ОТБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ИХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ОТБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ИХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Т.С. Иванова , Л.П. Краснова,
Л.Ю. Иванов, А.В. Пикалова ,
кафедра тенниса и настольного тенниса

Особенности сегодняшнего состояния тенниса в нашей стране приводят к значительному сокращению детских спортивных школ, которые в прежние времена были главным поставщиком профессионально подготовленного молодняка - детей, способных претендовать в юношескую сборную команду страны.

В настоящее время в стране появилось много секций, клубов, где в абонементных группах осуществляется начальная подготовка. Многие юные теннисисты с самых первых шагов занимаются индивидуально. Снят вопрос о переполненности детских групп, нехватке мячей и инвентаря.

Однако нарушена сложившаяся система дававшая, несмотря на все ее недостатки, возможность отбирать из ребят наиболее способных, создавая для них лучшие условия тренировки. Сейчас практическое отсутствие централизованного финансирования процесс этот значительно осложняет, а во многих случаях и сводит на нет.

Поэтому особое значение приобретает смотр-конкурс сильнейших юных теннисистов - официальное мероприятие проводимое Всероссийской теннисной ассоциацией для детей 10-11 лет совместно с кафедрой тенниса РГАФК.

В этом возрасте, как показали длительные научные исследования (Г.Гем, М.Бриль,Т.Иванова), происходит становление основных психофизических характеристик, определяющих способности к теннису, вырисовываются особенности личности юных теннисистов. Стаж занятий у многих ребят к этому времени уже 3-5 лет, то есть мы имеем дело с достаточно подготовленными в технико-тактическом отношении спортсменами, обученными всем основным приемам ведения игры. Все это позволяет оценивать сегодняшний уровень подготовленности и давать в достаточной мере объективную оценку их перспективности.

Не секрет, что большинство из кажущихся способными в детском возрасте спортсменов не доходят до вершин спортивного мастерства, исчезая из большого спорта по многочисленным причинам. Поэтому задача смотра-конкурса не только выявить, используя данные науки и практики, перспективных к достижению высоких спортивных результатов мальчиков и девочек, но и наметить пути дальнейшей индивидуализации их подготовки, создать наилучшие условия для роста и требовательную систему контроля за их подготовкой.

С большим или меньшим успехом смотры-конкурсы проводятся в нашей стране много лет и в разные годы их победителями были прославленные спортсмены, и в частности , Л.Савченко и Е.Кафельников. Кстати Е. Кафельников обратил на себя внимание специалистов на смотре-конкурсе еще в 1981 году, в 7-летнем возрасте.

Так что же нужно и можно выявлять у юных теннисистов в первую очередь?

Это показатели уровней:

  • специальных способностей, которые формируются такими прогностически значимыми показателями как точность реакции на движущий объект и на время, тонкость мышечно-двигательных (кинестетических) ощущений, точность дифференцировки мышечных усилий, скорость приема и переработки информации, устойчивость внимания;
  • физических качеств, что определяет сегодняшнюю подготовленность детей, и дает возможность прогнозировать их дальнейшие перспективы. В первую очередь, это - скорость, гибкость, прыгучесть, выносливость;
  • технико-тактической подготовленности, которые также исследуются не только с позиции сегодняшнего уровня овладения теми или иными приемами, но и с точки зрения их дальнейшего совершенствования;
  • игровой деятельности теннисиста в условиях соревновательного матча, что дает возможность увидеть в экстремальных условиях спортивной борьбы проявления всех перечисленных выше компонентов.

Психологическое тестирование проводится с помощью портативной компьютерной системы, которая наряду с различными показателями реакции (простой, на движущийся объект, на "чувство" времени), кинестетических ощущений, темпа движений, дифференцировки мышечных усилий, свойств внимания, позволяет выявить особенности мотивации, притязаний, психического состояния юных теннисистов. Методика эта доступна в работе с теннисистами различного возраста, вызывает живой интерес у испытуемых, дает возможность получить срочную информацию.

В ходе исследований выявлены особенности, присущие данной категории спортсменов.

Для юных теннисистов 10-11 характерны завышенная самооценка, высокие уровни притязаний и мотивации. Дети ставят перед собой исключительно высокие задачи и полностью уверены, что смогут их достигнуть (практически все метят в "первые ракетки" мира), как правило они не представляют каким путем достигаются эти результаты, не представляют какие трудности могут встретить на пути к успеху , и как их преодолевать. Конечно, во многом это детский максимализм, но подкрепленный уже не детским трудом и взрослыми амбициями. Очень часто незапланированное поражение или просто активное противостояние неизвестного игрока приводит к нервным срывам, истерикам, а иногда и к уходу из тенниса. Перед такими теннисистами необходимо ставить реальные поэтапные задачи на пути к их достижению, знакомить с возможными трудностями и разрабатывать подходы к их преодолению. Полезно знакомиться с биографиями великих игроков и находить в них не только суммы зарабатываемых гонораров, но и причины приведшие к этому. Тренер должен очень ясно представлять мотивы, движущие учеником, и корректировать их по необходимости.

