АРТБОЛ: СПОРТИВНОЕ ИСКУССТВО С МЯЧАМИ И КОРЗИНАМИ

Артбол: спортивное искусство с мячами и корзинами

В.А.Сироткин (Россия)

Первое описание игры в артбол, которую придумал автор данной статьи, было заслушано и обсуждено на заседании Координационного комитета спартианского движения 1 августа 1995 года.

Данное описание игры является одним из последних. В него внесены многие уточнения и дополнения.

1. Цель игры

Основные цели артбола:

- создание спортивной игры-искусства с мячами, развивающей творчество, артистизм, грацию, силу в сочетании с пластикой, ловкостью, точным расчетом, ритмикой на основе развития лучших черт баскетбола;

- исключение силового и травматичного контактного противоборства;

- поощрение творческой артистичности, музыкально-пластической гармонии, командного взаимодействия и результативности с дружеским сотрудничеством с соперничающей командой;

- приобщение детей, девушек, юношей, людей среднего возраста и с ограничениями в движениях (независимо от их роста, веса, физической силы) к прекрасному спорту-искусству, в котором организаторы могут творчески влиять на правила игры.

2. Оборудование

Кольца. С каждой стороны игровой площадки устанавливаются два кольца (с расположением в тех же местах, что и баскетбольные щиты и кольца), которые каждая из двух команд атакует и защищает.

Одно кольцо, называемое в дальнейшем "нижнее", крепится на высоте 230 см. (или другой по соглашению) над уровнем пола, - чтобы оно было легко достижимо всем игрокам для забивания мяча сверху в кольцо (например, располагается на уровне кончиков пальцев вытянутой вверх руки игрока среднего роста). Второе кольцо, именуемое в дальнейшем "верхнее", крепится на высоте 420 см. (или иной по соглашению), называемой "предельной высотой"- чтобы кольцо было недостижимо для касания рукой в игре любым игроком (например, находится на высоте, равной удвоенному росту самого высокого игрока).

Сетки. Сетки колец артбола, называемые в дальнейшем арт-сетки, в отличие от баскетбольных в целях исключения травматизма и удобства делаются из сплошного прочного, непроницаемого для пальцев прозрачного материала типа нейлона, который может быть также наклеен снаружи на сетку баскетбольного типа.

Цвет арт-сеток: для нижнего кольца - прозрачно-голубой, для верхнего - прозрачно-розовый. Форма и размеры сеток для нижнего кольца совпадают с баскетбольными, а для верхнего кольца имеют особый вид удлиненного прозрачного мешка с застегивающимся клапаном внизу с застежкой типа "репейник" такой формы, что она свободно пропускает вниз мяч, без провисаний проходит через баскетбольное кольцо, прочно без зазоров крепится к кольцу и имеет такую длину, что дно мешка висит над полом площадки на уровне не ниже головы игрока среднего роста (например, 170 см).

Щиты. Оба кольца того же размера створа, что и баскетбольные, крепятся к щиту конусовидной обтекаемой формы, навешиваемому в простейшем случае на баскетбольный щит (нижнее кольцо крепится перед щитом аналогично баскетбольному и впереди него, а верхнее - вверху и за щитом, прямо над старым баскетбольным щитом и кольцом).

Щиты должны быть зеркально симметричны относительно вертикальной плоскости и должны иметь геометрически и конструктивно обтекаемую, эстетичную, устремленную вверх, стрельчатую куполовидную форму и определенный цвет (например, воссоздавать форму и цвет олимпийского факела). Они не должны иметь прямых углов и квадратно-гнездовых линий.

Нижний щит в нижней части имеет закругленную форму радиуса не менее 20 см и сплошной амортизатор типа "поролон", толщиной не менее 10 см. Ширина этой части не должна превышать внешний диаметр кольца по всей длине щита вверх до высоты нижнего края баскетбольного щита, а затем плавно расширяться таким образом, чтобы верхние закругления нижнего щита закрывали при виде спереди верхние углы баскетбольного щита.

