ИГРЫ И СПОРТ, ОСНОВАННЫЕ НА СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Игры и спорт, основанные на сотрудничестве*

Терри Орлик (Канада)

Кому нужны игры, в которых нет проигравших?

Вы когда-нибудь наблюдали, как у ребенка отнимается радость игры? Вы когда-нибудь видели, как в играх ребенок остается в стороне, отвергнутый, обиженный? И спрашивали себя почему? Тогда игры из этой книги - для Вас! Они связаны именно с этой проблемой и представляют собой конструктивную альтернативу соревновательным играм.

Что же такого особого в этих играх? Это - игры взаимной признательности, сотрудничества и сопереживания, и они могут сплотить детей, семью или любой коллектив своим духом сотрудничества. Их тщательно разработали, отобрали и улучшили так, чтобы дети могли получать радость и одновременно узнавать нужные вещи о самих себе, о других и о том, как вести себя в этом мире.

Главное различие состоит в том, что в играх сотрудничества все сотрудничают ... все побеждают ... и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не друг против друга. Эти игры уничтожают боязнь поражения и ощущение неудачи. Они также утверждают уверенность ребенка в самом себе как приятном и достойном человеке. В большинстве игр (новых или старых) такое самоутверждение возникает случайно или достается как награда только победителю. В играх сотрудничества оно составляет неотъемлемый компонент самой игры.

На протяжении всей книги меня интересует проблема качества жизни ребенка и качества детских игр. Игры дают отличную возможность для соревнования, поощрения, самооценки, достижения успеха и просто веселья. Вот что дают всем игры сотрудничества.

Хотя во многих культурах столетиями в играх имело место сотрудничество, в настоящее время в нашей культуре очень мало игр, специально предназначенных для того, чтобы участники стремились к одной общей, взаимно желанной цели. Игры истинного сотрудничества без проигравших крайне редки на Западе. Наша задача состоит в том, чтобы попытаться возродить их.

Первые игры, ориентированные на сотрудничество, я узнал, играя с эскимосами в отдаленных районах Арктической Канады. Некоторые из них я придумал сам. Игры сотрудничества, о которых пойдет речь в этой книге, взяты из практики моей работы (и игры) на протяжении последних 5-10 лет со студентами, родителями, преподавателями и детьми из различных уголков всего мира.

Красота этих игр - в их разносторонности и простоте. По большей части для игр сотрудничества не требуется почти никакого оборудования и фактически никаких денег. Эти игры можно использовать для различных групп населения и в различных условиях. В них могут играть все и почти везде. "Правила" этих игр необязательны к строгому соблюдению. Вы можете внести в них свои особые поправки. Нет необходимости использовать какой-то определенный вид мяча или играть на каком-то определенном типе площадки. Нет необходимости и строго соблюдать время игры. Все это не имеет значения. Самое главное - идея, лежащая в основе игры.

Возможно вам понадобится терпение, чтобы научиться этой "новой" форме игры, особенно если участники никогда прежде не играли в игры сотрудничества. Однако при надлежащей мотивации, умелом руководстве, постоянной практике и конструктивном вкладе игроков на основе сотрудничества к играм станут относиться все положительнее. Как только люди перейдут к играм сотрудничества будет иметь минимальное значение руководство ими или соблюдение обычных правил игры. Игроки сами будут осуществлять руководство, устанавливать рамки своему поведению и заботиться о безопасности друг друга.

Представленные в этой книге игры были созданы и экспериментально проверены в ходе работы с детьми. Но их применение не ограничивается только детьми. Многие подростки и взрослые могут пожелать вновь вернуться в свое детство и обогатить свою жизнь с помощью этих полных веселья забав. Ограничения в возрасте для тех или иных игр лишь весьма ориентировочны. Дети, подростки и взрослые всех возрастов могут создавать особые условия игры или вносить в них изменения, чтобы обеспечить возможность проведения игры для той или иной возрастной группы.

Необходимость альтернативы

...Игры детей стали индустриализированными. Упор на результат, ориентация на машину и сверхспециализация получили столь же широкое распространение в играх, как и на производстве. Сами игры стали строгими, рассудительными, заорганизованными и излишне ориентированными на результат. В них довлеет пресс оценок и психологическая боязнь неодобрения. Стремление выжать все возможное из каждого индивида в конце концов не оставляет в игре места даже для обыкновенного веселья.

Сталкивание детей друг с другом в играх, где они фанатично соревнуются за то, что достается лишь немногим, гарантирует неудачу и отверженность для многих из них. Детские игры предусматривают выбывание участников, победу одних и поражение остальных, в результате чего "отвергнутые" и "вылетевшие" из спорта образуют большинство населения Северной Америки. И что еще хуже, игры начинают разрушать самих победителей. Детей побуждают радоваться неудачам других. Они надеются на эти неудачи, содействуют им, так как это увеличивает их шансы на победу. Иррациональное соперничество отучает детей соревноваться естественным способом; их просто подталкивают к яростной конкуренции. Став взрослыми, они настолько убеждаются в значимости победы, что уже не могут играть просто ради забавы, ради удовольствия. Даже если им и хотелось бы, они не знают, как помогать друг другу, как уважать чувства других или как соревноваться по-дружески и с весельем. Потерпев поражение, а это случается часто, многие дети стараются избежать соревнования, отойти в сторону. Неудача в играх может внушить детям совершенно неоправданное, извращенное представление о самих себе.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов развить сильное самосознание, точно так же, как дети, взращенные на сбалансированном диетпитании, - стать сильными и здоровыми. Должны ли мы с самого начала давать маленьким детям нездоровое и неуравновешенное питание ("пусть привыкнут к нему")? Или позволить им развиваться как можно более здоровыми и как можно дольше (не давая им обратиться к негодной пище)? Когда тело и душа находятся в процессе формирования, не лучше ли дать ребенку твердую базу для старта? Может быть позднее это позволит ему лучше справляться с разнообразными жизненными ситуациями?

