ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

М.П. Шестаков.

Динамика роста спортивных результатов в значительной степени является следствием совершенствования организации процесса тренировки. Большое значение для эффективности спортивной тренировки имеет ее правильное управление. Научно обоснованное управление невозможно осуществить только посредством анализа планов подготовки ведущих спортсменов, копированием их "секретов" без приспособления к индивидуальным особенностям конкретного спортсмена. При правильной постановке дела практическому построению тренировки в каждой ее фазе и стадии предшествует мысленное конструирование ее (планирование желаемого развертывания тренировочного процесса). Составные части процесса управления: планирование, практическое построение и контроль тренировки составляют, как известно, принципиально неразрывный круг операций, постоянно воспроизводимый по мере развития тренировочного процесса. Построение алгоритма мыслительного действия или, другими словами, алгоритм принятия решений (Ладенко И.С., Тульчинский Г.Л., 1988) создавался до недавнего времени исключительно на основе опыта самого человека и его профессиональной интуиции. В последние несколько лет потребовалось адаптировать научные исследования к изменяющимся условиям, применив вычислительную технику. А это заставило заняться моделированием формирования алгоритма принятия решений. В подобных случаях прибегают к методу моделирования изучаемых систем, который нашел широкое применение в современной науке. В рамках системного подхода модели рассматриваются как главный инструмент в управлении сложными системами. Требования к модели обычно задаются следующим образом: модель должна быть устойчивой, то есть различные отклонения, возникающие под влиянием возмущающих сигналов, со временем должны затухать; реакция модели на входные сигналы должна качественно совпадать с поведением реального объекта. Создание математических моделей фактически является теоретическим отображением изучаемого биологического объекта. В связи с трудностью, продолжительностью и рядом других сложностей, возникающих при проведении экспериментов в области биологии, математические модели в таких исследованиях попросту незаменимы. Модели используются и в случаях, когда необходимо предвидеть некоторый результат при известных начальных условиях опыта или же постановка опыта невозможна в связи с необходимостью проведения исследований на грани предельных возможностей организма (Друзь В.А., 1976).

Обращение к моделированию превратило процесс принятия решений из личного занятия в нечто поддающееся объективному анализу и наглядной демонстрации. В этой связи оказалось необходимым выявить содержательные представления, на которых строятся модели логической структуры исследований и используемые при этом семиотические средства. Все это составляет методологию формирования алгоритмов принятия решений. В общем случае процесс принятия решений подразделяют на следующие этапы (Комаров В.Ф., 1989):

- определение общих целей и установок по той или иной проблемной ситуации;

- изучение обстановки;

- формулирование задачи;

- генерирование вариантов решения задачи;

- прогнозирование (мысленное имитационное моделирование) и оценивание результатов тренировки (симулирование);

- выбор варианта решения задачи;

- реализация варианта решения (организация, контроль, анализ результатов).

Создание планов и их корректировка связаны с прогнозированием поведения объектов управления и вместе входят в состав процессов планирования. В трудах известных отечественных педагогов А.Д.Новикова и Н.Г.Озолина еще в начале 50-х годов было высказано положение о том, что спортивная тренировка должна осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к строго управляемым процессам. Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности правильной техникой движений (Зациорский В.М., 1969). В системе программного управления ходом тренировочного процесса в спорте (тренер) и объект управления (спортсмен) взаимодействуют между собой и с внешней средой посредством информации (Рис.1). Управление спортсменом осуществляется при наличии у тренера следующей информации: целевых требований к изменению морфоструктур в организме спортсмена, а как следствие - достижений в определенных тестах; критериев (уровней) технической подготовленности спортсмена, по которым отбираются варианты достижения цели. Определим понятие "техническая подготовка спортсмена" как процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение, стоящих перед спортсменом задач, происходит посредством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанным с практическим осуществлением произвольных двигательных действий и способами их использования, выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований. Объектом теории технической подготовки являются программы (образы) теоретических представлений и моторных реализаций целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного мозга. Наличие и количественная оценка их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории технической подготовки следует признать закономерности формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с определенными выше объектом и предметом, а также с логикой развития теоретического исследования основными задачами теории технической подготовки являются:

- разработка умозрительных и математических моделей опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы;

- разработка методов формирования произвольных программ двигательных действий;

- разработка методов перестройки программ произвольного управления моделями опорно-двигательного аппарата спортсмена;

- разработка методов контроля уровня технической подготовленности, а также содержания технической подготовки;

- планирование технической подготовки.

Сущность (основная задача) технической подготовки спортсмена (процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития. При этом необходимым является обеспечение стабильного, сбалансированного по ресурсам и срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта при стремлении достичь им поставленной цели. Субъекты управления (на что направлено воздействие) - основные морфоструктуры организма спортсмена, эффективное управление которого невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности.

Рис. 1 Логическая схема организации тренировочного процесса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шестаков, М.П. Особенности организации планирования технической подготовки // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 112-115.