Материал нижнего щита - прозрачная, упругая, безвредная негорючая пластмасса, легко пропускающая и рассеивающая все цвета ламп и лучей подсветки, как внутренней, со стороны крепления нижнего щита, так и наружного прожекторного света со стороны площадки. Разметка нижнего щита осуществляется эквидистантными линиями по его контуру не более, чем двумя линиями красного и светло-голубого цвета.

Верхний щит имеет обтекаемую гармоничную зеркально симметричную форму типа "стрельчатая луковица" или "пламя факела" с креплением кольца в таком месте, что точка крепления делит вертикальную хорду луковицы в гармоничном соотношении.

Материал верхнего щита тот же, что и нижнего, но без амортизирующего пластика, полупрозрачный, и его цвет имеет плавный художественный переход от розового внизу к нежно-молочно-розовому в области крепления верхнего кольца и далее вверх постепенно переходит в светло-золотистый, а в самой верхней заостренной части щита - в ярко-золотой цвет. Разметка верхнего щита осуществляется одной сплошной контурной ярко-розовой линией (как на баскетбольном щите) и так же - над верхним кольцом эквидистантной контурной линией того же цвета.

Мячи. Размеры, форма, вес, качество мячей - те же, что и в баскетболе. В стандартном варианте в игре участвует два мяча. Желательные цвета мячей: оранжево-красный, ярко-голубой, белый, зеленый, золотисто-желтый.

Игровая площадка. Площадка, сохраняя размеры, форму и разметку баскетбольной, дополнительно имеет:

- разметку белого аута для игроков (в виде малой штрафной площадки внутри большой с радиусом 120 см вокруг нижнего кольца с разделительными отметками для игроков соперничающих команд в пределах штрафной площади с соответствующей цветной разметкой штрафной площади);

- разметку коридоров свободного движения от одной 6-метровой зоны к другой.

Выделяется 7 коридоров свободного движения (далее будем называть их просто "коридорами") от одной 6-метровой зоны площадки к другой: один центральный коридор и по три средних, боковых симметрично с обоих сторон (в порядке удаления от центрального коридора будем называть их: средний, средне-боковой и боковой коридоры). На артбольной площадке имеется, таким образом, 3 коридора (центральный и два средне-боковых) между двумя шестиметровыми зонами для нападающей команды и 4 коридора (два средних и два боковых) для защищающейся команды.

Коридоры предназначены для обеспечения нападающей команде гарантированного свободного движения к кольцу соперника для планирования и выполнения подготовленных композиций-комбинаций (при соблюдении условий владения, получения и передачи мяча игроками в воздухе, как при передаче мяча внутри площадки, так и при вбрасывании из аута), тогда как вне коридоров возможны блокировки, препятствующие артистическому исполнению.

Эти правила действительны и для секторов свободного движения, которые являются продолжением коридоров. Для нападающих таких секторов 3 - центральный и два средне-боковых, а для защитников - 4 - два средних и два боковых.

Примечание. Указанные правила весьма удобны для видео-телевизионных и фото- съемок артбольных действий, поскольку обеспечивают гарантированное невмешательство случайных и намеренных возмущающих воздействий игроков, которые могут ухудшить снимаемые эпизоды игры.

Любому игроку разрешается находиться в белом ауте не более двух секунд во избежание возможного штрафа и технического броска по решению судьи-капитана команды-соперницы.

Мяч может перехватываться в первый момент после отскока от пола только игроками защищающейся команды, а затем (за пределами 6-метровой зоны) и нападающей командой.

Для всех игроков нападающей команды в зоне белого аута, в свободных коридорах, а также в воздухе в прыжке предоставляется полная свобода артистического владения, паса, манипуляций и забивания мяча в кольцо без противодействия, перехвата и блокировки противником.

После приземления нападающего игрока с мячом становится возможным перехват и овладение мячом защищающейся командой, как и после касания мячом пола в белом ауте и при выкатывании или вылете его в зону игровой площадки.

Примечание. По соглашению команд и клубов в указанные выше предметы и оборудование могут вноситься определенные изменения. В частности, возможен отказ от выделения коридоров и секторов.

3. Игроки

От каждой команды на площадке выступает от 1 до 12 игроков. Стартовый состав - 5 игроков и до 7 запасных игроков. Правила заявки, замены, отвода, удаления и т.д. устанавливаются в спорных случаях по приоритету баскетбольных правил.

