СПАСЕМ ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СПОРТА!

Спасем гуманистические ценности спорта!
(спорт и воспитание)*

С. Волошин (Польша)

Возможно ли в наши дни, развивая спорт и читая лекции по "спортивной педагогике", все еще верить в гуманизм и воспитательную ценность спорта, или же скорее возможно лишь ставить вопросы и выдвигать сомнения относительно гуманистических и воспитательных ценностей современного спорта? Мы, старое поколение, росли в климате спортивного гуманизма, с верой в моральную чистоту главного спортивного принципа - "fair play". У нас воспитывали веру в то, что спорт не может существовать вне гуманизма и моральной честности, что спорт - нераздельная часть гуманистического воспитания и культуры, которая имеет завершенную ценность в себе и для себя и тем самым составляет высшую воспитательную ценность. Кто практикует спорт как самоценность, тем самым решает и наивысшую самовоспитательную задачу: противопоставить мастерство собственным чувствам, собственной слабости, достигая совершенства в избранной активности (Pierre de Coubertin).

Гуманистические и воспитательные - творящие личность и общество - спортивные ценности, казалось, не подлежат сомнению. Но можно ли верить в гуманизм и воспитательную ценность спорта в свете огромного множества тех негативных явлений, которые несет в себе современный спорт, в том числе олимпийский? Вместе с развитием современного, высококвалифицированного и профессионального спорта все чаще говорят о дегуманизации спорта, о предательстве в спорте самых элементарных гуманистических ценностей. То же касается олимпийского спорта и Олимпиад, которые предали забвению свои возвышенные гуманистические идеалы. Конечно, об этом может быть сказано много неверного. Разве не говорится, например, о гуманистической, совершенной, педагогической ценности спорта как сфере незаинтересованной, дружественной международной кооперации, что явно противоречит существующей спортивной реальности? Каждый знает, что имеет место на самом деле. Мы знаем о негативных явлениях в современном, профессиональном спорте - с точки зрения воспитания, нравственности, здоровья и т.д. Мы имеем представление о жестокости и коммерциализации в сфере спорта. Нам знакомы вопросы о том, служит ли все еще спорт физическому, а также нравственному здоровью атлетов или он слишком часто санкционирует принцип "нечестной игры" вместо "fair play", и не уделяется ли слишком много внимания принципу "успех любой ценой и любыми средствами". Мы помним также о столь частых в настоящее время случаях хулиганства и вандализма спортивных фанатов на спортивных площадках и вне их пределов. Спорт высших достижений в значительной степени перестал быть феноменом и выражением естественной "экспрессии" и тестом физического совершенства человека. Технический прогресс (прогресс в спортивном оборудовании, в создании условий для соревнований) во все большей степени определяет эту "экспрессию" и ее результат. В настоящее время решающее значение все чаще имеет допинг. Существуют ли какие-то пределы для такого технического и химического прогресса в спорте? Добровольное, естественное спортивное соревнование приобретает характер технического и химического "соперничества". В этом и состоит сущность дегуманизации спорта. Кроме того совсем недавно спорт высших достижений был вовлечен в наиболее сложные современные противоречия, политические, экономические и социальные проблемы. Он стал бизнесом, а зачастую и инструментом политического давления. К сожалению, то же самое можно сказать относительного любительского и олимпийского спорта. Высококвалифицированный, профессиональный спорт, облагороженный идеями олимпизма, вначале следовал за олимпийским спортом. Однако в настоящее время можно констатировать тот факт, что роли изменились. Олимпийский спорт следует за профессиональным, вбирая в себя его наиболее негативные особенности, которые были отмечены выше. Мы имеем в виду "рекордный спорт", который в настоящее время необходимо четко отличать от рекреационного спорта, от спорта во время отдыха и спорта для удовольствия. Представители так называемой школы труда [G. Kerschensteiner) различают понятия "труд" ("work") и "занятие" ("employment"). Труд - это не обычное занятие, а специфическая форма деятельности. В занятии мы не имеем характерной для труда "нацеленности на результат" ("completion"). Занятие заканчивается в любой момент, когда мы не желаем больше работать. В этом смысле занятие - "развлечение" ("an entertainment"), которое не имеет другой цели, кроме самой активности. Труд - деятельность, нацеленная на результат, создаваемый во время этой деятельности. Он должен быть нацелен на "завершение" деятельности, включая первенство. Но это составляет фундамент особой воспитательной ценности труда. По аналогии, я полагаю, мы можем сказать, что рекреационный спорт означает "спортивность" ("sporting") (спортивное занятие, спортивный отдых), а спорт высших достижений нацелен на результат вплоть до победы, и он, как и всякий труд, связанные с ним трудности и проблемы, предполагает преодоление собственных эмоций, условий и материалов, требует честности и ответственности, соблюдения формальных, моральных и межличностных правил поведения и т.д. Для труда ненавистно "низкое качество" и формализм, равно как и соревновательный спорт может быть лишь серьезным спортом. Как и труд, адекватный и либеральный труд, который составляет одну из наиболее важных гуманистических ценностей, спорт, имеющий свои собственные правила и идеи, является автономной, гуманистической, педагогической и культурной ценностью. В настоящее время каждый знает очень общие проявления дегуманизации человеческого труда и девальвации ее этоса. Не следует ли из этого, что спорт разделяет судьбу человеческого труда в целом, а также судьбу антигуманной, коммерциализированной, жестокой, заполненной техникой и корруппированной современной жизни цивилизованного человека?

