ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТСМЕНОВ-ОЛИМПИЙЦЕВ

Формирование спортсменов-олимпийцев*

Джон Т. Пауэлл (Канада)

Введение

Спорт присутствует на многих уровнях жизни общества, оказывает глубокое воздействие на межнациональные отношения, этические ценности, языковую политику, понятия "героя" и "героини"; спорт является показателем национального мировоззрения. Однако многие народы не располагают ни досугом, ни изобилием, необходимым для того, чтобы интересоваться спортом и Олимпийскими играми. Бедность и недоедание позволяют этим народам существовать лишь на минимальном уровне. В силу климатических и географических условий лишь немногие страны могут участвовать в зимних Олимпийских играх, а для того, чтобы хотя бы выставить национальную команду по растущему числу олимпийских спортивных дисциплин, требуется выполнение очень высоких нормативов.

Средства, с помощью которых молодежь достигает высот олимпийского совершенства, имеют очень большое значение. Что такое жертва, компромисс, требования правительства и общества? Учителя, тренеры, родители - не поощряют ли они необдуманно эксплуатацию индивида, поощряя ненасытное стремление к "совершенству" и вытекающую из этого стремления избыточную трату сил? Не забываем ли мы о желаниях и стремлениях самого спортсмена? Стоит ли спорт того, чтобы посвящать ему все силы?

Победа любой ценой - неужели этим можно удовлетвориться? "Победа в спорте - не главное, потому что победа в спорте - это единственное, ради чего стоит им заниматься", - так сказал когда-то старший футбольный тренер Мэрилендского университета Джим Тейтэм. А психиатр д-р Стивен Уорд из Питтсбургского университета утверждает, что "на спортивной площадке нет места джентльменству", и отрицает честную игру, умение проигрывать с достоинством, бескорыстный спорт как мифы, сфабрикованные прессой и публикой. Он говорит: "У преуспевающих спортсменов нет никаких иллюзий насчет существования этих вещей". И далее: "Умение честно играть и с достоинством проигрывать ненужно и нежелательно. Среди настоящих спортсменов нет людей, владеющих этим умением". Говорят, что американский футбольный тренер Джордж Аллен однажды сказал: "проиграть - это вроде как умереть". Если такие высказывания справедливы, то не отражают ли они теперешнюю действительность спорта высших достижений? И не обманываем ли мы себя, считая эту действительность иной? А может быть, все-таки прав Винс Ломбарди, который сказал: "Стремление к совершенству и стремление к победе прочнее и важнее, чем всякий конкретный повод, который их вызывает"?

Обман.

Жажда восхищения, которое неизменно вызывает победитель, часто заставляет забыть о морали. Обман, попытки обмана, правила, устанавливаемые с целью предотвращать обман и наказывать за него, - это, к сожалению, неотделимая часть спорта. Так было всегда. Древним грекам, чтобы быть допущенными к участию в Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх, приходилось доказывать, что они истинные греки, а не варвары. В двадцать третьей песне "Илиады" повествуется о том, как герои, боги и богини обманывали друг друга во время погребальных игр... Атлетов обучали обманывать, но если обман раскрывался, за него карали со всей строгостью. Однако никакими наказаниями нельзя было - ни прежде, ни теперь - гарантировать честную игру. Чем острее становилось соперничество на античных Олимпийских играх, тем больше наград и привилегий получали атлеты. В конце концов Олимпийские игры приобрели дурную славу и были запрещены.

Составляет ли обман часть спортивной жизни в наши дни? Если нет, то для чего же существует Международный комитет честной игры? Каким упреком нашему обществу является существование этого комитета, награждающего за такое поведение в спорте, которое должно было бы быть нормой для всех! Накануне Олимпийских игр 1972 года медицинская комиссия МОК издала брошюру по проблеме допинга. В этой брошюре, в частности, сказано: "Проверка на допинг может быть эффективной только в условиях взаимопонимания, честного сотрудничества и взаимопомощи. Только в этих условиях мы сможем предотвращать инциденты, несовместимые с олимпийским идеалом и достоинством спортсменов".

