Искусство и спорт

Искусство и спорт *

Пьер де Кубертен

На спорт следует смотреть как на источник искусства и как на удобный повод для занятия им. Он находится у основания искусства в той мере, в какой его продуктом являются живые скульптуры, изображающие спортсменов. Он является источником красоты благодаря сооружениям, зрелищам и празднествам, созданным и организованным в его честь.

Спортсмены и артисты

Античное искусство необычайно часто искало вдохновение в спорте, давая нам правдивые, великолепные образы атлетов. Однако они всегда были представлены в момент отдыха, без движения. Искусство этого времени упорно отказывалось показать спортсмена в момент наибольшего усилия и даже удивительно, насколько оно было последовательно в этой позиции.

Чем это можно объяснить?

Физическое усилие, вызывающее сокращение мышц лица, обычно искажает его черты. Достаточным примером могут служить моментальные фотографии. Однако кроме некоторых исключений такого рода искаженность обычно не является деликатно замалчиваемым недостатком красоты. Она полна жизни и скрытой силы. И если раньше художник считал, что эта искаженность уродует тело, чистые линии которого он старался моделировать, то его позднейший коллега вообще не чувствовал себя обязанным обращать на нее внимание. И наверняка подобные щепетильности не нашли бы места в нашей эпохе, которая с испугом и весьма комично бежит от "классики". Причину этого равнодушия, в котором взаимно обвиняют друг друга спортсмен и артист, следует искать в отсутствии осознанного контакта между материалом и творцом, а также в предубеждениях, возникающих из боязни правильного отбора тем произведений.

К недоверию той линии, которая сегодня так часто затрудняет взлет мастерам кисти и резца, следует добавить еще склонность к выражению колебаний, неуловимых иллюзий, равно как необычных и путаных впечатлений. А между тем спортсмен необычайно конкретен. Каждое из его движений отличается выразительностью, в которой кисть или резец, ищущие собственные дороги, безуспешно будут стараться найти признаки сомнения.

Но с одной стороны, события сегодняшнего дня придают реальным фактам черты, которых у них не было, а с другой стороны, тело человека таит в себе столько красоты, что художник, задумывающийся о нем, должен покориться его красоте.

И все это в конце концов приводит к проблеме взаимной встречи спортсмена и художника. Только где встретиться?

Для этого не подходят ни фехтовальные, ни боксерские, ни тем более гимнастические залы, главным образом из-за необходимости одевать соответствующий наряд. Но теперь. когда появились стадионы, встреча атлетов и художников не составляет трудности. Правда, вскоре они расходятся. Однако все равно желательно приглашать художников на стадионы, оказывать им необходимую помощь и заинтересовать. Почему спортивные соревнования не могли бы сопровождаться выставками художественных работ на спортивную тематику, моделями которых могли бы быть спортсмены, наблюдаемые во время тренировок?

Спортивные сооружения и площадки

Американцы первые в современном мире убедились в том, что места, предназначенные для физических упражнений, могут без вреда для технических требований быть и весьма красивыми. Однако они не имели здесь полного успеха. Архитекторы, привыкшие проектировать вокзалы, почты и казино, с трудом освобождаются от влияния особенностей, характерных для этого рода строений. Они предпочитают громоздить возможно большее количество спортивных дисциплин перед возможно наибольшим количеством публики, имея в виду зрелищную сторону спорта А ведь греческие гимнастические залы или римские термы никогда не стремились подменить стадионы или цирки. То, что нам сегодня нужно, это проекты клубов - для любителей конного спорта, для плавания, гимнастики... - наполовину крытых, наполовину расположенных на свободном пространстве с возможностями для занятий здесь и другими видами спорта, если клуб захочет в будущем расширить область своей деятельности. Речь идет о спортивном городке - каменном или деревянном... на плоской территории или разнообразной территории: о проектах практичных, разнообразных и вместе с тем оригинальных и художественных. Наконец, речь идет о спортивных парках с различным необходимым инвентарем, открытыми для всех и предназначенными для всего общества. Вместе с тем это не должно служить архитекторам препятствием в проектирования "современных Олимпий"1 и в увлечении этими проектами каких-либо богатых городов, либо богатых миллиардеров.

