м кролем на груди у экспериментальной и контрольной групп до эксперимента выявлены большие (P < 0,05) значения у пловцов контрольной группы следующих показателей: максимальная сила реакции опоры в начале и в конце гребка, импульс силы в начале и конце гребка, градиент силы в начале гребка, скорость, шаг.

После окончания эксперимента достоверных различий характеристик не выявлено, что свидетельствует о большем эффекте комплекса специальных упражнений в воде, чем выполнение аналогичных тренировочных заданий без дополнительных отягощений.

До эксперимента наибольшие значения силы реакции опоры, импульса начальной и конечной фаз гребка, скорости, шага (P < 0,05) зарегистрированы у пловцов контрольной группы. После эксперимента достоверных различий по этим показателям не установлено.

Сравнение характеристик техники плавания кролем на дистанции 200 м до эксперимента выявило большие значения у спортсменов контрольной группы (P < 0,05): время цикла, время гребка, сила реакции опоры в начале и в конце гребка, импульс силы в начале гребка, шаг. После окончания эксперимента не обнаружено достоверных различий между группами по силе реакции опоры в начале и в конце гребка, импульса силы в начале гребка. Сравнительный анализ результатов эксперимента позволил выявить больший прирост скорости плавания на дистанции 50 м (P < 0,05) и недостоверный на дистанциях 25, 100 и 200 м у спортсменов экспериментальной группы, чем у контрольной.

Таблица 1

Величина стандартного отклонения скорости плавания кролем на груди на дистанциях 25, 50, 100 и 200 м до и после педагогического эксперимента

Дистанция

Экспериментальная группа (N=7)

Контрольная группа (N=18)

до

после

d

до

после

d

25

0,091

0,056

035

0,097

0,094

003

50

0,071

0,064

007

0,086

0,046

040

100

0,168

0,122

046

0,066

0,048

018

200

0,079

0,055

024

0,075

0,108

033

Сравнительный анализ динамики стандартных отклонений скорости плавания позволил выявить больший эффект в стабилизации характеристик техники плавания у спортсменов экспериментальной группы (табл.1).

Стандартное отклонение скорости уменьшилось практически на всех дистанциях как у спортсменов экспериментальной, так и контрольной групп. Это свидетельствует о том, что скорость проплывания этих дистанций стала более стабильной. На дистанциях 25, 100 и 200 м гораздо более значительного снижения колебаний скорости добились пловцы экспериментальной группы. При анализе стандартных отклонений шага пловца выявлено следующее. На дистанции 25 м стандартное отклонение в обеих группах после эксперимента стало несколько большим, чем до эксперимента (причем в контрольной группе это увеличение было значительнее). На дистанции 50 м в контрольной группе после эксперимента наблюдается увеличение стандартного отклонения длины шага. В экспериментальной группе отклонения уменьшились.

При проплывании спортсменами дистанций 100 и 200 м зарегистрированы аналогичные отклонения длины шага от средних величин в обеих группах после эксперимента.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Применение комплекса тренировочных упражнений в воде позволило сформировать более стабильную технику при проплывании дистанций у спортсменов экспериментальной группы, чем у пловцов контрольной группы. При этом скорость плавания статистически не различается в группах.

2. Анализ уровня силовой подготовленности и других характеристик техники плавания показал эффективность применения комплекса тренировочных упражнений в воде для совершенствования техники плавания и развития специальных силовых качеств пловцов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чистова, Н.А. Специальная силовая подготовленность пловцов как фактор становления и совершенствования техники плавания кролем на груди // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 108-111.