ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я КАК МОТИВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО Я КАК МОТИВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ
(НА МАТЕРИАЛЕ ТАЭКВОН- ДО)

А.Л. Попов, Л.Г. Уляева,
кафедра психологии.

В нашем исследовании мы акцентировали внимание на образе физического Я, который является по существу комплексом всех представлений человека о своем теле. Во многих видах деятельности биологически обусловленная телесность становится объектом заметного модообразования. При этом целенаправленное формирование телесных характеристик на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов - это одна из основных проблем имиджа современного человека во многих видах профессий.

Мы солидарны с И.М. Быховской, что: "Подобно дефициту культурологического осмысления человеческой телесности, ее места и значения в пространстве социума, неразработанность вопросов, связанных с телом, физическим Я, отмечается в изучении вопросов личности, индивида, в частности, в рамках Я-концепции".

Сама Я-концепция, как отмечает С. Фишер, возникла в связи с необходимостью гуманизации образа человека, который был обеднен и упрощен практической реализацией биологически ориентированных теорий. Р. Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры нижнюю ступени которой составляют следующие аспекты: Я-социальное, Я-эмоциональное, Я-духовное, а также Я-физическое. Однако, специфика физического Я раскрыта Р. Бернсом слабее остальных элементов структуры . Тем не менее, такая специфика есть. Телесность, в отличие от эмоциональности, духовности, социального статуса и т. д., является материальным объектом и тем самым доступна непосредственному чувственному восприятию. Особое значение приобретает социокультурная опосредованность восприятия тела на уровне эмоционально-ценностного отношения. "Аффективный компонент образа внешности характеризует эмоционально-ценностное отношение к отдельным телесным качествам". (Соколова Е.Т.).

Опосредованность характера восприятия тела не только в качестве индивидных, но и культурно-исторических условий, накладывающих свой отпечаток как на сам субъект восприятия, так и на процесс рефлексии телесности, делает этот феномен существенным и чрезвычайно интересным для психологического анализа. Даже на самом общем уровне восприятия тела отношение к нему разных культур (национальных, религиозных и т.п.) задают несовпадающие между собой парадигмы формирования физического образа Я. Для одних культур это лишь "шум", "фон", для других все, связанное с телом, является важнейшей информацией о человеке и мире. Представляется необходимым соотнесение психологического анализа телесности (в структуре самосознания) с динамикой культурно-исторического процесса.

Физическое Я субъекта, являясь базой для зарождения самосознания на ранних этапах онтогенеза, развивается вместе с развитием самосознания, образуя сложный биосоциальный комплекс. Образ физического Я складывается на основе различных источников. Во-первых, это индивидуальный опыт, который приобрел субъект в результате функционирования собственного тела как физического объекта. Во-вторых, это оценки социального окружения, воспринимаемые им в процессе общения. В-третьих, это культурные стереотипы и эталоны физического развития, усваиваемые в системе отношений субъекта и социума.

По нашим данным связь между личностными характеристиками и образом тела весьма наглядно проявляет себя в занятиях спортом. Занятия ТКД способствуют развитию телесной и психической сфер. В ТКД каждый может получить то, что ему нужно: поправить здоровье, научиться самообороне, освоить философские основы ТКД, воспитать сильное тело и дух. Этические нормы поведения ТКД отражены в пяти принципах: Учтивость, Терпение, Непоколебимый дух, Самоконтроль, Честность. ТКД, помимо своей боевой эффективности, обладает притягательной силой именно благодаря соединению высоких морально-этических устремлений и достижений культуры телесного развития.

Проведенный опрос показал, что за время занятий ТКД на протяжении трех лет у занимающихся улучшилось здоровье, желание заниматься, уверенность в себе, физические кондиции и внешность. Очевидны: собранность, целеустремленность, уважительное отношение к учителю. Значительно изменилась осанка, исчезла былая неловкость движений, появилась удовлетворенность своим внешним обликом. Таким образом, зафиксированные в культуре ТКД мотивы, нормы и стереотипы поведения в ходе совместной деятельности учителя и учеников становятся предпосылками успешного решения ряда проблем мотивации, включая и образ физического Я в качестве одного из мотивов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попов, А.Л. Образ физического я как мотив занятий спортом (на материале таэквондо) / Попов А.Л., Уляева Л.Г. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 121-123.