Результаты дискуссии участников 26-й сессии Международной Олимпийской академии на тему: "Спорт, искусство и олимпизм"

Результаты дискуссии участников 26-й сессии Международной Олимпийской академии на тему: "Спорт, искусство и олимпизм" *

Фернанд Ландри (Канада)

Тема "Спорт, искусство, олимпизм" была избрана центральной темой дискуссии на 26-й сессии Международной Олимпийской академии. Участникам сессии было предложено обсудить три группы вопросов данной темы:

1) следует ли возродить конкурсы по искусству в официальной программе Олимпийских игр? Если да, то почему и в какой форме?

2) имеется ли что-то общее между спортом высших достижений (атлетикой) и искусством?

3) какая связь существует между эстетикой и красотой?

Для дискуссии было образовано семь рабочих групп. Отчеты о дискуссиях во всех группах были обсуждены на пленарном заседании, на основе чего составлен итоговый отчет о результатах дискуссии.

В ходе дискуссии все группы пришли к согласию о том, что хотя "искусство" - не "спорт", но "спорт" (спорт высших достижений) может рассматриваться как определенная форма художественной деятельности или как "искусство".

Группы пришли к единому мнению и о том, что в отношении между "эстетикой" (как наукой или теорией о красоте) и "атлетикой" как особой формой самовыражения и совершенствования следует учитывать не только философские, но также многие культурные, этические (моральные) и иные аспекты. Несмотря на эти трудности группы выявили многие общие элементы между искусством и спортом высших достижений (атлетикой):

- обе формы человеческой активности предоставляют огромные возможности для обучения, совершенствования и самовыражения;

- обе формы имеют древние традиции, исторические корни, хотя атлетика, если ее сравнивать с искусством, более формализована и дает более строго измеряемые результаты;

- в целях совершенствования как артист, так и спортсмен ориентируются на творчество и индивидуальный стиль;

- оба процесса (т.е. спортивная или художественная деятельность) и их результаты (например, произведение искусства) демонстрируются в установленных местах перед публичной аудиторией; это стимулирует взаимодействие между спортсменом, артистом и уважающей их публикой;

- в обоих случаях существует неопределенность относительно конечного результата;

- и у спортсмена и у артиста при создании произведения искусства или в процессе спортивного выступления, когда они стремятся превзойти себя, проявляется сходное возвышенное состояние сознания и духа;

- в обеих формах деятельности наблюдается существенная взаимосвязь человеческой активности, творчества и общения: творчество для достижения поставленной цели (обычно "недостижимой") и общение в эмоционально-духовном участии зрителей (как в спорте) или публики (имеется в виду приобщение людей к искусству).

Вопрос о возможном возрождении конкурсов по искусству в официальной программе Олимпийских игр вызвал длительные и оживленные дебаты во всех дискуссионных группах. Были высказаны самые различные аргументы как "за", так и "против" этой идеи.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что игры, спорт и религиозные акции всегда, во все времена, во всех прошлых цивилизациях, в том числе и во время древних Олимпийских игр, использовались для художественного творчества и конкурсов по искусству. Было признано, однако, что из-за существенных различий в культурных образцах, в понимании красоты, а также из-за постоянной смены культур и субкультур крайне сложно вновь ввести художественные конкурсы в программу Олимпийских игр и установить те правила, по которым можно было бы достаточно строго и систематично оценивать произведения искусства, включая те, которые вдохновлены спортом.

В пользу возрождения художественных конкурсов в программе Олимпийских игр наиболее часто высказывались следующие аргументы:

- многие престижные международные конкурсы в различных видах искусства уже организуются и успешно оцениваются по тем критериям, которые обычно если и не полностью одобряются, то по крайней мере принимаются за основу (в качестве примера чаще всего приводилась Нобелевская премия за литературные произведения);

- возрождение художественных конкурсов на Олимпийских Играх вдохновило бы создание многих произведений искусства на спортивную тематику, дало бы существенный толчок развитию художественного творчества во всем мире и оказывало бы дополнительное воспитательное и культурное воздействие на зрителей и спортсменов во время проведения Игр.

В конечном итоге, однако, большинство участников сессии выступило против идеи возрождения художественных конкурсов в официальной программе Олимпийских игр. При этом были высказаны следующие аргументы:

- сама природа искусства как средства художественного выражения в рамках или посредством определенной культуры не соответствует идее международных (а значит, межкультурных) соревнований;

- трудность решения вопроса о том, какие виды искусства (среди многих возможных его форм) должны стать предметом соревнования на Олимпийских играх;

- трудность установления объективных стандартов или критериев для оценки произведений искусства, особенно на межкультурной основе;

- спортивная программа Олимпийских игр и так уже перенасыщена; многие Национальные Олимпийские комитеты испытывают существенные трудности, участвуя в Играх по полной спортивной программе; включение художественных конкурсов в программу Игр еще более увеличит эти трудности;

- если к субъективной оценке выступления спортсменов в отдельных олимпийских видах спорта (гимнастика, фигурное катание) добавить и субъективную оценку художественных конкурсов, это приведет к дополнительным трудностям;

- надо учитывать трудности в пробуждении интереса у известных деятелей искусства к участию в такого рода конкурсах, поскольку они будут опасаться утратить свою репутацию; их трудно убедить участвовать в соревновании, где они могут потерять больше, чем приобрести;

- для всех городов (а значит, и стран), организующих Олимпийские игры, введение художественных конкурсов в программу Игр породит дополнительные трудности, связанные с костюмами артистов, их переездом, расселением, безопасностью, страхованием и т.д.

В результате дискуссии большинство участников 26-й сессии МОА не поддержали идею возрождения художественных конкурсов в официальной программе Олимпийских игр. Однако было достигнуто четкое взаимопонимание и по вопросу о том, что следует всячески поощрять организацию национальных фестивалей, выставок и других культурных мероприятий, активизируя эту работу во время Олимпийских игр. Признано необходимым расширение сотрудничества МОК, НОКов и средств массовой информации для сближения спорта с искусством.

Учитывая весь комплекс факторов, действующих в рамках современного олимпийского движения, участники дискуссии пришли к выводу о том, что вопрос о возрождении художественных конкурсов в программе Олимпийских игр нуждается в дальнейшем серьезном изучении с учетом всех связанных с ним аспектов и проблем. МОК и комиссии МОК по культуре было рекомендовано провести дополнительные консультации с экспертами и деятелями искусства по вопросу о поиске тех практических акций, которые могли бы быть осуществлены в рамках олимпийского движения для развития искусства без дополнительных осложнений, связанных с трансформацией традиционной программы Игр.


* Перевод доклада: Fernand Landry. Conclusions of the discussion groups: Second subject "Sport, Art and Olympism" // International Olympic Academy, twenty-sixth session, 3rd-18th july 1986, pp. 295-298.

Доклад печатается с сокращениями. Переводчик - В.И.Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ландри, Ф. Результаты дискуссии участников 26-й сессии Международной Олимпийской академии на тему: "Спорт, искусство и олимпизм" = [Conclusions of the discussion groups: Second subject "Sport, Art and Olympism"] / Сокр. пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 15-18.