ОТ ФПК К ИПК - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ОТ ФПК К ИПК - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Н.И.Николаева,
ИПК

Через факультеты повышения квалификации проходят все педагогические кадры и не один раз за время своей педагогической деятельности. В основе концепции системы повышения квалификации лежит идея поступательного роста специалиста как личности и как профессионала - этот процесс осуществляется на всем протяжении практической деятельности .

ФПКП существуют в высшей школе с 1949 г.(первый образовался при МГУ).Тогда они предназначались только для преподавателей общественных наук. В 1966 г. при ведущих институтах начали создаваться факультеты повышения квалификации преподавателей общеобразовательных и специальных кафедр. Все это было вызвано резким возрастанием в конце 40-х годов количества университетов и институтов, связанным с тем, что надо было удовлетворить потребность народного хозяйства в специалистах.

Впервые в ГЦОЛИФКе факультет усовершенствования тренерских и преподавательских кадров (ФУС) был открыт в 1967 году. За 30 лет своего существования на факультете обучались тысячи слушателей - тренеры, преподаватели физической культуры вузов, техникумов, школ; преподаватели ИФК и ТФК; председатели спорткомитетов разного уровня, а так же иностранные специалисты.

До 1991 года ежегодный прием слушателей и учеба на факультете повышения квалификации проводилась по плану, утверждаемому Спорткомитетом СССР.

В 1991/1992 учебном году ФПК перешел на сокращенный период обучения - 14 дней (80-100 учебных часов), в связи с экономическими трудностями и по приказу Спорткомитета. В этом же учебном году был пересмотрен учебный план для каждой категории слушателей. Введены новые дисциплины, такие как: "Психолого-педагогические основы делового общения", "Культура речи" и др. Усовершенствованы программы ранее введенных в учебный план дисциплин: "Менеджмент и маркетинг в ФК и С", "Теория и методика подготовки квалифицированных спортсменов", "Медико-биологические основы вида спорта", "Диагностика спортивных способностей" и др. Для преподавателей ИФК разрешено обучение по индивидуальным планам повышения квалификации. Разрешен выбор дисциплины или спецкурса по желанию слушателя. Обучение стало носить более демократичный характер.

С 1991 года количество слушателей постепенно сокращается с 411 человек в 1990/1991 учебном году до 177 человек в 1996/1997 уч. год, соответственно уменьшается количество слушателей, обучающихся за счет госбюджета: в 1992/1993 учебном году - 65% от общего числа слушателей, в1996/1997 учебном году около 11%(см. Таблицы 1,2). Существующая практика планирования количества слушателей вышестоящими организациями в настоящее время уступила место самостоятельному решению вопроса повышения квалификации руководителями образовательных учреждений, подразделений, самими специалистами. Многое зависит от специалиста, от его желания или не желания повышать свою квалификацию.

Таблица 1

Количество слушателей ФПК РГАФК (ГЦОЛИФК) по учебным годам.

Категория слушат.

1988/
1989

1989/
1990

1990/
1991

1991/
1992

1992/
1993

1993/
1994

1994/
1995

1995/
1996

1996/
1997

Препод.

         

53***

     

ИФК

281

360

262

88

111

80

45

26

13

ТФК

43

43

43

41

22

8

10

3

6

Тренеры

292
209*

191

86

35

42

21
82**

174

390

109

Орг.работники

0

0

0

75

71

17

0

1

0

преп.

50

48

51

16

43

51

25

19

8

РГАФК

10,6%

10,2%

10,8%

3,4%

9,2%

10,9%

5,4%

4,1%

1,7%

Всего

893

642

411

255

375

344

260

442

177

Платное обучение

0
0,0%

0
0,0%

0
0,0%

0
0,0%

171
35,0%

167
48,5%

205
78,8%

415
93,9%

158
89,0%

Стажировка

0

0

0

10

5

22

3

2

1

* ) обучались сверх плана

** ) оплата за счет бюджет

*** ) преподаватели общеобразовательных школ

Таблица 2

Анализ статистических отчетов, справок по работе факультета повышения квалификации всех категорий слушателей за 30 лет существования факультета.

Категории слушателей

1967-1970

1971-1975

1976-1980

1981-1985

1986-1990

1991- 1997

тренеры

1436

1717

1814

1829
(+901)

2442

853

преподаватели ИФК

0

1186
(+179)*

1303
(+88)

1458
(+189)

1563

520

преподаватели ТФК

0

422

370

232

313

113

Орг. Работники

315

1382

1132

0

0

164

* ) в скобках указано количество слушателей, обучавшихся на ФПК сверх плана Спорткомитета СССР

Из Таблицы №2 видно, что за период с 1990 по 1997 г.г. количество слушателей на факультете повышения квалификации снизилось в 3 раза по всем категориям слушателей, что, в первую очередь, связано с отсутствием бюджетных ассигнований на повышение квалификации специалистов, а, во- вторых, с распадом Советского Союза и естественным снижением количества потенциальных слушателей из союзных республик.

