ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Гуманистический вектор спорта высших достижений

В. К. Бальсевич (Россия)

В пространстве физической культуры современного человечества сложилось четыре относительно автономных сферы: физическое воспитание, спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт. Последняя сфера активно интегрируется с коммерческими структурами и занимает в упомянутом пространстве особое положение, что в принципе не умаляет ее культурной ценности.

В течение последнего столетия, отсчет которого совпадает с началом всемирного олимпийского движения, структурное взаимодействие между сферами физической культуры развивалось разнонаправленно. Долгое время признавалось их тесное единство, в рамках которого физическое воспитание и спорт для всех занимали место фундамента пирамиды, вершину которой формировал спорт высших достижений. При этом предполагалось, что успех селекции высоко результативных атлетов прямо зависит от качества работы по физическому воспитанию детей и молодежи.

Между тем все возрастающий уровень спортивных результатов потребовал специальных усилий для подготовки резервов сборных команд, будущих участников крупных региональных, национальных и международных соревнований, включая Олимпийские Игры. Создание в ряде стран широко разветвленных систем подготовки спортивных резервов, включающих научно обоснованные и хорошо организованные мероприятия по отбору талантов и обширную инфраструктуру обеспечения их многолетней подготовки, способствовало дальнейшему обособлению сферы спорта высших достижений, его элитаризации.

В этих условиях физическое воспитание и спорт для всех в большей степени становились жертвами "остаточного принципа" не только в плане инвестирования финансовых и материальных ресурсов, но и, что особенно важно, в плане развития процесса интеллектуального насыщения этих сфер и их престижности в массовом сознания. Акценты в научном познании путей развития физической культуры оказались смещенными в сторону спорта высших достижений и прежде всего в сторону обоснования и научно-технологического обеспечения экстремумов проявлений физических, психических и духовных способностей человека. В течение исторически короткого промежутка времени была осуществлена беспримерная интенсификация поиска резервов максимизации проявлений физического потенциала человека при неизмеримо меньших усилиях, направленных на поиск путей его оптимизации.

Подобно тому как милитаризация всего уклада жизни большинства стран мира при всех ее негативных характеристиках объективно способствовала гигантскому прогрессу науки и технологий в системах военно-промышленных комплексов, интенсивная разработка научных и технологических проблем спорта высших достижений позволила добиться впечатляющих успехов в преобразовании физического потенциала спортсменов, обеспечила возможность достижения ими таких высот двигательных координаций, проявлений силы, быстроты, выносливости - всего спектра физических способностей и других качеств, обеспечивающих спортивный успех, которые часто представляются выходящими далеко за рамки их естественно обусловленных ограничений.

Стремление к достижению максимумов физических и психологических проявлений человека в спорте понятно и оправданно - в этом суть спорта вообще, а не только спорта высших достижений. В соревновании, независимо от его ранга, нужна полная самоотдача. Ребенок в детсадовских, школьных и дворовых состязаниях испытывает предельные для его сегодняшнего состояния нагрузки, максимально мобилизует свои физические и психические ресурсы. И если "стоимость" этих затрат для организма остается вполне приемлемой, то это связано прежде всего с неспособностью мало- или среднетренированного человека перейти ту очерченную законами сохранения гомеостазиса грань, за которой начинаются поломки в системах жизнеобеспечения. Только сверхвысокие мотивации позволяют переходить пределы дозволенного в ответственных международных стартах, когда бегуна уносят с дорожки на носилках, иногда навсегда.

Здесь нашей науке предстоит решить весьма деликатную и противоречивую в этическом смысле задачу. С одной стороны, нужно определить принципиальные пути выявления резервных возможностей человека, что требует ясного понимания условий, при которых можно допустить в спортивных или исследовательских целях выведение организма человека и его психики на критические режимы функционирования. С другой стороны, важно определить меру и степень необходимости такого "эксперимента" для человечества в целом и каждого человека в отдельности. Простого и однозначного ответа на этот вопрос пока не существует.

Дело в том, что в жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные оптимумы физических и духовных проявлений, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травма, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п. ). Вероятность возникновения таких критических ситуаций не столь мала, чтобы этим можно было пренебречь. Поэтому способность организма к мобилизации в таких условиях также должна формироваться путем тренировки, как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Нет никакого сомнения, что спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание "запаса" функциональных возможностей организма и отрабатывая в искусственно создаваемых экстремумах будущие ответы на неожиданные, неординарные внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных резервов организма.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто считает спортивную подготовку уделом только спортсменов, а иногда и только спортсменов высокого класса. Другое дело, что следует найти разрешение противоречия между необходимостью использования чисто спортивных методов формирования нужных для любого человека физических, психологических и нравственных кондиций и отсутствием необходимости делать каждого человека спортсменом (в смысле постановки целей занятий физическими упражнениями).