А в результате этого, как отмечают, на нашей лишенной жизни планете останется лишь мертвая, хотя и совершенная техника, как монумент человеческого разума и труда. Но мы еще верим в гуманизм человеческого воспитания и труда. Мы верим в то, что не наука виновна за несчастья и дегуманизацию человеческой жизни, в чем ее так часто обвиняют. Ответственность за это несут те люди и то общество, разум которых недостаточно погружен в научный гуманизм и которые добиваются успеха неверными средствами. По аналогии с этим, по-видимому, мы можем сказать, что спорт является огромной и автономной гуманистической ценностью, этической и полезной, а виновны в его дегуманизации люди и спортивные или неспортивные организации, поскольку они использует его для неспортивных целей, даже ценой разрушения нравственного и физического здоровья атлетов, которые легковерны и не подозревают о манипуляции.

По-видимому, главным для современной спортивной педагогики становится вопрос о том, каким образом можно возродить славу гуманистической ценности спорта, как вернуть ему позитивную воспитательную силу. Мы полагаем, что необходимо постепенно возрождать его "корни", фундаментальные принципы. Эти принципы должны иметь гуманистическую, воспитательную ценность. Именно в ущербности принципов состоит главная причина их вреда для современного спорта. В качестве иллюстрации рассмотрим с этой точки зрения некоторые спортивные принципы.

Спорт принадлежит к совершенным ценностям, которые содействуют самосовершенствованию в том случае, если он практикуется как самоценность. "Заниматься спортом ради самого спорта", "чистый спорт" - один из основных принципов спортивных традиций. А где же граница нашего согласия рассматривать спорт как инструментальную ценность, как средство достижения других целей и ценностей? Спорт как путь к здоровью, физическим и психическим способностям, как фактор формирования личности, находит свое место в сущности спорта как гуманистической ценности. Но принадлежит ли спорт, если его рассматривать даже не как путь к "заработку", а в качестве примера "социального совершенствования", к спорту как автономной ценности? Или он является в этом случае "средством" ("by-product").

Главный принцип спорта - "fair play". Где находятся, если они существуют, границы его абсолютного применения? Реализовывался ли он когда-либо в полной мере, без каких-либо ограничений? Почему, хотя и не одобрялся принцип "нечестной игры", практиковалось "тактическое несоблюдение правил"? В какой мере различные варианты тактики, используемые в спортивных соревнованиях, остаются в согласии с принципами "чистой игры" и спортивного поведения? Не является ли традиционная Кубертеновская идея "fair play" часто лишь прикрытием, хотя прекрасным и благородным, но все же далеким от жизни и спортивной практики, пустым лозунгом? Это связано с принципом "главная цель - победа!". Спортом занимаются, чтобы добиваться победы, быть первым! Но надо ли добиваться этого любой ценой? Речь идет не о заметном неэтичном поведении (например, о коррупции), а, например, о том, насколько далеко атлет может рисковать своим здоровьем в стремлении добиться победы? Существуют не только проблемы фармакологического и биологического допинга, но и проблемы участия в соревновательных играх тех лиц, которые не совсем здоровы, не совсем восстановили свое здоровье, без наличия соответствующих физических и психических условий. В этой ситуации очень трудно научить выигрывать и проигрывать с достоинством - быть скромным после победы и спокойно воспринимать обидное поражение.