Нападающего игрока с мячом запрещается блокировать и плотно контактировать с ним в любом месте площадки. Остальных нападающих можно бесконтактно блокировать, как в баскетболе, кроме случаев нахождения игроков в прыжке в воздухе и в коридорах для нападающих, когда все блокировки защитников запрещены, и им нельзя осуществлять перехват пасов.

Защищающийся игрок полностью защищен от штрафа, если он сохраняет, как в баскетболе, необходимую дистанцию от нападающего, находясь в коридоре или секторе для защитников, или стоит 2 секунды неподвижно перед надвигающимся противником, не блокируясь при этом с другим партнером по команде. Причем, перед кольцом в зоне белого аута и в 6-ти метровой зоне полностью запрещено блокирование защитников, и должны соблюдаться правила дистанции в 90 см вокруг белого аута, нахождения в разрешенном секторе и попеременной установки и расположения игроков соперничающих команд.

4. Начало и финал матча.

После обычного представления и разминки участников начинается "вступительное показательное выступление" солистов команд.

Представляются солисты команды, которые демонстрируют свою технику с соответствующим светомузыкальным сопровождением. Каждая команда разыгрывает в течение минуты на площадке без участия соперника свою показательную композицию с мячами и 4 бросками в каждое из колец на площадке.

Вступительное выступление имеет целью художественно-артистическое представление солистов команды и команды в целом, определение той команды, которая первой начнет розыгрыш мяча из центра площадки в первом периоде игры, завершение разминки и проверки готовности команд, судей, судейских бригад и зрителей.

Команда, начинающая вступление, определяется либо по соглашению команд, либо бросанием жребия арбитрами (судьями-капитанами).

Очки командам начисляются так же, как и за основную игру, с той разницей, что баллы за технику и артистизм начисляются по 60-ти балльной системе с делением результата на десять, т.е. с учетом десятых долей баллов. В случае равенства баллов, полученных командами за вступление, его победитель определяется, исходя из превышения суммы технических очков за заброшенные мячи. Если и эти суммы равны, то победитель определяется по большему значению баллов за артистизм. При равенстве всех трех показателей оценки вступления победитель определяется по результату исходной жеребьевки. Повторное исполнение вступления не проводится.

Полученные за вступительное показательное выступление суммарные баллы округляются до целого и составляют исходный результат, с которым последовательно суммируются технические игровые очки, а затем баллы за технику исполнения и артистизм.

Завершается игра финальным показательным выступлением солистов команд. Это выступление является сугубо демонстрационным, никак не оценивается и имеет своей целью занять зрителей на время подведения итогов и подготовки объявления окончательного результата.

Продолжительность финала и количество бросков по кольцам - удвоенные по сравнению со вступлением: 2 минуты на команду, 4 атаки и 8 бросков с добиваниями.

Объявление окончательного результата матча производится сразу же после финала арбитрами в присутствии составов судейских бригад с объявлением баллов, присужденных каждым из судей в присутствии полного состава команд и тренеров.

5. Свето-музыкальные композиции.

По ходу игры каждая команда может показывать свето-музыкальные композиции. Композиция демонстрируется каждой командой самостоятельно с управлением процессом включения, выключения, синхронизации, смены композиции и другой техникой музыкальной аранжировки, включая оркестровое сопровождение, а также управление силой света, звука, тембром, пространственной гармонией, цветовой гаммой по своему усмотрению. Одновременно команда может выполнять лишь одну композицию.

В начальный момент игры первой выполняет свою композицию команда, выигравшая вступительное показательное выступление.

Право первой начинать второй период игры получает команда, проигравшая вступление, и далее команды поочередно начинают все последующие периоды.

Переход права к сопернику на исполнение композиции и соответственно на атаку колец происходит только после забивания в кольцо и ( или ) потери другой командой всех игровых мячей. Если же одна из команд осуществила перехват или заполучила в результате потери один мяч, но не все задействованные в игре, то она не имеет право атаковать кольца и щиты соперника и переходить на его половину площадки. Она может жонглировать этим мячом или мячами или держать их вне площадки у запасных игроков, тренера, оставлять на полу или в специальной корзине-мешке до момента ввода в игровую композицию при начале своей композиции и атаки.