Проект Федерального закона "О дополнительном профессиональном образовании" вносит ясность в определении понятий, касающихся повышения квалификации, учреждений дополнительного профессионального образования, образовательных программ и т.д. Учреждениям дополнительного профессионального образования, к которым относится и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров РГАФК, дана самостоятельность в разработке и реализации дополнительных образовательных программ. Это позволило, в свою очередь, оживить учебный процесс, внести элемент творчества в написание программ. Появились новые проблемные курсы, спецкурсы такие, как: "Электростимуляционная тренировка", "Интегративная антропология", "Основы валеологии", "Теория физической подготовки на основе компьютерного моделирования", "Медико-биологические аспекты женского спорта" и др. В 1993/1994 учебном году желающие преподаватели РГАФК повысили свою квалификацию по новым специальным программам : "Компьютерное обучение", "Основы безопасности жизнедеятельности".

В последнее время обучение на ФПК стало носить более индивидуальный характер, учитывающий потребности и персональные характеристики слушателей, что обусловлено малочисленностью учебных групп, и, в свою очередь, имеет как достоинства, так и недостатки. Небольшая численность учебных групп не позволяет использовать активные методы обучения, например, такие как: деловые игры, круглые столы и т.д. В начале 90-х годов на многих кафедрах (по просьбе руководства ФПК) проводилось входное и выходное тестирование слушателей. Были разработаны анкеты для проведения социологического опроса специалистов, прибывших для повышения квалификации, где предусматривались не только демографические вопросы, но и вопросы о качестве обучения на курсах, пожелания слушателей, недостатки в организации обучения и т.д. Была апробирована система оценки преподавателей, читающих курс повышения квалификации. Слушатели по окончании обучения оценивали преподавателей в 10-бальной системе. Эта информация доводилась до сведения преподавателей, заведующих кафедрами, что позволяло привлекать к работе со слушателями наиболее профессиональных и опытных преподавателей.

Другой формой повышения квалификации на ФПК является стажировка. Обучение стажеров проводится по индивидуальным программам (не менее 100 часов), составленным совместно со стажирующей кафедрой, причем при составлении программы учитываются интересы командирующей кафедры, стажера и принимающей кафедры. Анализ отчетов ФПК РГАФК за последние годы показал снижение количества стажеров, прибывающих на обучение с 10 человек в 1992 году до 1человека - в 1996 году(см.табл.1). Из отчетов кафедр по повышению квалификации преподавателей видно, что в РГАФК эта форма повышения квалификации мало используется: с 1985 года по 1990 год 8,6% преподавательского состава этих кафедр использовали стажировку для повышения своей квалификации. Нужно отметить, что большая часть слушателей повышавших квалификацию посредством стажировки - это преподаватели кафедр русского и иностранного языка. Основная форма повышения квалификации в системе непрерывного образования, используемая в РГАФК - это ФПК. Около 50% всего преподавательского состава повысила свою квалификацию таким образом с1985 по 1990 год. В последнее время эти цифры гораздо меньше - примерно 4% всего преподавательского состава РГАФК повышали свою квалификацию в 1995-1996 учебном году и 1.7% - в 1996-1997 учебном году (см. Таблицу 1,2), что можно объяснить, главным образом, отсутствием финансирования, ослаблением государственной политики в области образования, снижением мотивации у преподавателей.

Вновь принятый закон РФ "Об образовании", другие нормативные документы, регламентирующие деятельность всей системы дополнительного образования, открывают огромные перспективы перед учреждениями дополнительного профессионального образования.

Созданный в 1996 году Институт повышения квалификации и переподготовки кадров - первый отраслевой институт в сфере физической культуры и спорта. Возможность использовать в своей работе многолетний опыт своего предшественника - факультета повышения квалификации, использование высококвалифицированного научно-педагогического потенциала РГАФК, переход на хозрасчетные отношения позволяет разрабатывать новые образовательные программы: для тренеров Олимпийских сборных команд страны, для тренеров по новым видам спорта и специальностям, не входящим в учебный план РГАФК и др.

Для чтения лекций, семинарских занятий, дискуссий, деловой игры приглашаются ведущие специалисты в области теории и методики, практики, медико-биологических проблем, проблем питания и фармакологии, психолого-педагогических проблем большого спорта и др.

Разрабатываются программы обучения специалистов-практиков, не имеющих высшего физкультурного образования, обучение рассчитано на срок до 2,5 лет. Также социальные программы переподготовки лиц, не имеющих физкультурного образования, желающих работать в сфере физической культуры и спорта.

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров имеет свою концепцию развития дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, которая будет вестись в двух направлениях: 1) повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта; 2) переподготовка кадров по ФК и С.

Разрабатывается инструментарий для проведения регулярных социологических исследований, направленных на получение информации для управления механизмом повышения квалификации научно-педагогических кадров как на внутривузовском, так и на межвузовском уровне.

Представляется несомненной необходимость введения в структуру ИПК кафедр педагогики и психологии высшей школы. Представляется перспективным и создание кафедры методики преподавания дисциплин общепедагогического и медико-биологического циклов, которые аккумулировали бы положительный опыт ведущих педагогов, всех указанных направлений, контролировали подготовку и издание учебно-методической литературы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Николаева, Н.И. От ФПК к ИПК - совершенствование системы повышения квалификации // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2. - С. 119-123.