ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ: "ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ" И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В.М.Корнилов

Человек - самый таинственный и сбивающий с толку
исследователей объект науки. И следует признать, что в
своих изображениях универсума наука действительно еще
не нашла ему места.

Тейяр де Шарден.

Прежде чем обратиться к предмету статьи, обозначенному в заглавии после двоеточия необходимо уточнить понятие "процесс обучения". В данном случае мы будем рассматривать его как взаимодействие деятельности обучающих и деятельности обучаемых и отношений, возникающих между субъектами этих деятельностей на пути достижения целей обучения.

Важно также отметить тот резкий переход, который произошел в российском образовании от достаточно понятной и единообразной системы обучения к принципиально иным подходам, когда обучение погружено в мультикультурный,а не в монокультурный контекст, когда приоритетными считаются разнообразие, творчество и внимание к личности учащегося.

Именно в силу данного обстоятельства необходимо обратиться к фундаментальным вопросам, ответы на которые и определяют реальные процессы обучения.

Рассмотрим эти вопросы.

Каковы цели обучения?

В период социальных реформ цели обучения, естественно, не могут оставаться прежними.

Цели обучения это во многом конкретизация потребностей общества в специалистах определенного профиля. Что касается подготовки физкультурных кадров, то в ряде случаев можно отметить гибкое изменение этих целей в соответствии с ситуацией, складывающейся на рынке физкультурных услуг. Ведется подготовка таких специалистов как спортивные менеджеры, режиссеры массовых физкультурных выступлений, реабилитологи и др. Однако, на сегодняшний день трудно говорить о хорошо проработанной системе целей, а негативные результаты обучения - в первую очередь - следствие неверно поставленных целей. По-видимому, в ближайшее время вновь возродится интерес к дискуссиям по поводу подготовки специалистов широкого и узкого профиля, т.к. в современной высшей школе наряду с тенденцией к специализации наблюдается и тенденция к универсализации образования.

Чему учить?

Данный вопрос - о содержании, которое должно отвечать системе целей обучения и раскрываться через последовательное решение комплекса определенных учебных задач. Перелом в области содержания обучения налицо. Вводятся все новые и новые учебные дисциплины и курсы, как обязательные, так дополнительные и факультативные. Все же, на этом пути есть существенное ограничение - все полученное наукой и практикой ( как бы ценно оно ни было ) не может быть прямо перенесено в учебный процесс, а нуждается в предварительной, специальной дидактической обработке. Иначе возможности восприятия и усвоения учебного материала игнорируются, следовательно, эффективность обучения нельзя гарантировать.

Кто учит?

Нынешняя ситуация предъявляет новые требования к кадрам преподавателей физкультурных вузов. Прежде всего, это высокие моральные качества и профессиональная ответственность за свою работу, хорошая ориентация в системе целей обучения и владение надежными способами их достижения, а также способность быстро адаптироваться к изменениям в сфере физкультурного образования, которые происходят и на региональном, и на глобальном уровне.

Учитывая указанный контекст, невозможно не обратить внимания на достаточно парадоксальный факт - преподавателей физкультурных вузов нигде специально и целенаправленно не готовят.

Кто учится?

Проблемы отбора абитуриентов, наряду с изучением деятельности и личности студентов приобретают все большую актуальность. Каковы интересы, стремления, ценностные ориентации и другие социально и профессионально значимые качества современных студентов? Ответ не лежит на поверхности, здесь требуются серьезные исследования. Многие студенты в настоящее время для поддержания своего финансового положения вынуждены работать во время учебы в сферах никак не связанных с физической культурой. Таким образом, обучение в вузе совсем не является для них "ведущим видом деятельности", хотя по инерции так принято и удобно считать,

Неудивительно, что после окончания вуза студенты не работают по специальности, указанной в дипломе. Предстоит разработка комплекса мер по преодолению данного положения.

Как учить?

Обилие современных методов обучения предполагает их широкое применение. Традиционное, программированное, проблемное обучение, игровые виды обучения, дистанционное обучение с помощью компьютерной сети "Интернет" и другие методы - все должно быть включено в процесс подготовки в физкультурных вузах. Причем акцент делается сегодня на активных методах и творчестве студентов (1).

Как учиться?

Наличие разнообразных по содержанию курсов, о которых говорилось выше ведет к многообразию возможных вариантов освоения содержания и траекторий по которым студент может двигаться в учебном процессе. "Как учиться?" - сегодня это вопрос о выборе каждым студентом оптимальной стратегии движения к наиболее полной самореализации и социализации (2 ).

Каковы основания?

Современная ситуация в высшем образовании характеризуется функционированием большого количества образовательных концепций и теорий обучения. Поэтому обучение в вузе должно постоянным выяснением того, какие теоретические и методологические основания являются наиболее работающими.

Помимо перечисленных в статье вопросов существуют и иные - например, касающиеся условий обучения, финансирования и прочие, которые уже рассматривались (З).

На наш взгляд, данные вопросы позволяют систематизировать проблемы и процессы разворачивающиеся сейчас в сфере высшего физкультурного образования., что позволит корректировать обучение и добиваться более высокого уровня подготовки специалистов.

Литература

1. Кларин М.И. Инновации в мировой педагогике. Рига; 1995

2. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов М.;1995

3. Корнилов В.М. Организация обучения: вопросы требующие ответов (Деловой визит № 4, 1995).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Корнилов, В.М. Обучение в физкультурных вузах: "вечные вопросы" и современные тенденции // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 116-118.