Изучая успешных кандидатов в высшую футбольную школу и неудачников, Harvey Scott из университета Альберты пришел к выводу, что "неудачный спортивный опыт оказывал существенное негативное влияние на другие аспекты личности. Для большинства мальчиков, которых пробовали в командах и которые не оправдали надежд, это оказывалось деструктивным, а не положительным фактором...".

В другом исследовании Howie Hyland из университета г. Оттавы обнаружил, что восьмиклассники, освобожденные от уроков физкультуры, имели более низкую самооценку, более негативное представление о своих спортивных способностях и своем теле, чем их сверстники, включенные в процесс физического воспитания. Столь негативное представление о своем "Я", повидимому, сложилось у них, по крайней мере частично, благодаря неудачам или неучастию в играх, поскольку дети в этот период своего развития много времени проводили в игре.

Результаты подобных исследований подчеркивают необходимость разработки таких игр и спортивных программ, в которых все участники добиваются одобрения и ощущают по крайней мере умеренную степень успеха. Если дети считают себя победителями, они не чувствуют угрозы или беспокойства, и у них есть все основания быть довольными собой, испытывать удовлетворение. Страх поражения, а также страдание и фрустрация, ассоциируемые с поражением, существенно уменьшаются, если ошибки не воспринимаются как вопрос жизни или смерти. Игры сотрудничества, где нет проигравших, наряду с дружеским соперничеством, в котором не делается акцент на значимость результата, позволяют детям получать удовольствие от самого процесса игры. Они получают новую свободу - учиться на своих ошибках, а не пытаться скрыть их. Если дети знают, что их значимость как личности не связана со счетом игры, тогда сама игра и товарищи по играм предстают для них совсем в ином свете.

Можно выделить четыре основных компонента игр сотрудничества: сотрудничество, одобрение, вовлеченность и веселье.

Зачем сотрудничество?

Сотрудничество прямо связано с коммуникацией, сплоченностью, доверием и выработкой положительных навыков социального взаимодействия. При помощи игр сотрудничества дети учатся быть внимательными к другим, заботиться о чувствах других, совместно работать, чтобы продвинуться вперед. Игроки в такой игре должны помогать друг другу, сотрудничать как одно целое - каждый игрок является частью этого целого, внося свой вклад - и никто не остается в стороне в ожидании своего шанса принять участие в игре. То, что дети совместно трудятся для достижения общей цели, а не против друг друга, немедленно превращает отрицательные эмоции в положительные: игроки чувствуют себя неотъемлемой частью игры и тем самым полностью вовлечены в игру. В результате появляется чувство выигрыша, а не проигрыша.

Зачем одобрение?

Чувство одобрения прямо связано с повышением самооценки и общего счастья - точно также, как отверженность прямо соотносится с пониженной самооценкой. В играх сотрудничества каждый ребенок играет значимую роль в игре, если только он решить вступить в нее. Каждый ребенок также ответственен, по крайне мере частично, за достижение цели или за успешное завершение игры.

Зачем вовлеченность?

Вовлеченность прямо соотносится с чувством принадлежности к игровому коллективу, осознанием своего вклада в игровую активность и удовлетворенностью от нее. Будучи не принятым в игру, исключенным из нее или не замеченным в ней, ребенок воспринимает это как явную форму своей отверженности. Дети хотят быть вовлечены в игру, а не быть в стороне от нее. Это желание быть вовлеченным имеется, разумеется, лишь в том случае, если они не ожидают, что будут унижены или отвергнуты.

Зачем веселье?

Нам никогда не следует упускать из виду, что дети играют в основном ради веселья. Без ощущения веселости игра будет безрадостной для ребенка. В играх сотрудничества элемент веселья усиливается, так как детям предоставлена свобода играть ради веселья, без страха поражения или отверженности и без потребности нанесения кому-нибудь вреда. Участие в такой игре повышает чувство радости.

Если все четыре указанных компонента сочетаются в детской игре, тогда нет причин для уязвленного самолюбия, слез, страха и опасений. Все дети могут по своему желанию выходить из игры, ощущая себя обогащенными участием в ней. А зачем еще нужны детские игры?


* Вниманию читателей предлагается перевод фрагмента книги: Terry Orlick. The Cooperative Sports & Games Book: Challenge Without Competition. - New York: Pantheon Books, 1978, рр. 3-7.

Переводчик - В.И.Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Орлик, Т. Игры и спорт, основанные на сотрудничестве = [The Cooperative Sports & Games Book : Challenge Without Competition] / Пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 4. - С. 25-29.