ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПСИХИЧЕСКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Н.Т-А.Березова /Меметова/

Популярной и актуальной темой в спортивном мире является проблема высокого физического и психического напряжения следствием которого является перетренировка или перенапряжение. Попытки исследователей последних лет измерить это состояние на начальном уровне с помощью физиологических параметров не увенчались успехом . При этом самочувствие спортсмена является основным критерием для контролирования перетренировки и ее последствий. Carlile считает, что причины этих состояний скорее нужно искать в голове, а не в теле и регистрировать такие параметры, как настроение, депрессия, агрессивность, утомление, замешательство. Morgan, Rushall отметили, что психологические параметры характеризуют состояние переутомления лучше, чем физиологические, т.к. психологические переменные более чувствительны к чрезмерным нагрузкам.

Наши исследования приводят к выводу, что динамика неадекватной или адекватной адаптивной реакции на нагрузку характерна для психофизиологических показателей и субъективных оценок. Тренировочная нагрузка внутри микроцикла распределяется волнообразно, адекватность и неадекватность реакций также будут чередоваться. Преобладание адекватных (+) реакций вызывает оптимальное психофизиологическое состояние, способствует формированию новой адаптационной базы. Неадекватная реакция на нагрузку приводит к энергодефициту, вызывает нестабильность психического состояния и действует как фактор, истощающий физическую и психическую сферу спортсмена, и требует дополнительных средств восстановления, компенсирующих возникшее состояние. Если компенсация несвоевременна, то это состояние куммулируется в центральной нервной системе, что приводит к перетренировке, перенапряжению, к травмам.

Важность психопрофилактики и психокоррекции в циклических видах спорта вообще, и в частности у бегунов на средние дистанции, следует рассматривать как управление психическим состоянием спортсмена.

Психопрофилактику рассматривают как действия, направленные на предупреждение неблагоприятных психофизиологических состояний, которые могут возникнуть в результате монотонии, при больших однообразных тренировках, психического пресыщения вследствие многократного выполнения специальных упражнений, социально-личностного пресыщения вследствие дефицита общения и т.д. Психокоррекцию обычно рассматривают с позиции общей "психологической подготовки", направленной на поддержание уровня оптимальной готовности в соревновательной деятельности, на создание психической защиты против негативного воздействия ситуаций являются спортивной борьбы.

Предсоревновательный период подготовки отличается от остальных качеством и количеством проделываемой работы. Важно и то, что он является особенным для формирования кинестетических ощущений, т. к. спортсмен впервые после долгой подготовки на местности выходит на дорожку стадиона, надевает шиповки и "вспоминает" - ощущения сцепления дорожки, соизмерять длину дистанции с пространственными параметрами стадиона во время передвижения. Кроме того, происходит сопряжение общей подготовленности со специальной, с возможностью дальнейшего развития специальных качеств, развиваемых именно на этом этапе подготовки. Это достигается не только применением ударных нагрузок специальной направленности, которые способствуют выходу на новый адаптационный уровень, но и участием в соревнованиях, которые требуют определенной мотивационной установки относительно текущего состояния подготовленности. Это важный момент, т.к. спортсмен не приобрел еще нужную уверенность, которая обычно появляется после определенной серии стартов. В случае неуспеха, такое рассогласование чревато различными негативными эмоциями и состояниями, которые могут "запоминаться" и влиять на дальнейшие выступления сезона.

Овладение спортсменом своим поведением является практически важной проблемой в спорте высших достижений. Проблема мотивации, как детерминации деятельности и проблема волевой регуляции тесно переплетаются между собой, потому что процесс овладения поведением осуществляется посредством воздействия на свои психические процессы при помощи внешних стимулов-средств. Поведение определяется ситуациями, поэтому ключ к овладению поведением лежит в овладении ситуациями путем познания и осознания сложившейся ситуации. Таким образом, спортсмен может контролировать собственную деятельность (а значит, и управлять ею) с помощью осознания и преобразования внешних стимулов, формируя установки, мотивы. Процесс постановки целей очень ответственный для спортсмена, т.к. он определяет все последующие действия и поведение с его стороны. Основной тенденцией этого процесса является повышение мастерства и рост спортивного результата. Постановка цели на предсоревновательном этапе подготовки одинакова для всех бегунов на средние дистанции - вхождение в спортивную форму посредством тренировочных занятий специфической направленности и подводящих соревнований. Эта установка является промежуточной целью, поэтому в этот период цели должны быть обязательно выполнены, что позволит спортсмену испытывать постоянное ощущение удовлетворенности и поддерживать мотивацию на нужном уровне. Необходимо помнить, что для этого периода характерна и постановка перспективных целей, охватывающих сезон, которые в большей степени зависят от "успешных" или "неуспешных" выступлений в первых тренировочных стартах. Характерным для первых стартов является установка на результат, а не на место. К концу периода у спортсмена появляется уверенность, планируется уже место в соревнованиях, т.е. установка усложняется, но всегда остается реалистичной и вполне достижимой. Целеполагание этого периода должно носить динамичный характер в том смысле, что спортсмен должен повышать требования к себе по мере прогресса своего результата. Более того, четкая, реально сформулированная цель структурирует поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях и служит основой для мотивации. Следует подчеркнуть значимость тренера в процессе постановки цели, т.к. зачастую желание тренера и переоценка возможностей своего ученика ведет к невыполнению установки и, как следствие, к фрустрации и снижению мотивации, что безусловно, отражается на всем последующем сезоне.