Художественное оформление

Эта проблема чрезвычайно широкая. Она в деталях обсуждалась уже раньше2. Здесь мы отметим лишь ее наиболее важные аспекты. В спорте существует много декораторских реквизитов. Это прежде всего флаги, вымпелы, штандарты, гирлянды, шарфы, призы... но сколько же есть способов их соединения и насколько разнообразны эффекты их использования. Неправильно было бы тут усматривать влияние финансовых проблем. Независимо от выделяемых сумм, если мы не знаем этих правил, эстетический эффект наших художественных усилий не даст должного эффекта.

В самом общем виде основной ошибкой, ранящей глаз, является неправильность пропорций. Прежде всего следует придерживаться пропорций и меры: их использование есть дело настолько тонкое, что его очень просто вообще погубить. Поддержание этого очень зыбкого равновесия основывается на правильном подборе соответствующих линий в получении нужных цветовых контрастов, взаимных отношений соответствующих плоскостей. Даже мелочь может испортить или даже уничтожить их гармонию.

Существуют некоторые основные правила в этом отношении. Например, декоративность здания никогда не должна подчеркивать его образ, но должна быть соразмерна его восприятию. Способ возведения и драпировки трибуны, формы, которые ей следует придать, подход к ней ... каждая мелочь имеет свое значение и должна рассматриваться на фоне остальных. И только таким способом, а не благодаря богатству и пышности используемых средств, мы можем достичь действительно гармоничного художественного оформления.

Шествия

Нет ничего более плохого и более смешного, чем современные шествия. Им недостает как свободы, так и уверенности, взаимосогласованности целостности и дополнительных элементов, например, костюмов с общим фоном церемонии.

Искусством организации шествий владели древние: ребячеством было бы утверждать, что они унесли с собой секрет той красоты, которая каждому движению придавала прелесть и уместность; это - миражи истории, которых следует остерегаться. Они достигали намеченной цели благодаря знанию и последовательному соблюдению основных правил, которых и мы могли бы придерживаться без особого труда. Первое из них - это умеренность, а если необходимо, то и полный размах в организации шествий. Второе правило - умение ограничивать шествие рамками, которые были для него предусмотрены. Нам несомненно недостает арок, лестниц, террас... но что мешает их построить?

Современный архитектор в определенной степени утратил умение "использовать разницу уровней". Но не надо создавать Парфенон, чтобы обрести это умение: достаточно и Версаля. Правда, и это не обеспечит совершенство шествий. Нужно прежде всего, чтобы каждый из его участников умел сыграть до конца свою роль и кроме того делал это с удовольствием. Сегодня никто кроме военных не умеет маршировать, сохраняя при этом осанку... Гражданское платье изначально сводит на нет всякую попытку достижения должного эффекта. Его может заменить спортивный костюм.

Гармония

Музыкальное оформление спортивного зрелища не имеет ничего общего с проблемами, с которыми сталкиваются организаторы музыкальных фестивалей на свободном воздухе. Они должны располагать мощными оркестрами и большими хорами, поскольку музыка, будучи единственным основанием таких встреч, требует того, чтобы на ней было сконцентрировано все внимание и энергия, тогда как во время спортивных мероприятий она является лишь орнаментом, украшением. Намного большее значение здесь имеет ритм, а не сила звуков. Следует избегать ритмов чрезмерно веселых, вульгарных и тем более банальных. Ритм серьезный, умеренный вызывает куда больший эффект. Располагая медными инструментами, нужно устанавливать их на таком расстоянии от зрителей, чтобы умерить агрессивное звучание этих инструментов. В то же время, имея небольшую группу певцов, следует приблизить их к зрителям и даже, в случае необходимости, посадить их в центре трибуны.

Предпочтительнее иметь дело не с любительскими, а с профессиональными хоровыми ансамблями. Если появляется возможность соединения хорового пения со звуком охотничьих рогов, не следует этим пренебрегать. Будет достигнут самый эвритмичный эффект, какой только можно пожелать.