Спорт предписывает быть бескорыстным и помогать другим. Но ведь главным спортивным принципом является соревнование, состязание, соперничество. Многие атлеты стремятся к достижению успеха. Где же границы (и как их узнать) между дружеским (спортивным) соревнованием и слепым соперничеством, которое пробуждает недружелюбие и даже враждебность по отношению к сопернику, нечестность и даже фанатизм, стремление к необузданной агрессии, раздражительность, обвинение судей в несправедливом или неверном решении и т.д.? Спортивное соревнование - это не обычная борьба с целью подавить соперника. В спортивном соревновании более важно преодолеть границы собственных способностей (я способен сделать больше), а также границы, определенные внешними условиями. Его сущность - в стремлении к совершенству и к превосходству (в наиболее благородном значении этого слова). Это выражено в спортивном девизе: Citius, Altius, fortius! Использование в спортивном соревновании неспортивных средств свидетельствует о слабости атлета. Поражение приводит к фрустрации и агрессии, неадекватно направленной по отношению к тем, кто не виноват.

В этих негативных и позитивных аспектах спорта и заключены источники альтернативы, дилеммы "хорошего" (педагогического) и "плохого" в спорте. Действительно ли они неразрывно связаны друг с другом? Или "плохое" является результатом воздействия неспортивных факторов, злоупотребления спортом, который сам по себе обладает гуманистической ценностью, неправильного "использования" спорта в таких целях, которые несовместимы с идеей спорта и с факторами, побуждающими служить этой идее?

Все отмеченное выше находит отражение в спортивном воспитании и приводит спортивный воспитательный процесс к неразрешимым антиномиям, особенно в современном мире фанатического, политического и коммерциализированного спорта.

Подчеркивая необходимость защиты человеческой субъективности и возможность ее естественного выражения (самореализации) во всех сферах жизни, включая спортивную жизнь, особенно важно ответить на вопрос о том, как решить связанные со спортом воспитательные проблемы, как противостоять импульсивности и анархии или негуманистической педагогической загадке, как сделать моральным и разумным использование в спорте тех огромных возможностей, включая технологические и биотехнологические, которые предоставляет современная наука, техника и медицина.

Каждый человек должен быть воспитан для хорошего и полезного развития, практического использования спорта. Это связано с проблемой моральной ответственности, "моральной совести" каждого, кто включен в сферу спорта как атлет, тренер, врач, организатор, чиновник, политик. Все это составляет сегодня важнейшую задачу спортивной педагогики. Ее основаниями и моральными гарантами являются проблемы широко понимаемого воспитания, которое осуществляет семья, школа, ближайшее социальное окружение. Такое воспитание - например, воспитание, ориентированное на реализацию подлинных гуманистических ценностей, - остается первой и последней "гуманистической надеждой", в том числе надеждой и верой профессионального и олимпийского спорта. Каким образом и что должно быть сделано для того, чтобы воспитание на основе спорта было бы воспитанием, служащим индивиду и обществу в их стремлении достигнуть все более и более высокого уровня этического и гуманного сосуществования?

Ни один из тех, кто включен в процесс спортивного воспитания и не желает саморазрушения спорта, не может избежать этого вопроса. Спорт не может повторить ту ситуацию, с которой столкнулось человечество в сфере глобальных проблем: ядерной и экологической угрозы. Может ли человечество приостановить этот вынесенный ему приговор, а затем и преодолеть его? Может ли сам спорт привести в исполнение вынесенный ему приговор?


* Русский перевод статьи: Stefan Woloszyn. Let’s Save Humanistic Sports Values. Sports and Education // Almanack 1994, Polish Olympic Committee, Polish Olympic Academy, pp. 63-68.

Переводчик - В. И. Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Волошин, С. Спасем гуманистические ценности спорта! : (Спорт и воспитание) = [Let's Save Humanistic Sports Values : sports and education] / Пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 14-19.