СИНТЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ СПОРТА

Синтетический характер проблемы гуманизации спорта*

М. Клемент (Югославия), А. Г. Егоров (Россия)

Предлагаемая статья не совсем обычна. Она написана в жанре своеобразного интервью, где соавторы выступают в качестве интервьюера и интервьюируемого. Вопросы подготовлены редактором сборника А.Г. Егоровым, а ответы - М. Клементом.

М. Клемент - югославский преподаватель, активный деятель международного детского спортивного движения, автор трех книг. По его инициативе возникли и были проведены первые международные спортивные игры школьников. В июне 1990 г. они впервые проходили в нашей стране - в г. Ужгороде: участвовали школьники 33 городов из 16 стран.

Мировоззренческое кредо Клемента гуманистично - это создание новый Европы без границ, без национализма. В основе дружбы, самой прекрасной человеческой ценности, может быть спорт, являющейся средством сближения между людьми, особенно между школьниками.

Вопрос. Пьер де Кубертен в свое время писал о спорте: "Спорт может возбуждать самые благородные и самые низменные страсти. Он может вызвать как бескорыстие и честность, так и корыстолюбие; может быть рыцарским и продажным, гуманным и жестоким". Что, на Ваш взгляд, является в современных условиях определяющим для развития гуманистической тенденции в спорте? Каковы вообще перспективы спортивно-гуманистического движения?

Ответ. Да, это именно человек, его семья, общество, в котором он живет, и среда. Все эти факторы влияют на развитие гуманистических тенденций. Целью должен быть гармонично (физически и умственно) развитый человек. Рассудок должен преобладать над страстью, человек должен быть готов помочь другим, быть терпимым к другому образу жизни, мысли.

На мой взгляд, эти перспективы печальные. Я хорошо знаком с образом жизни в Западной Европе и должен Вам сказать, что озабочен будущим гуманистического спортивного движения. Везде на первый план ставят успех, признанный нашей цивилизацией. На смену идеалисту и гуманисту Пьеру де Кубертену пришел провидец или пророк итальянец Винченто Ломбарди, который сказал: "Участие - это еще не все, главное - победа". В этом смысле все похожие; человек был дегуманизирован до уровня государственного гладиатора или капиталиста.

Вопрос. Считаете ли Вы, что спорт - это своего рода диалог и что общедоступность его языка делает спортивный диалог одной из универсальных форм культуры и человеческого общения? Такой, как, например, музыка или кино? В этой связи не полагаете ли Вы возможным определять меру гуманистичности спорта реализованностью в нем диалога?

Ответ. Хотя спортивная педагогика и принимает во внимание (учитывает) моральные нормы и пытается воспитать в людях дружеские гуманистические отношения, но затем все эти усилия разбиваются об эгоистические организации (например, клуб, сборные команды), которые используют этих молодых людей для достижения собственных целей. Молодой спортсмен испытывает тяжести на сложных тренировках, огромную ответственность на соревнованиях, которые его разрушают, ему не помогают.

Спорт может быть важным средством общения, так как он дает возможность вести диалог на высоком уровне. Важно, чтобы человек с его культурой и общим развитием уважал моральные нормы других людей. Если спортом занимаются с умеренным напряжением, тогда он сохраняет красоту, вызывает положительные чувства, великодушие и щедрость. Воспитанного спортсмена все уважают. Я это могу подтвердить на своем примере: во время моего пребывания в Канаде, Западной Германии, Франции, Италии, Советском Союзе я их встречал достаточно, и это несмотря на различие наших взглядов на мир и на жизнь.

Вопрос. Есть ли перспектива преодоления отрицательного влияния на спорт таких социальных явлений, как бизнес (коммерция), милитаризм, национализм и др.?

Ответ. Это сложный вопрос. Как Вы могли заметить, все быстро меняется, особенно в Европе, которой свойственны сейчас радикальные политические и общественные изменения; изменения не только политические и социальные, но также экологические и технологические: одни делают акцент на человека, другие - на анонимное общество. Две системы - социалистическая и капиталистическая - имеют много ошибок. Мне кажется, что нужно было бы уничтожить обе, взяв только положительное из той и другой для обеспечения благосостояния, прогресса, творчества. Общество должно строиться на новых моральных принципах, где не должно быть места милитаризму, национализму и коммерции. Все нации должны быть равны - как малые, так и большие. К сожалению, из поколения в поколение все чаще мы ощущаем обратное. Эгоизм властвует над развитием. Я - пессимист.

Вопрос. Может ли спорт быть образцом, нормой или эталоном межгосударственных, межнациональных и др. отношений?

Ответ. Я полагаю, что спорт имеет свои положительные стороны и, опираясь на более гуманное воспитание, он сможет быть моделью для общения между народами.

Вопрос. Способен ли "большой спорт" (да и не только он!) преодолеть технократическую идеологию, ставящую технологию достижения высшего спортивного результата над здоровьем и психикой человека? Не приведет ли такой технократизм к проблеме, аналогичной экологической? Не свидетельствует ли об этом ситуация, возникшая в связи с применением допинга?

Ответ. Спорт высокого класса сегодня требует от спортсмена больших результатов, поэтому забота о физическом здоровье на втором плане. Спортсмен высокого класса стал современным гладиатором. Публике нужны только "галла-концерты" и победы. Для достижения цели спортсмен использует анаболики и допинг. Достаточно часто я смотрю телепередачи о проведении международных соревнований по боксу и рестлингу (самая примитивная форма вольной борьбы). Я спрашиваю себя: почему бокс не запрещен, так как каждый удар провоцирует травму и всем известно, как заканчивают карьеру боксеры.

Спорт не существует без этики.

Вопрос. На что нужно ориентировать учащихся, занимающихся спортом? Каким должно быть слово и дело педагога, исповедующего гуманизм?

Ответ. Ученики должны добиваться цели путем правильно выбранного курса. И здесь мотивация очень важна. Должны быть поставлены задачи, которые соответствовали бы их физическому и интеллектуальному уровню. Задачи не должны быть слишком простыми или слишком сложными. Они должны развивать характер, мораль, волю учеников. Воспитательный процесс молодых людей - очень сложная работа. Только педагог-гуманист, очень образованный, спокойный, искренний, честный, открытый для критики, способен это сделать.

Авторы благодарны О.П. Куриловой за перевод текста на русский язык.


* Статья из: Формирование нравственной и эстетической культуры студентов: Сб. научных трудов/Под ред. А.Г.Егорова. - Смоленск, с. 67-70.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Клемент, М. Синтетический характер проблемы гуманизации спорта / Клемент М., Егоров А.Г. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 51-53.