Большинство юных теннисистов эмоционально устойчивы и, хотя на корте часто происходят выбросы отрицательной энергии, видимо это связано не с особенностями психики, а с отсутствием навыков профессионального поведения и является явной недоработкой тренеров. Отдельные дети еще не готовы к реализации сил в деятельности, а находятся в стадии их накопления, поэтому перед ними еще рано ставить задачи, связанные с необходимостью обязательной победы, а обращать больше внимания на то, по средствам чего этот результат приближается, то есть на технические и тактические задачи.

Показатели точности реакции на движущийся объект, тонкости кинестезии, скорости приема и переработки информации, у лучших юных теннисистов находятся на уровне модельных требований к ведущим теннисистам. По показателю устойчивости внимания существует большой разброс данных, что ярко проявляется в особенностях игры на корте. Для игроков 10-11 лет уже характерна возможность играть в высоком темпе, но они еще плохо его дифференцируют, приспосабливают к изменяющимся условиям поединка.

Каждый ребенок по итогам тестирования получает "индивидуальную карту", где показан сегодняшний уровень полученных результатов, а если обследование повторяется, то и их динамика, выраженные в абсолютных и относительных (бальных) величинах. А также, что особенно важно для тренера, представлены практические рекомендации, позволяющие индивидуализировать процесс подготовки и осмысленно работать над развитием тех или иных показателей.

Обратимся к результатам тестирования физической подготовленности.

В этом году в качестве тестов использовались хорошо знакомые прыжки: вверх толчком двух ног с касанием максимально возможной отметки на сантиметровой ленте, в длину толчком двух ног (однократные), "челночный" бег 6 раз по 8 метров, 5- минутный бег на максимально возможное расстояние, метание набивного мяча весом в 1 кг и наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке с доставление отметки на укрепленной на ней сантиметровой ленте. А кроме того два новых для данного мероприятия теста: 10-секундный бег с высоким подниманием бедра на месте и прыжки в разных направлениях, выполняемые из центра 6-уголника через его стороны при длине стороны 60 см.

Сопоставление средних показателей физической подготовленности участников смотров-конкурсов разных лет свидетельствует о их, примерно, одинаковых уровнях.

Однако, разброс результатов тестирования среди теннисистов в этом году большой. Наряду с очень высокими результатами показаны и такие низкие, что только остается удивляться как профессионально тренирующиеся дети, много часов проводящие на корте, ставящие перед собой исключительно высокие спортивные задачи, могут находиться на таком уровне физической подготовки. Это и результат отсутствия ранних стадий отбора и планомерной систематической работы над развитием физических качеств.

Тестирование технико-тактической подготовленности в теннисе до сих пор еще не сложилось. Существуют различные варианты, которые использовались на смотрах-конкурсах в разные годы, но не один их них не получил официального признания.

В этом году использовался вариант, основанный на выполнении серий основных ударов с хода в движении с различной степенью вращения и в различных направлениях. Три серии ударов по десять в каждой, включали в себя крученные, резанные и укороченные удары с отскока, удары с лета, смеш с необходимостью попадания в определенную часть площадки. Оценивалось количество попаданий и давалось экспертная оценка соответствия модельным требованиям для данной возрастной группы (по Янчуку В.Н.).

Из шестнадцати сильнейших треть теннисистов допустило до 30% ошибок и лишь трое добилось 100% попадания. Они же и получили самые высокие экспертные оценки.

Особенности соревновательной деятельности анализировались по результатам ее записи. Был выбран наиболее доступный для тренеров вариант, ориентированный на фиксирование результата розыгрыша, выраженного в активном выигрыше или в не вынужденной ошибке тем или иным техническим приемом, обозначенным специальным значком. Причем запись эта осуществляется не последовательно, а в зависимости от счета вносится в определенную графу, соответствующую уровню напряженности матча. Такая система позволяет выявить не просто статистику использования технических приемов, но и связь их эффективности с психологической напряженностью матча.

Так для победителей турнира Г. Сафиной и А. Мацукевича явна характерна зависимость: чем выше напряженность борьбы, тем выше эффективность действий.

Среди детей, получивших высокую комплексную оценку, не только победители и призеры теннисного турнира. Есть дети, которые имея высокий ранг в тестировании не занимают призовых мест в соревнованиях из-за меньшего соревновательного опыта, более низкого биологического возраста и других причин. Такие дети остаются в поле зрения специалистов и получают их квалифицированную помощь.

Итак, смотр-конкурс предоставляет большие возможности для знакомства с теми, кого называют "надеждой российского тенниса". Именно на смотре-конкурсе осуществляется тесное сотрудничество: спортсмен - личный тренер - научный работник - тренер сборной команды. Проведение отбора на этом этапе означает прогнозирование возможного уровня результатов и совместные поиски наиболее рациональных путей их достижения. Оканчивается смотр-конкурс, но не обрываются установившиеся контакты. Повторные тестирования проводятся по совместному плану Всероссийской теннисной ассоциации и кафедры тенниса РГАФК на основных детских турнирах и по индивидуальным планам спортсменов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Отбор перспективных юных теннисистов и индивидуализация их спортивной подготовки / Иванова Т.С. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 14-18.