Исполнение композиции прерывается после любой остановки игрового времени. После принятия судьями решения в пользу команды, исполнявшей композицию, она может быть продолжена, в том числе и во время, отведенное для выполнения штрафных и технических бросков. И вообще время выполнения штрафных и технических бросков может быть полностью использовано командой- исполнительницей штрафа для своей новой композиции или для продолжения прерванной.

6. Судейство

Судьи. Судейство осуществляют: полевые судьи арбитры, техническая судейская бригада и артистическая судейская бригада.

Полевые судьи-арбитры - двое арбитров, назначенных федерацией или организатором соревнований по соглашению сторон и двое судей-капитанов команд (или их заместителей), находящихся в поле игры.

Один из арбитров является активным. Он выносит окончательное решение по спорным случаям. Другой арбитр - пассивный, запасной. Он находится в запасе за судейским столиком.

Из двух судей-капитанов команд (или их заместителей) также один является активным судьей, т.е. тем, кто останавливает игру и ведет отсчет игрового времени, а другой - пассивным. Установленным жестом он выражает либо согласие, либо несогласие с решением активного судьи-капитана, а также с окончательным решением активного арбитра. Но он не может отменять решение ни активного судьи-капитана, ни активного арбитра. Кроме того через него игрок противоположной команды вводит мяч в игру.

Техническая судейская бригада состоит из арбитров матча (1 и 1), судей-тренеров (1 и 1) из списка тренеров команд и судей-игроков (4 и 4), включая капитанов команд, из заявленного присутствующего состава с каждой стороны. Члены бригады ставят баллы за игру обеим командам по 60 балльной системе после истечения игрового времени. Время вынесения решения и подведения итогового результата матча не должно превышать времени, отведенного правилами для представления команд и разминки.

Артистическая судейская бригада формируется из числа постоянных членов клуба, почетных приглашенных лиц, зрителей и, как правило, включает в себя по двенадцать человек с каждой стороны (может быть также 6 и 6, 3 и 3 и т.д. - по соглашению сторон). Члены бригады ставят баллы за игру обеим командам по 60 балльной системе за то же время, которое установлено для технической судейской бригады.

Порядок принятия судейских решений. Вначале принятие решения происходит на основании соглашения пассивного судьи-капитана (его заместителя) с решением активного судьи. Ввод мяча в игру осуществляется игроком одной из команд через второго судью или его заместителя соперничающей команды.

В случае отсутствия согласия пассивного судьи окончательное решение остается за арбитром. Его решение никем не может быть оспорено и отменено. Несогласный судья-капитан (его заместитель) вправе указать секретарю на обязательно фиксируемое в протоколе техническое замечание в адрес арбитра.

После десяти таких замечаний подряд с обеих сторон активный арбитр становится пассивным. Запасной арбитр при этом становится активным. Если в его адрес делается десять замечаний, он опять меняется ролями с пассивным арбитром.

Активный арбитр может сделать техническое замечание активному судье-капитану (или обоим судьям). Активный арбитр, вышедший на замену, имеет право отменить только решения арбитра, уходящего на замену, об удалении из игры игрока и об остановке матча.

7. Результат игры

При определении результата игры и победителя учитываются:

1) очковая техническая оценка (От), которая аналогична очковому результату в баскетболе;

2) техническое игровое преимущество (Ти), которое определяется в баллах (как в фигурном катании) не только арбитрами (1 и 1), но также тренерами команд (1 и 1), игроками (4 и 4), по 60-ти балльной системе (как М-кратное средне-арифметическое, с отбрасыванием семи крайних значений: четырех высших и трех низших для каждой стороны, где М - количество используемых в атаке игровых мячей);

3) артистизм и красота игры (Арт), которые оцениваются в баллах постоянными членами клубов противоборствующих команд (12 и 12) по 60 балльной системе - как М-кратное средне-арифметическое с отбрасыванием четырнадцати крайних значений: по семь высших и низших с каждой стороны или (6 и 6 - 4/3) или (3 и 3 - 2/2).

