ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СПОРТЕ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СПОРТЕ

О.М. Румянцева, А.Л. Попов
кафедра психологии

Проблемы решения двигательных задач в спорте и управления системой движений спортсменов на современном этапе развития и совершенствования спортивного мастерства являются центральными. Многие исследователи (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, В.П. Озеров, Р.А. Пилоян, С.В. Дмитриев и др.) отмечают , что решение этой проблемы затруднительно без учета психологических факторов. Целью нашей работы является изучение способов решения спортсменом двигательных задач с учетом их ценностных ориентаций и личностно значимых факторов.

Идеи П.К. Анохина о системообразующем значении цели, об акцепторе результата действия и Н.А. Бернштейна о модели потребного будущего, о решающей роли задачи в организации движений позволили расширить научные понятия о роли контроля и саморегуляции в двигательной и спортивной деятельности.

Спорт представляет собой деятельность, в которой возможен широкий спектр выявления духовных и физических возможностей человека. Спортивные результаты высокого и высшего уровня связаны с престижностью двигательных способностей в обществе. Он несет прикладную функцию (подготовка человека к другим видам деятельности), выполняет эстетическую функцию (зрелищность спорта), является сферой широких социальных отношений, средством общения и досуга. Все эти сферы неминуемо связаны с экономикой (спонсорство, реклама, бизнес и т.п.).

Вместе с тем социальное значение (значение для других) спорта не всегда совпадает с личностным значением (значение для себя). Представленность решаемой двигательной задачи в семантическом и оценочном пространстве внутреннего мира спортсмена, личностный смысл, вкладываемый им в образ задачи определяют его намерения, стратегии и способы исполнительских действий.

Личность - это прежде всего субъект деятельности, поэтому нет оснований для рассмотрения движений спортсмена только с операциональной стороны, несмотря на то, что она достигает в спорте весьма высоких уровней совершенства. К этому совершенству спортсмен или команда идут длительным и сложным путем. На этом пути деятельность постепенно наполняется смыслом: личностным (в мотивах), целеполагающим (в действиях) и условным (в операциях). В такого рода ценностной ориентации двигательных действий соединены на системном уровне, становясь системой ценностей спортсмена, потребности, мотивы, цели, условия и их реальные значения.

Ценностные ориентации представляют собой основной канал усвоения культуры общества, превращение ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Ценностные ориентации регулируют волевую активность (Ш.А. Надирашвили). Вывод о решающей роли ценностной ориентации в саморегуляции поведения подтвержден в исследованиях Б.А. Ядова. Все это служит основанием для гипотезы о возможности использования ценностной ориентации в качестве средства управления деятельностью в спорте.

В зависимости от того, какая сторона спортивной деятельности представляет собой ценность для спортсмена, какие системы действий являются для него личностно значимыми, он будет использовать в конкретных условиях соответствующие способы решения задач. Таким образом, система ценностей конкретного человека становится регулятором его деятельности. Ее формирование и динамика придают смысл и особое значение целям, задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе осуществления.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Румянцева, О.М. Ценностные ориентации как средство управления деятельностью в спорте / Румянцева О.М., Попов А.Л. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1997. - Т. 1. - С. 137-138.