ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ПЛАВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ"

Н.Ж.Булгакова, В.З.Афанасьев,
С.Н.Морозов, Аль-Ведьян Хасан,
кафедра плавания

Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений, связанный с гигиеническо-оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды (особенно растущего организма детей и подростков ).

Вопросы профессионально-педагогической подготовки студентов в процессе изучения дисциплины " Плавание и методика преподавания " был подвернут специальному исследованию, поскольку потребность в квалифицированных специалистах массового обучения плаванию населения России до сих пор остается не удовлетворенной.

Объектом исследования явилась учебная деятельность студентов, неспециализирующихся в плавании, в процессе изучения дисциплины " Плавание и методика преподавания "

Предметом изучения являлась динамика формирования профессионально-педагогических навыков в процессе академических занятий и педагогической практики.

Основным методом исследования был констатирующий естественный эксперимент. В ходе эксперимента были применены следующие методики: педагогические наблюдения, экспертная оценка, анкетирование, интервью, опрос.

Эксперимент проводился в течение двух учебных лет (1994-95 и 1995-1996) в процессе учебных занятий и педагогической практики по плаванию студентов второго курса РГАФК по утвержденным программам и единому графику изучения учебного материала.

Результаты исследования. Анализ уровня плавательной подготовленности студентов, приступившим к учебным занятиям, свидетельствует о том, что все они умеют плавать(табл. 1). В то же время данные, полученные в результате тестирования, показывают снижение уровня тренированности студентов по отношению ко дню вступительных экзаменов абитуриентов, зафиксированный по времени проплывания 100 метровой дистанции. Лишь 27,6% мужчин и 15,9% женщин проплыли дистанцию на уровне оценки "отлично". Как показали экспертные заключения, такие результаты были в большей степени свойственны студентам, владеющим всеми или тремя способами спортивного плавания. Они были и лучше подготовлены к овладению элементов прикладного плавания, в частности, умению нырять в длину и транспортировать сокурсника.

Анализ экспертных оценок владения техникой спортивных способов плавания подтверждает мнения специалистов о том, что сформированный навык плавания в процессе систематических занятий в ДЮСШ, общеобразовательных школах, абонементных группах достаточно устойчив и в последующие годы (Дж. Каунсилмен, 1971).

Таблица 1

Исходная плавательная подготовленность, приступающих к изучению дисциплины "Плавание и методика преподавания" (количество студентов).

Виды тестирования

Пол

Кол-во
студентов

Оценка

отлично

хорошо

удовл.

неудовл

Время плавания 100м

м

98

27

15

23

33

ж

113

14

8

34

57

Владение всеми спорт. способами

м

98

4

8

6

80

ж

113

5

3

7

98

Владение 3 спорт. способами

м

98

3

2

4

89

ж

113

2

-

3

108

Владение 2 спорт. способами

м

98

-

4

24

70

ж

113

1

6

37

69

Владение 1 спорт. способом

м

98

-

10

19

69

ж

113

-

8

40

69

Владение самобытным способом

м

98

-

-

14

84

ж

113

-

-

9

104

Умение плавать на боку

м

98

-

-

6

92

ж

113

-

-

8

105

Умение нырять в длину

м

98

20

4

-

74

ж

113

11

3

-

99

Умение транспортировать

м

98

-

-

6

92

ж

113

-

-

3

110

Таким образом, данные, характеризующие студентов второго курса, приступающих к изучению дисциплины "Плавание и методика преподавания" свидетельствует о том, что сложность вступительных нормативов обеспечивает достаточный уровень и относительную однородность подготовленности студентов, что позволяет в учебном процессе в большем объеме использовать программный материал, направленный на методическую подготовку студентов, формирование у них профессионально-педагогических умений.

Усвоение теории плавания, ее основных понятий и приобретение практического опыта обучения плаванию происходит в процессе совместного развития связанных между собой познавательной и предметно-практической сторон деятельности будущих специалистов по физической культуре.

Полученные данные позволяют утверждать, что в процессе учебных занятий, особенно учебной и педагогической практики, студенты осознают объективную сферу приложимости теоретического знания, осуществляют рефлексию над собственными знаниями (осмысление, обоснование своего знания). Кроме того, студенты в процессе решение педагогических задач накапливают, анализируют и обобщают факты реальной действительности по обучению плаванию, что требует теоретического осмысления. В целях стимулирования аналитико-синтетической мыслительной деятельности студентов в процессе занятий обращалось внимание на полноту используемых средств, методическое обоснование их расположения в уроке, прогнозирование возможных ошибок в процессе выполнения упражнений и их коррекции, выявление положительных и отрицательных сторон выполнения практических заданий, обоснование результатов выполнения поставленной педагогической задачи.

В процессе изучения дисциплины студентки в большей мере проявили знания теоретических основ плавания. Их средний балл как на учебных занятиях, так и на теоретическом зачете был выше. Соответственно 3,8 и 4,8. У юношей соответственно - 3,0 и 3,8.

