ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ

Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская ,
кафедра физиологии,
Институт возрастной физиологии РАО

Современные теории физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое значение придают формированию двигательной культуры (развитию двигательных качеств, формированию двигательных умений и навыков). Вместе с тем, меньше внимания уделяется приобретению школьниками знаний в области теории и методики физического воспитания, личной гигиены, психологии и физиологии двигательной деятельности. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями постулируется, но не находит своего реального воплощения в учебном процессе. По-видимому, такой подход к физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы обусловлен стратегией, ставившей на первое место подготовку подрастающего поколения к сугубо профессионально деятельности , игнорируя индивидуальные психофизиологические особенности детей и их личностные стремления.

Такой подход к физическому воспитанию детей и подростков niinianoaiaae формированию негативного отношения к занятиям физическими упражнениями, поскольку являлся, в большинстве случаев, непонятным для школьников процессом "улучшения здоровья". При этом упускались из поля зрения педагога такие показатели, как мировоззрение, интересы и планы на будущее самого ребенка.

Исследование, проведенное сотрудниками лаборатории физического воспитания Института возрастной физиологии РАО выявило негативную картину подготовленности учащихся младшего школьного возраста. Установлено, что сформированность знаний, умений и навыков находится на существенно низком уровне. В полном объеме знаниями по физической культуре, предусмотренными Комплексной программой физического воспитания для учащихся 1-4 классов, владеет не более 10 %; способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности -от 4 до 6 % ; умениями и навыками различных разделов Комплексной программы -от 25 до 46%о всех обследованных школьников. Чрезвычайно тревожно, что от класса к классу уровень подготовленности учащихся по данным разделам не увеличивается, что указывает на низкий уровень учебно-воспитательного процесса.

Чрезвычайно низок уровень сформированности мотивации младших школьников к занятиям физической культурой. В структуре мотивации преобладают мотивы, связанные с агрессивными качествами личности: доминирования, самоутверждения и отстаивания собственных интересов вопреки интересам коллектива (М.В.Малыхина, 1996,1997).

Исследование состояния здоровья младших школьников показало, что более 60 % из них относятся ко 2-й группе здоровья, и лишь небольшая часть имеет 1-ю группу здоровья (Н.В.Полянская, 1996).

Для ликвидации сложившегося негативного положения была разработана методика формирования навыков личной физической культуры учащихся младшего школьного возраста. Методология формирования навыков строится на основе : основных (базовых) потребностей; культурологических стремлений, социально значимых качествах личности младших школьников.

К основным потребностям были отнесены (A.H.Maslow, 1954): потребности в безопасности, в социальных связях, в самоуважении и в самоактуализации.

Наиболее сформированными культурологическими стремлениями младших школьников являются: познавательные (4,6 балла), телеснорегулятивные (4,4 балла), эстетические (4,3 балла), нравственные (3,3 балла) и психорегулятивные (3,2 балла).

Наиболее сформированными социально значимыми качествами личности младших школьников являются: творчество (4,2 балла), волевые качества (3,8 балла), трудолюбие (3,2 балла), коллективизм (3,0 балла) и гражданственность (2,8 балла).

Опираясь на полученные в исследовании данные (Т.А.Протченко и др., 1996,1997), а также на данные литературных источников, разработали схему дидактического процесса формирования навыков личной физической культуры у школьников младшего возраста. Схема состоит из следующих разделов: методы организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; методы обучения двигательным действиям; культурологические стремления; социально значимые качества личности; основные (базовые) потребности младших школьников.

К методам организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности относятся: самостоятельная работа учащихся; работа под руководством учителя; поисковые методы; познавательные игры; создание учебных ситуаций познавательной новизны; опора на жизненный опыт учащихся; использование элементов занимательности; убеждение в значимости учения; предъявление требований; выполнение заданий учащимися; использование методов поощрения и порицания; проведение индивидуального и фронтального опроса, проведение экзамена.

Основными дидактическими принципами разработанной методики являются: принципы сотрудничества, постановки посильных задач, систематичности учения, соблюдения этапности.

Основными методами обучения являются: метод сообщения знаний, методы рассказа, показа, опробования и многократного выполнения двигательного действия.

Для реализации культурологических стремлений используются: подвижные игры познавательной направленности; учебные ситуации с опорой на жизненный опыт учащихся; высокие нагрузки (в пределах возрастных возможностей младших школьников). Стимулируется проявление взаимопомощи, коррекности, уважительного отношения к окружающим.

Для реализации наиболее сформированных социально значимых личностных качеств используются: методы предоставления учащимся максимальной возможности варьировать выполнение заданий учителя; методы применения максимально допустимых нагрузок; методы стимулирования эстетики движений; методы поощрения соблюдения правил поведения на уроках физической культуры.

Базовые потребности младших школьников удовлетворяются при помощи: выполнения посильной индивидуальной тренировочной работы; выполнения заданий учителя в группах, сформированных по принципу индивидуальных предпочтений учащихся; поощрения любых проявлений самостоятельности, творчества, активности.

Использование разработанной методики формирования навыков личной физической культуры учащихся младшего школьного возраста показало следующее.Существенно (р < 0,01) повысилось количество детей, владеющих в полном объеме Комплексной программы физического воспитания теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Специально разработанная программа по оценке знаний младших школьников (Ю.А.Копылов, 1996) позволила выявить увеличение объема знаний учащихся от класса к классу.

Мотивация к занятиям физической культурой детей занимавшихся по разработанной методике, достоверно выше (р < 0,05) по сравнению с аналогичными показателями детей контрольных классов.

Проведенное исследование показало высокую эффективность разработанной методики формирования навыков личной физической культуры учащихся младших классов общеобразовательной школы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Головина, Л.Л. Физическая культура учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект / Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 69-71.