Однако именно некоторые из спортсменов, с чьим достоинством несовместим допинг, рискуют здоровьем и репутацией, чтобы получить несправедливое преимущество и победить любой ценой - даже ценой обмана и надувательства. По-видимому, существует такое меньшинство, для которого все средства оправданы, если они ведут к победе. Но ведь есть и такие правительства, которые, например, обходят иммиграционные законы, чтобы дать возможность той или иной спортивной знаменитости выступать за их страну. Как видно, стремление к победе любой ценой считается приемлемым и достойным понимания. Неужели все перемены в спорте - это только перемены в масштабах?

Лабораторные опыты.

В отчаянном стремлении к общепризнанному "первенству" в спорте мы разве что нее выводим чемпионов посредством случки специально подобранных индивидов. Впрочем, этим занимался в свое время Гитлер с его теорией "единого народа" чистых арийцев - голубоглазых и светлоголовых. А то ведь нормальные человеческие методы "естественного отбора" не гарантируют желательных результатов...

Возраст олимпийских чемпионов заметно снизился за последние 16 лет. Констатировав это факт, Олимпийский конгресс в Баден-Бадене призвал международные федерации "установить приемлемый с медицинской точки зрения нижний возрастной предел допуска к соревнованиям везде, где это разумно и оправдано". Но как же отбирать этих юных спортсменов? В раннем возрасте трудно выявить природные способности; но есть определенные признаки, на основании которых делаются прогнозы; эти прогнозы потом проверяются и подтверждаются или опровергаются лабораторным путем. Известно, что предрасположение к тому или иному виду спорта определяется телосложением; но известно и то, что определенная физическая деятельность, если ее начать достаточно рано, может изменить телосложение. Известно, что наступление половой зрелости можно отсрочить; что аутогемотрансфузия (кровяной допинг) повышает объем кислорода в крови; что анаболические стероиды способствуют наращиванию мышечной массы; что при помощи андрогенных стероидов и прогестерона можно регулировать время менструального цикла.

Что же испытывается в лаборатории? Все что угодно. При помощи рентгеноантропометрии прогнозируется телосложение, рост и плотность тела в определенном возрасте; биомеханическими методами определяется механическая эффективность мышц; проводятся тесты на умственное развитие, мотивацию, стресс и усвоение двигательных навыков, а также многочисленные и разнообразные проверки органической и двигательной подготовленности. А затем "многообещающего" ребенка обучают, тренируют, дрессируют, натаскивают, морочат посулами его родителей, создают вокруг него обстановку абсолютной специализации, внимания к малейшим деталям. Потенциальный чемпион часто оказывается отрезанным от общественной жизни, становится не представителем, а изгоем общества - и все во имя чего? Во имя золотой медали? На молодого человека обрушиваются лесть, слава, капитал, путешествия, "друзья", реклама... а если что-нибудь пойдет неладно, - забвение. Чтобы удержать спортсмена "на вершине", в центре внимания публики, применяются порой методы, несовместимые с этикой.

Факторы успеха (в частности, рост).

Каковы же факторы спортивного успеха? Спорт - сфера весьма неоднородная; свойства и способности, благоприятствующие успеху в одном виде спорта, непригодны для другого. Возьмем одно из таких свойств: рост. Ясно, что спортсмен высокого роста обладает преимуществами в баскетболе, толкании ядра или прыжках в высоту. Но в гимнастике, борьбе или тяжелой атлетике высокий рост только мешает, потому что у малорослого спортсмена больше соотношение сила/масса и ему тем самым удобнее регулировать вес.

Чем определяется успех в конкретной спортивной дисциплине? Анаэробной работоспособностью, умением использовать анаэробные резервы, равновесием, подвижностью, ловкостью, скоростью, силой (учитывая, что в человеческом теле нет ни одного рычага второго рода), выносливостью при сохранении усилия, совершенной техникой и тактикой, высоким умственным развитием, зрительно-моторной координацией, острым слухом, безупречным зрением, развитым периферическим зрением, быстротой реакции, многоопытностью, способностью предугадывать ход событий, крупными кистями рук, мотивацией, сосредоточенностью, самоотверженностью, экономической обеспеченностью, высоким уровнем общей и специальной подготовки, хорошими спортивными объектами, эмоциональной устойчивостью, эмоциональной поддержкой со стороны родственников и друзей... Эти и бесчисленные другие психологические стимулы и физиологические факторы, взаимодействуя, способствуют высокому достижению. Конечно, не все спортсмены обладают всеми этими свойствами и не у всех есть в распоряжении все эти факторы.