Известно, что в субъективных состояниях отражаются внутренние условия деятельности - спортсмен переживает ход деятельности, оценивая себя, регистрирует течение физических процессов, нарушения в концентрации и координации, свой результат относительно требований деятельности, а также влияние мешающих внешних воздействий (неадекватность предъявляемых требований). Субъективное состояние становится в этот момент объективным условием деятельности независимо от того, реально или искаженно отражаются внутренние условия.

Результаты исследований выявили важную закономерность в самооценках спортсменов. Во-первых, устойчивая самооценка соответствует адекватной адаптивной реакции организма на тренировочную нагрузку, т.е. колебания как до, так и после ТН незначительно отличаются друг от друга. Во-вторых, в соревновательной деятельности средний уровень самооценки, соответствует стабильному психическому состоянию и, как следствие, спортсменом достигается поставленная цель, причем оценка не изменяется до и после нагрузки. Чем выше самооценка, тем выше нервно-психическое напряжение, а психическое состояние оценивается как неустойчивое, в результате спортсмен не может достичь желаемого результата. Это приводит к снижению самооценок: от очень высоких к очень низким. Такое состояние соответствует неадекватным адаптивным реакциям на нагрузку, что объясняется концентрацией на неуспехе и может стать одной из предпосылок к снижению мотивации. Поэтому одной из важнейших задач психологической подготовки спортсменов является формирование адекватной самооценки, оптимизации на этой основе самоконтроля как в соревновательной, так и в тренировочной деятельности. Самооценка должна формироваться относительно: уровня подготовленности, желаемых результатов, мотивов, целей и задач деятельности.

Биологически обратная связь является процессом, посредством которого индивид получает доступ к информации, которая в свою очередь поможет ему научиться контролировать свои физиологические процессы. На основании опубликованных исследований спортивных психологов, биологическую обратную связь можно применять в спорте, особенно эффективно, в трех областях:1) при обучении спортсменов и регуляции напряжения, тревоги; 2) для снятия болевых ощущений; 3) для совершенствования мастерства и повышения результата.

Использование принципа биологической обратной связи позволяет спортсмену узнать о его внутреннем мире и происходящих психолофизиологических процессах, с целью оптимизации текущего состояния. Спортсмены, пользуясь обратной связью, учатся снижать напряжение путем самоконтроля и регуляции состояния, в следствии результат повышается, т.е. биологическая обратная связь помимо информирующей роли выполняет и стимулирующую. Биологическая обратная связь является процессом, посредством которого спортсмен получает доступ к информации, помогающей ему научиться контролировать свои физиологические процессы. Существенным является то, что спортсмены использующие информацию о своем состоянии в соизмерении с оценками приборов, имеют выраженное желание получать ее и перед стартом, услышать от доверенного человека комментарии по поводу собственного состояния (который воспринимается ближе, чем тренер в данный момент, т.к. тренер дает установку, а экспериментатор позволяет соотнести эту установку с самочувствием, переориентироваться, произвести корректировку).

Как правило, спортсмены не смотрят на прибор измерений, предпочитая доверительное общение с экспериментатором и не спрашивают количественных значений, интересуются только оценкой собственного состояния - "плохо или хорошо".

Безусловно, важной является работа экспериментатора на старте, т.к. "рецепт" он должен выдать по собственному усмотрению, на основании знания вида деятельности, условий, сложившейся ситуации, хорошо зная испытуемых. Между экспериментатором и испытуемыми устанавливается взаимосвязь с информирующей и управляющей функциями. Осознание своих индивидуальных особенностей и подбор приемов управления состоянием происходит не за один день. Необходимо подбирать приемы и доводить их до полного автоматизма. Выбор не должен быть большим, чтобы не заставлять спортсмена взвешивать альтернативы их использования.

Итак, основными направлениями психолого-педагогического воздействия на предсоревновательном этапе подготовки у высококвалифицированных бегунов на средние дистанции являются контроль за действием (со стороны спортсмена), формирование объективной самооценки, а также регуляция по принципу биологической обратной связи.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Березова (Меметова), Н.Т-А. Основные направления в использовании средств и методов психопрофилактики и коррекции неблагоприятных адаптационных психических процессов у высококвалифицированных бегунов на средние дистанции // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 99-102.