Анализ оценок экспертов и самооценки студентов показывает, что основная масса студентов - 68% осознала профессиональную значимость теоретических знаний по дисциплине, отметила, что они помогли избежать ошибок в практической деятельности и выбирать эффективные средства и методы при решении задач обучения плаванию. Таким образом, в реализуемых в настоящее время формах организации учебного процесса по дисциплине "Плавание и методика преподавания" теоретические знания приобретают для студентов практический смысл, так как сама практическая деятельность ставит их перед необходимостью искать ответы на постоянно возникающие вопросы о задачах, содержании, эффективных средствах и методах обучения плаванию. Формируется "сознательность знаний".

Одним из важнейших показателей результативности подготовки специалиста в вузах физической культуры служит умение выпускников обеспечить безопасность занимающихся и оказать доврачебную помощь при несчастных случаях.

Анализ учебного процесса показал, что в отведенный учебной программой объем часов на практические занятия студенты осваивают все спортивные способы плавания и на фоне повышения плавательной подготовленности способны выполнить действия по оказанию помощи на воде - транспортировать "тонущего" и уставшего пловца, нырять в длину и глубину, освобождаться от захватов потерпевшего и, наконец, выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. На итоговых контрольных испытаниях 68,4% мужчин и 65,5% женщин на дистанции 100 м показали результаты на уровне "хорошо" и "отлично". В то время, как в начале обучения освоили эти нормативы соответственно 42,8% и 19,5%. Существенное увеличение количества студентов (P<0,001), достаточно уверенно проплывших контрольную дистанцию, определяется не только повышением физических кондиций. На наш взгляд, значительное влияние оказало решение в учебном процессе образовательных задач, направленных на обучение и совершенствование техники спортивных способов плавания.

Разносторонняя плавательная подготовленность студентов позволила приступить к решению задач по формированию у студентов прикладных навыков, в большей степени обеспечивающих уверенность студентов при самостоятельном проведении занятий по массовому обучению плаванию. По завершении обучения 62,6% оценок, полученных студентами за выполнение заданий по прикладному плаванию, составили "хорошо" и "отлично".

Одним из показателей, характеризующих эффективность совместной деятельности преподавателей вуза и студентов, является успешность адаптации студентов к самостоятельному решению типовых задач в условиях учебной и педагогической практики. Результаты выраженности у студентов предметно-практических умений в процессе изучения дисциплины представлены в таблице 2.

Эффективность совместного анализа деятельности студентов на учебной и педагогической практике проявилась в формировании умений комбинировать средства, методы, приемы обучения и организации группы.

Анкетирование студентов показало, что основная масса студентов - 85,0% осознала профессиональную значимость своей учебной деятельности в период изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания", положительно оценивают опыт в поиске средств и приемов работы при обучении детей плаванию.

Результаты специального опроса показывают, что большая часть студентов характеризуется адекватной оценкой своего уровня подготовленности к практической деятельности. Студенты чувствуют себя недостаточно подготовленными по основным разделам учебной программы и , как следствие, отмечена их низкая удовлетворенность в планировании и корригировании собственной деятельности и деятельности занимающихся.

Реализуя свои знания и умения на педагогической практике, в непосредственном общении с детьми, студенты более уверенно чувствуют себя в организационном компоненте педагогической деятельности, проведении общеразвивающих упражнений, подведении итогов и анализе занятий. Больше трудностей они испытывают при подготовке и проведении занятий с детьми непосредственно в воде, при отборе упражнений для решения задачи занятия, при выборе методических указаний, направленных на коррекцию ошибок в технике плавания.

Таблица 2

Изменение уровня сформированности предметно-практических умений у студентов в процессе изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания" (оценка экспертов в баллах).

Предметно-практические умения

Учебная практика в зале

Учебная практика в воде

Педагогическая практика

Х

m

s

X

m

s

X

m

s

1.Правильно показать технику, имитация техн.

3,22

0,09

0,72

3,57

0,08

0,75

3,92

0,08

0,76

2.Приёмы обучения технике спортивного плавания, предвидеть затруднения.

3,17

0,09

0,80

3,40

0,08

0,60

3,40

0,08

0,71

3.Комбинирование средств, методов приёмов и организации группы.

3,21

0,09

0,72

3,58

0,08

0,16

3,67

0,09

0,82

4.Приёмы оказания помощи ученику во время разучивания спортивной техники

3,19

0,09

0,77

3,35

0,08

0,64

3,38

0,08

0,73

5.Кратко объяснить упражнения.

3,17

0,09

0,74

3,53

0,09

0,82

3,61

0,08

0,85

Изучение деятельности студентов в учебном процессе, оценка их подготовленности показали, что они вполне удовлетворительно владеют знаниями и умениями, необходимыми для реализации задач массового обучения плаванию.

Литература

1. Афанасьев В.З., Булгакова Н.Ж. Поурочный план курса специализации (раздел "Обучение плаванию"). - М.: ГЦОЛИФК, 1983.- 24 с.

2. Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекция. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 37 с.

3. Тер-Ованесян И.А., Тер-Оованесян А.А. Обучение в спорте. - М.: Советский спорт, 1992.- 193 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Характеристика уровня профессиональной подготовленности студентов в процессе изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания" / Булгакова Н.Ж. [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 103-107.