У спринтера телосложение и темперамент иные, чем у бегуна на 5000 м, - именно потому, что он спринтер. У высококлассного спринтера-мужчины мощные мышцы рук и плечевого пояса, а характер энергичный и подвижный, что соответствует необходимости быстрой реакции и мощных усилий в его виде спорта. У бегуна на 5000 м мышцы не столь крупные, а характер часто более самоуглубленный. Однако основным параметром, радикально отличающим бегунов на 100 м - как мужчин, так и женщин - от бегунов на 5000 м, является все-таки рост.

Бегун на длинные дистанции извлекают из меньшего объема мышц не механическое, а физиологическое преимущество: бег на длинные дистанции требует поддержания максимального уровня снабжения мышц кислородом, исключающего кислородный долг и выработку молочной кислоты.

Нет причины ставить эффективность утилизации кислорода в зависимость от телосложения, но эффективность кровоснабжения и объем сердечного выброса должны быть безупречно уравновешены, и в этом отношении мышцы меньшего объема, вероятно, имеют преимущество над более крупными. Рост - это фактор, обыкновенно не зависящий от тренировки и поэтому являющийся естественной величиной. Рост олимпийского финалиста в беге на 100 м существенно отличается от роста финалиста на 5000 м. Спортсмен невысокого роста никогда не достигнет высшего разряда в барьерном беге или в гладком беге на 400 м. Телосложение, в смысле скелетных пропорций, передается по наследству и по завершении процесса роста не изменяется под воздействием тренировки. Никакой объем тренировки не может изменить структурных пропорций между туловищем и бедром, ширины бедер и плеч. Иное дело мышцы, на которые тренировка может повлиять существенным образом. Но вот вопрос: потому ли у женщин-спринтеров мощные бедра, а у мужчин-спринтеров массивные плечи, что они занимаются спринтом, или же, наоборот, спортсмены выбирают спринт ввиду наследственной предрасположенности и внешних условий, благоприятных именно для этой дисциплины? Последнее, пожалуй, ближе к истине. Цицерон в свое время сказал, что "природный дар без учения чаще бывает источником славы и доблести, чем учение без природного дара".

Многие люди рождаются с определенными физическими предпосылками, которые можно развивать; но немногие стремятся их развивать, чтобы достичь совершенства. Все больше детей получают возможность заниматься спортом, но все меньшее их число достигает олимпийского уровня. Выдающийся спортивный талант за победу в борьбе расплачивается страданием, за мастерство - утратой свободы.

На каждых Олимпийских играх все эффектнее победы, все выше рекорды выносливости и мастерства. Оснащение, освещение, качество поверхностей, методика тренировки, доступность тренерских услуг, эффективность психологических, физиологических и механических исследований, врачебный контроль и борьба с инфекциями - все это совершенствуется и все это способствует росту спортивных результатов.

Но истинное совершенство заключается в самом спортсмене. Что же, современный спортсмен более талантлив чем его предшественники, или дело только в совершенствовании методов тренировки и более острой конкуренции? Если нынешний спортсмен лучше прежних, то в чем именно? У олимпийских финалистов даже телосложение кажется одинаковым, и единственный фактор, благодаря которому один из них побеждает, - это степень воли к победе. Потому что спортсменами и рождаются, и становятся.

Человеческий фактор.

Если хоть одна мелкая деталь не продумана, хоть одна черта упущена из виду или не выявлена, целое терпит ущерб и мелочь приобретает огромное значение. Дух человека - величина не измеряемая. Когда допущена тактическая ошибка, когда что-то недодумано, когда приходится иметь дело с физическим недомоганием (будь то простуда или вросший в мякоть ноготь на ноге) - именно тогда выступает на передний план та отвага, которая составляет сущность спортсмена. Именно она, в сочетании с волей к победе и неспособностью останавливаться перед препятствиями, является мощной движущей силой, благодаря которой одерживаются спортивные победы. Эти качества - залог непобедимости олимпийца. Разумно ли позволять такому спортсмену неуклонно идти своим путем? Даже если и нет, то как его остановить? Ведь каждая мелочь учтена, каждая случайность предусмотрена - за исключением того, что вообще невозможно предусмотреть, - и триумф при полном соблюдении правил обеспечен.