Такая система служит заслоном от грубой, грязной, недобросовестной игры, необъективного судейства, исключает желание победить любой ценой и формирует стремление к красоте, артистизму.

Примечание. Для уличного, пляжного артбола по договоренности соперничающих команд и их клубов возможно ограничение очковой оценкой.

Технические очки начисляются команде, как и в баскетболе, соответственно заброшенным в кольцо и засчитанным мячам в игровое время и при выполнении штрафных и технических бросков.

Количество очков за мяч зависит от вида кольца, дальности и зоны броска, вида исполнения: обычного либо артистического, игрового или штрафного (см. таблицу 1.).

Таблица1

Очки за попадание мяча в кольцо

В игровое время:

Верхнее кольцо Нижнее кольцо

простой/артистический бросок

- внутри зоны 6 м 3 / 5 2 / 4

- из-за 6 м зоны 4 / 6 3 / 5

- сверхдальний бросок со 5 / 7 4 / 6

своей половины площадки

Штрафные и технические броски:

верхнее кольцо - 3, нижнее - 2 за каждое попадание.

Примечания.

Игровой бросок и мяч - бросок и мяч, заброшенный в кольцо, в игровое время.

Штрафной или технический бросок и мяч - бросок и мяч, заброшенный в кольцо, во внеигровое время (после остановки отсчета времени при назначении штрафа за нарушение правил игры игроками, тренером или другими участниками матча). Штрафные и технические броски выполняются с линии штрафного броска по два или три за нарушение, как в баскетболе, причем, первый бросок делается в верхнее кольцо, а последующие - в нижнее. После броска возможно свободное без перехвата и блокировки добивание мяча в кольцо, как после свободного паса, или розыгрыша игроками нападающей команды, пока мяч не будет забит в кольцо или потерян после касания пола и последующего перехвата, или попадания мяча в аут, или иного нарушения правил.

Артистический бросок и мяч - игровой мяч, заброшенный в кольцо свободным (артистическим) броском, т.е. таким, который игрок совершает по кольцу в одно касание после получения в воздухе свободного паса. Свободным считается: а) пас от своего партнера, который отдает мяч, также находясь в воздухе в явно выраженном прыжке (такой пас называется свободным ввиду запрета перехвата его соперником); б) отскок (отскоки) мяча от кольца и щита после свободного паса или броска партнера.

Бросок внутри 6-метровой зоны - бросок, который игрок совершает, отталкиваясь от пола или находясь на площадке внутри 6-метровой зоны, как и в баскетболе.

Бросок из-за 6-метровой зоны - бросок, совершаемый как и в баскетболе, при отталкивании или нахождении игроком на площадке за пределами 6-метровой зоны.

Сверхдальний бросок - бросок, аналогичный броску из-за 6-метровой зоны, совершаемый игроком со своей половины площадки, т.е. из-за средней разделительной линии площадки.

В игре разрешается и засчитывается только один бросок в верхнее кольцо соперника за каждую атаку (без перехвата) с касанием верхнего кольца или сетки и неограниченное количество попыток бросков любым игровым мячом в нижнее кольцо.

Правом распоряжения мячом, находящимся в воздухе после отскока от щита и после артистического (свободного) броска владеет только нападающая сторона, а после отскока от пола площадки внутри 6-метровой зоны - только защищающаяся сторона.

Во всех спорных случаях выполняются спорные броски. При этом не производится вбрасывания, как в баскетболе. Броски производятся по 2 с каждой стороны, по одному броску в каждое кольцо без добивания одними и теми же игроками, на которых указали судьи-капитаны, или при их споре - судья-арбитр. Время выполнения двух спорных бросков такое же, как и штрафных. Во время их выполнения игроком может исполняться композиция только той команды, в состав которой входит этот игрок.

Результат спорных бросков определяется только по техническому очковому результату: 3 очка за попадание в верхнее кольцо и 2 очка - за попадание в нижнее. При равенстве очков дается новая попытка тем же игрокам - до первого промаха одним из них при удачном попадании соперника. Очки, заработанные каждой командой в споре, суммируются и складываются с другими очками и входят на равных в итоговый результат.