Вручение наград

Вручение наград - это тот фатальный подводный камень, на который можно с легкостью налететь, поскольку эта церемония чаще всего лишена престижности и с трудом противодействует банальности.

В церемонии должна участвовать группа победителей в спортивных костюмах, создающая живой образ в центре стадиона. И если мы не хотим, чтобы от этой группы молодежи, кипящей жизнью и здоровьем, чрезмерно отличалась группа "деятелей", вручающих награды, рекомендуем первой походить на вторых, а не наоборот. Упрощает дело и образование широкого полукольца у подножия трибун.

Кроме того нужно, чтобы "мастера церемонии" были бдительны и контролировали каждое движение участников этого торжества. Если случится так, что вручающие будут походить на участников, нужно с наибольшим вниманием и дотошностью наблюдать за каждым передвижением, жестом, устройством эстрады, за ведущими к ней ступенями.3

Следует избегать ненужного красноречия. Если, однако, нужно что-то сказать, пусть это будет одна короткая и связная фраза.

Праздник 16 мая 1911 г.

Организуя эти ночные торжества для чествования лауреатов уже упомянутого выше художественного конкурса, Международный олимпийский комитет хотел показать спортивному сообществу, какими средствами он располагает в той области, богатства которой никто не подозревал.

Фоном празднования послужил старый Париж, а именно внутренний двор дворца Сорбонны, чарующую красоту которого подчеркивала красота ночи. Районные гимнастические и фехтовальные общества дали актеров и статистов в количестве около 100 человек. Хоровое общество обеспечило участие хора. Небольшой профессиональный оркестр и певцы расположились среди зелени, окружающей памятники Пастеру и Виктору Гюго. Ступени между этими памятниками образовали границу сцены, в глубине которой был виден перистиль капеллы кардинала Ришелье. Ряды помещенных на земле электрических ламп, а также несколько костров давали требуемую игру света. В той части, которая была предназначена для публики и находилась в темноте, были поставлены простые садовые стулья. На сцене не было ни декораций, ни вспомогательного инвентаря. 100 участников в обычных тренировочных костюмах, держа в руках факелы и пальмы, стали полукругом около атлетов, которые, почти обнаженные, очень медленно выполняли комплексы простых упражнений... В течение этого вечера, разнообразную программу которого здесь не стоит описывать, несколько участников представило "moralitet", которое специально для этого случая написал Maurice Pottechera. Среди прочих действий оно включало в себя показ фехтовальных поединков. Когда после спектакля толпа медленно расходилась, звуки произведения Рамо возносились к старым историческим стенам, на которые бенгальские огни бросали потоки света. В эти незабываемые часы при минимуме затрат и при использовании самых простых средств была достигнута максимальная эвритмия.

Воспоминанием об этом прекрасном спортивном спектакле мы и закончим краткий очерк связи спорта и искусства, а заодно и наше путешествие по стране спортивной педагогики.


* Перевод работы Пьера де Кубертена "L’art et le sport" (Pedagogie sportive, Paris, 1922), помещенной на польском языке в: Almanach II, 1987/1988. - Polski Komitet Olimpijski, Polska Akademia Olimpijska, pp. 28-32. - русский перевод М.Я.Сарафа.

1 Именно такова была тема организованного Международным Олимпийским Комитетом в Париже в 1911 г. конкурса, лауреатами которого стали Monod и Laverniere, архитекоторы из Лозанны.

2 См. очерк "Декорация. Пиротехника. Гармония. Шествия", опубликованный в апрельском, майском, июльском, августовском и октябрьском номерах "Revue Olympique" за 1911 г. Позднее этот очерк был издан в виде отдельной брошюры.

3 Церемония вручения наград на Олимпийских играх обычно была неудачной за исключением прекрасно задуманных и организованных Олимпиад: IV-й Олимпиады в Лондоне в 1908 г., которой руководил король Александр, и Х-й в Лос- Анжелес в 1932 г.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кубертен, П. Искусство и спорт = [L'art et le sport] / Пер. Сарафа М.Я. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 3-8.