Из спортсмена, почти что приравненного к машине, выжимают каждый сантиметр, каждую долю секунды, каждую унцию энергии. Тренировка, систематически сглаживая все неровности, превращает человека со средними, казалось бы, способностями в отлаженный, безупречно функционирующий механизм. Это становится возможным лишь потому, что сам спортсмен этого хочет. И таким образом многие спортсмены, сами того не желая, дают себя использовать в интересах идеологии и политических систем.

Спросите олимпийского чемпиона: "Стоила ли игра свеч?" - и ответ, как правило, будет: "да". Боль, мучения, разочарования, лишения, подчинение железной дисциплине, борьба с самим собой, часы, дни, месяцы и годы усилий - все это быстро забывается. В момент победы она заслоняет все. Но ведь победа куплена ценой всего, что есть в человеке, - тела, разума, чувств; к тому же спортсмен сознает, что предел физиологических и психологических возможностей не виден даже вдалеке, что рекорды для того и существуют, чтобы их побивать, что победа возможна лишь благодаря хитросплетенной сети, связывающей спортсмена с его окружением.

Все это спортсмен сознает благодаря собственному опыту. Рамки языка жестко ограничивают возможность для спортсмена адекватно выразить, что такое для него целеустремленность, что такое самопожертвование, какие чувства связаны с сознанием того, что ты лучший в мире или один из лучших. Истину не высказать словами. Спортсмен понимает смысл своего опыта, но не имеет возможности его выразить. А эстетический момент вообще не поддается пересказу.

А как же с завтрашним днем - с возможным поражением, с неизбежным забвением? Если спортсмен получил такое воспитание, благодаря которому он сознает, что в спорте достижение поставленной цели - это еще не все, что моральные ценности - неотделимая часть жизни, что важнее всего честность и забота о других, - в этом и только в этом случае воля чемпиона выдержит все сюрпризы судьбы.

Заключение.

Решение проблемы неэтичного поведения спортсмена лежит в воспитании.

Вера в "магические снадобья" не умирает и, по-видимому, не умрет никогда. Но только воспитание в духе олимпизма (слово, которого нет ни в одном словаре и которое не встречается даже в Олимпийской хартии), в духе олимпийских идеалов и принципов олимпийского движения позволит спортсмену, как бы он ни был молод, сделать правильный выбор. Воспитание, отвращающее от неэтичных поступков в спорте, - это дело не только тех, кто прямо связан со спортом; это дело также общества в целом, дома, семьи, церкви, школы, ровесников. Для противодействия попыткам получить несправедливое преимущество необходимо, чтобы врачи, педагоги, родители, спортивные лидеры, ученые, журналисты и сами спортсмены знали об усилиях друг друга в этом направлении и сотрудничали между собой в этих усилиях. Конечно цель далека, но к ней стоит стремиться.

Стержень олимпизма - это система нравственных принципов, находящих свое выражение в сознательно совершаемых поступках, в максимальных и честных усилиях. Олимпизм должен стать образом жизни спортсмена. Олимпизм также должен составлять основу всей подготовки к выступлению на Олимпийских играх. Для этого нужно ввести преподавание олимпизма в школьные программы на возможно более ранней стадии и преподавать его на занятиях по спортивной этике в рамках школьного физического воспитания.

Когда у молодежи перед глазами есть достойный пример для подражания, она всегда стремится следовать этому примеру. Молодежь нуждается в добрых примерах, в руководстве, в образцах деятельной отваги. Мы, т.е. олимпийское движение, имеем счастливую возможность все это ей предоставить.


* Перевод статьи, помещенной в "Олимпик ревью", Швейцария (орган МОК), 1983, № 193. - Печатается по: Международное спортивное движение. Экспресс-информация, вып.1.- М.: ЦООНТИ-ФиС, 1984, с. 13-20.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пауэлл, Д.Т. Формирование спортсменов-олимпийцев // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 292-299.