При определении окончательного результата матча у каждой команды суммируются От, Ти и Арт. От - количество очков, набранных командой за игру с учетом всех неопротестованных попаданий в кольца. Ти - количество баллов, присужденных команде технической бригадой судей с отбрасыванием семи крайних результатов (4-х высших и 3-х низших и вычислением m-кратного среднего арифметического из оставшихся для каждой из команд, где m - количество игровых мячей в атаке). Арт - количество баллов, присужденных зрителями (24-мя = 12 + 12 или 12-ю = 6 + 6, или 6-ю = 3 + 3) с отбрасыванием по семь крайних результатов сверху и снизу, 4 и 3, 2 и 2 соответственно и вычислением m-кратного среднего арифметического из оставшихся для каждой из команд(м=2 для 2-х мячей в игре, м=1 для одного мяча, как в указанном ниже примере).

Победителем признается команда, имеющая положительную разницу результата игры, а в случае равенства, большее значение От, а затем арт.

Пример.

Допустим, От команды А = 120 очков, От команды Б = 110 очков, Ти (А) = 50 баллов, Ти (Б) = 57 баллов, Арт (А) = 45 баллов и Арт (Б) = 50 баллов.

Результат игры : победитель - команда Б, набравшая 217 очков, против 215, набранных командой А, хотя очковый технический результат был в пользу команды А = 120:110.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Техника судейства в артболе.

1. Назначение арбитров осуществляется оргкомитетом на основе соглашения сторон, а в случае отсутствия такового в назначенные сроки приоритет в решении данного вопроса отдается оргкомитету соревнований.

Отвод арбитров осуществляется в том же порядке, что и назначение.

Назначение и отвод других судей осуществляется поименно в равной мере директорами-управляющими команд-участниц, а в спорных случаях решение выносится оргкомитетом соревнований.

2. Правила вынесения решений арбитрами и оргкомитетом определяются следующей цепочкой приоритетов: законы страны и города, местных властей - организатора матча; соглашение участников игры; общие правила артбола; действующие правила баскетбола, утвержденные ФИБА и МАБА;

3. Инициативное вмешательство арбитра в ход матча обязательно:

- при угрозе безопасности жизни и здоровью зрителей, судей, тренеров, игроков, технического персонала,

- при нарушении участниками местного законодательства,

- при нарушении участниками матча соглашения, предусматривающего вмешательство арбитра.

Пассивное вмешательство арбитра в ход матча обязательно:

- после остановки отсчета игрового времени одним из судей-капитанов, когда он встретил несогласие со стороны пассивного судьи-капитана, и это несогласие в установленных жестах сохраняется в течение более 5 секунд;

- при содействии игрокам в розыгрышах мяча, спорных, штрафных мячах и иных ситуациях, предусмотренных соглашением или правилами баскетбола;

В случаях, отличных от указанных выше, активный арбитр придерживается следующих принципов:

- невмешательство в ход игры и действия судей-капитанов, их заместителей и назначенных судейских бригад;

- подчинение сигналу секретаря матча или запасного судьи на смену активного арбитра при наборе им серии 10-ти технических замечаний от судей-капитанов или их заместителей;

- безусловное принятие технических замечаний в свой адрес от судей-капитанов или их заместителей независимо от степени объективности этих оценок.

4. Техника судейства арбитром основывается на: 1) указании жестом руки на того судью-капитана, чье решение он посчитал правильным с дальнейшим отходом от активного вмешательства в игру, если не требуется его помощь при осуществлении ввода мяча в игру; 2) указании установленным баскетбольным жестом на розыгрыш спорного мяча, если он не принял решения ни одного из судей или затрудняется в предпочтении; 3) принятии того решения (с учетом соглашения, правил артбола или баскетбола), которое он считает правильным в отличие от решений судей-капитанов.

5. Кодекс судьи-капитана (его заместителя) предусматривает подчинение:

- местному законодательству;

- соглашению участников;

- решению арбитра с правом технического замечания в его адрес согласно техническим правилам судейства, но не более одного замечания в одном игровом эпизоде, выраженном в течение не более трех секунд после принятия решения арбитром;

- решению судьи-капитана команды соперника, если тот действовал в рамках правил и соглашений с правом выражения несогласия в течение не более пяти секунд, отведенных на соглашение судей-капитанов команд после момента остановки отсчета времени в соответствии с техническими правилами судейства.