Олимпийский спорт как средоточие технологических, организационных и нравственно этических достижений элитного спорта в этом отношении представляется наиболее интересным объектом для изучения созданных спортивной наукой и освоенных практикой средств, методов и организационных форм, обеспечивающих осмысленное, уверенное и компетентное культурное познание человеком своей природы.

Гуманистический и социальный смысл такого изучения заключается в открывающейся ныне возможности конверсии высоких технологий спортивной тренировки и организации спортивной деятельности в теорию и практику физического воспитания и спорта для всех. Такая конверсия, осуществленная в интересах физического совершенствования человека, будет способствовать конструктивной реализации им идей здорового стиля жизни как важного условия социального благополучия человека и общества.

Разработка концепции спортивной конверсии может быть сконцентрирована на двух основных направлениях: 1) выявление путей адаптирования высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания и спорта для всех; 2) оценка возможностей использования позитивного опыта создания и функционирования инфраструктур, обеспечивающих спортивную подготовку олимпийцев, в системах управления физическим воспитанием и спортом для всех на клубном, региональном и государственном уровнях. В процессах адаптирования технологических достижений целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования. Это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи, где до сих пор приоритетная роль отводилась обучению двигательным умениям и формированию навыков. В результате упускались самые благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции.

Методический арсенал физического воспитания и спорта для всех должен быть существенно обогащен за счет использования конкретных технологий развития физических качеств и освоения техники выполнения двигательных действий, выработанных при осуществлении спортивной подготовки олимпийцев. Суть заимствования здесь должна состоять, конечно, не в механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев в практику физического воспитания и спорта для всех, а в использовании наработанных ими путем многих проб, ошибок и жертв наиболее удачных приемов достижения целей совершенствования движений в биомеханическом и функциональном плане.

Особого внимания заслуживают успехи олимпийцев в организации многолетней спортивной тренировки. По-существу еще только предстоит создать систему многолетней физической подготовки от рождения до старости, и в этом процессе опыт тренировки олимпийцев может стать серьезной концептуальной опорой для структурирования этапов подготовки и конкретизации их содержания.

Существенным прогрессивным достижением высоких технологий спортивной подготовки является комплексное обеспечение всех ее компонентов. Для физического воспитания и спорта для всех наиболее актуально использование общих принципов поддержки энергетики мышечной деятельности, обеспечивающих согласованные со спецификой метаболических процессов мероприятия по компенсациям энергозатрат и стимуляции процессов восстановления. В этом смысле особое внимание следует уделить мобилизации возможностей и разработкам схем использования адаптогенов природного происхождения, естественных средств восстановления и проблеме адекватности применяемых процедур характеру, объему и интенсивности тренирующих воздействий.

Научный анализ и оценка опыта построения и функционирования инфраструктур научного, методического, кадрового, материально-технического и пропагандистского обеспечения спортивной подготовки олимпийцев определит новые возможности и перспективы управления физическим воспитанием и спортом для всех как на государственном, так и на клубном, местном и региональном уровнях. Нельзя при этом исключать и возможностей использования этого опыта и на межгосударственном и всемирном уровнях. Огромный опыт организации олимпийского движения может и должен быть использован при формировании структур, призванных обеспечивать международную и разностороннюю межгосударственную интеграцию в интересах прогрессивных преобразований в физическом воспитании и спорте для всех.

До нынешнего времени гуманистические и социальные ценности олимпийского спорта определялись преимущественно в связи с непосредственными участниками олимпийского движения. Для всех остальных они в основном ограничивались пропагандистским эффектом этого выдающегося явления современности. Между тем на нынешнем этапе развития физической культуры, происходящего на фоне революционных по своему характеру и масштабам преобразований в самой сути человеческой цивилизации, гуманистическое и социальное содержание этих ценностей существенно изменяется. На первый план выступают фундаментальные ценности научного и технологического знания, ноу-хау спортивной подготовки и организации инфраструктур ее обеспечения.

Таким образом, пионерская по своей сущности функция олимпийского спорта, призванная проторять неизвестные пути физического совершенствования человека как важного условия его социального благополучия и личного счастья, получает новые благородные гуманистические продолжения.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Бальсевич, В.К. Гуманистический вектор спорта высших достижений // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 287-291.