ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Н.В. Киршева,
кафедра педагогики

В настоящее время в подготовке тренеров и спортсменов высшей квалификации все большее внимание уделяется поиску и разработке современных методов психологической подготовки и психокоррекции.

Российская психология и психотерапия переживает сейчас сложный и вместе с тем, удивительный период становления - формируется пространство психотерапевтических знаний, возникает синтез новых психотерапевтических техник (в основном - пришедших к нам из-за рубежа) и российских психотерапевтических и культурных традиций.

Были проведены две Всероссийские учебно-практические конференции по "Современным направлениям психотерапии" (июнь 1996,май 1997г.), которые объединили практически все современные психотерапевтические направления.

Достаточно широко было представлено на конференциях направление - психотерапия кризисных и экстремальных состояний, где был отражен и опыт (пока, к сожалению, единичный) психотерапевтической работы со спортсменами.

Анализ представленного опыта и опыт практической деятельности автора позволяет судить об эффективности и применения психотерапевтических методов и технологий в подготовке тренеров и спортсменов высшей квалификации. К ним относятся: психодрама, гештальттерапия, телесноориетированная и танце-двигательная терапия, технологии нейролингвистического программирования (NLP), психоанализ, групповая психотерапия, социально-психологический тренинг и др.

Уже существуют исследования эффективности ряда психотерапевтических методов и технологий в подготовке спортсменов (Елин А.Е., 1996). По результатам проведенного А.Е.Елиным исследования эффективности использования NLP-технологий в подготовке спортсмена-профессионала (на модели деятельности спортсмена-стрелка) отмечался ряд позитивных изменений по параметрам - социальной адаптированности, мотивационно-ценностной структуры личности, психического и психофизиологического состояния, а также смещение мобилизационных показателей в желаемую для эффективной соревновательной деятельности спортсмена сторону. Исследование доказывает профессиональную эффективность и целесообразность взаимовыгодного сотрудничества спортивных команд и специалистов по психотерапии.

Нами разработана и внедрена авторская методика проведения социально-психологического тренинга для тренеров сборных команд (программа спецкурса "Коммуникативная компетентность тренера" внедрена в учебный процесс Высшей школы тренеров РГАФК). Программа позволяет корректировать индивидуальный стиль руководства тренера, формировать умения и навыки эффективной коммуникации, усваивать методы и техники эффективного воздействия на спортсменов высшей квалификации. В ходе тренинга используются NLP-технологии, элементы социодрамы и психодрамы, телесно-ориентированные техники, ментальный и аутотренинг. Это позволяет тренерам овладеть широким спектром методов и приемов воздействия на спортсменов, повысить коммуникативную компетентность и социальную чувствительность.

Программа адаптируется для работы с группами спортсменов и спортивными командами, сопровождается психодиагностикой и индивидуальным психотерапевтическим консультированием.

Позитивные результаты, полученные автором, позволяют рекомендовать использование современных методов индивидуальной и групповой психотерапии в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации (на всех этапах подготовки спортсмена).

Как показывают исследования автора, что прогноз эффективности психотерапии (особенно при работе со спортсменами, имеющими посттравматические стрессовые расстройства - неудачные выступления в соревнованиях, травмы, перегрузки, конфликты и т.п.) непосредственно зависит от направленности локуса контроля:

- при внешней направленности локуса контроля (например, в игровых видах спорта) индивидуальная психотерапия дает худшие результаты, чем групповая;

- при внутренней направленности локуса контроля (сложно-координационные виды спорта, циклические виды спорта и др.) психотерапия, как индивидуальная, так и групповая, значительно более эффективна.

Групповая психотерапия имеет меньше шансов, в отличие от индивидуальной, развить для спортсмена зависимость от психотерапевта, предполагает более гибкие рамки коррекции. Она часто является единственным средством коррекции в кризисных ситуациях при недружелюбном, негативном настрое спортсмена ко всем авторитетам, либо при гиперстенической раздражительности, вспыльчивости, агрессивности или амбивалентности. В психотерапевтической группе конфронтация одного спортсмена может быть быстро и успешно сбалансирована путем поддержки другими членами группы. Поэтому на этапе восстановления после соревнований (особенно, если выступление команды - неудачно) более приемлема - групповая психотерапия (психодрама, социально-психологический тренинг и др.).

Таким образом, хочется подчеркнуть, что в использовании методов и технологии современной, новой психотерапии видится большой потенциал для развития психологии спорта, для практической деятельности психологов спорта и тренеров, выводящих спортсменов к вершинам спортивных достижений.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Киршева, Н.В. Использование современных методов психологической коррекции в подготовке тренеров и спортсменов высшей квалификации // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 2. - С. 114-115.