Вместе с тем указанный кодекс позволяет выражать несогласие с решением судьи-капитана соперника и арбитра.

6. Жесты, используемые в процессе судейства:

- жест-остановка игрового времени и хода игры: одна рука с судейской повязкой поднята вертикально вверх и сжата в кулак, другая рука плотно сжимает поднятую руку в локтевом сгибе и также поднята вертикально вверх в плечевом суставе;

- жест-указание того действия, которое будет совершать его команда с мячами после начала отсчета игрового времени (по соглашению или правилам баскетбола);

- жест-согласие с решением судьи-капитана: плотно сложенные на уровне лица раскрытые ладони рук;

- несогласие с решением судьи-капитана: перекрещенные в середине локтей поднятые над головой руки;

- спорный момент с розыгрышем спорного мяча: упирающиеся друг в друга кулаки обеих рук на груди с горизонтальным расположением локтей;

- техническое замечание арбитру: горизонтально расположенный на уровне лица локоть руки с раскрытой ладонью и упирающиеся снизу в середину локтя этой руки пальцы прямой ладони другой руки с вертикально расположенным локтем.

Приложение 2.

Артбаскет

Артбаскет - простейшая форма баскетбола, использующая азы артбола.

Эта разновидность баскетбола посвящается Виктору Тищенко и в его лице всем тем, кто на спортивной площадке желает благородно соревноваться, творить, высоко парить и изящно забивать мяч в корзину.

Правила артбаскета в дополнение к баскетбольным правилам предельно просты и состоят всего из 4-х главных пунктов.

1. Право игрока на свободный (бесперехватный) пас. Таким правом обладает любой игрок, который отдает пас, находясь в прыжке, что легко определяется как судьей, так и игроками.

2. Право игрока на свободный (неблокируемый защитниками) бросок в кольцо. Этим правом обладает любой игрок, который находится в воздухе в прыжке и получает мяч со свободного паса партнера (см. п. 1).

3. Право нападающих игроков на свободный ( без противодействия и без перехвата) подбор-добивание мяча в корзину. Такое право предоставляется всем нападающим игрокам, находящимся в полете при отскоке мяча после свободного броска в кольцо (см. п. 2).

4. Команде, забивающей мяч в корзину после свободного броска или свободного добивания в кольцо (п.п. 2-3), начисляются дополнительные очки, исходя из расчета: на 2 очка больше, чем при обычном броске, т.е. либо 4, либо 5 - при броске из-за 6-метровой зоны.

Примечание 1. Если после свободного подбора (п.п.3) или свободного паса (п.п. 2) игрок опустился на пол с мячом, либо мяч коснулся пола (защитникам этот мяч до его касания пола перехватывать запрещено), то утрачивается право на свободный бросок и добивание в корзину. Оно приобретается лишь после выполнения 1-го главного правила, т.е. после нового свободного паса.

Примечание 2. Нарушение игроками-защитниками правил 1-3 (например, перехват или блокировка) наказывается как в баскетболе при блокировке мяча выше уровня кольца 3-мя штрафными бросками с линии штрафного броска или засчитыванием мяча и штрафным замечанием в протокол.

***

Элементы артбола и артбаскета еще 25 лет назад успешно применяли в баскетболе, демонстрируя высшее мастерство и артистизм, Алексей Попов, Виктор Тищенко, Владимир Туманов, Александр Кушель, Иван Едешко, Александр Белов, Сергей Белов, Александр Петров и многие другие выдающиеся отечественные игроки, не говоря уже о таких звездах НБА, как Уилт Чемберлен и Билл Рассел в США.

И сегодня это мастерство и артистизм можно видеть в исполнении многих высококлассных баскетболистов.

Однако для более массового развития артистического красивого баскетбола нужен стимул, побуждающий игроков действовать в таком стиле.

Таким стимулом и являются изложенные выше правила артбола и артбаскета.

Пусть благородство, красота и изящество господствуют на баскетбольной площадке!


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сироткин, В.А. Артбол: спортивное искусство с мячом для всех // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 4. - С. 33-46.