Театр спорта и движений: Материалы для практики

Театр спорта и движений: Материалы для практики *

Г. Майклз, Х. Фангер, А. Мельхиор (Германия)

Что такое театр спорта и движений?

Театр спорта и движений отличается от других форм театра не только тем, что в нем играют спортсмены. Кроме этого он ставит движение и /или спортивную активность в центр всей инсценировки.

В соответствии с этим театром спорта и движений можно считать такую активность, которая:

  • связана с использованием спорта и других форм движения при создании зрелища и
  • стремится достигнуть осознанного и выразительного движения.

Схема 1

Театр спорта и движений

"Фабрика грез (Traumfabrik)" Регенсбурга и Институт музыкальной и танцевальной педагогики Немецкой Высшей спортивной школы Кельна развили педагогические концепции, связывающие театр спорта и движений с соответствующими методическими разработками и художественными сценариями. В Кельне была разработана модель театра движений (ее авторы: Schmolke, Langhans и Tiedt), а в Регенбурге - театра спорта (автор - Pawelke).

Театр спорта

Регенбургская Фабрика сновидений понимает спортивный театр как своеобразное объединение спортивной и художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, языковой, театральной) в единое комплексное представление, причем, сценарий, драматургия, освещение и звук рассматриваются как равнозначные элементы наряду с отдельными музыкально-эстетическими явлениями. Практически проверяются те способности исполнителя, которые формируются сценически. Обучение определенным способностям, например, из области пантомимы, игры теней, клоунады и акробатики, расширяет спектр его возможностей.

Театр движений

В центре внимания театра движений - развитие "языка движений". И только в том случае, когда этот театр выносится на сцену перед большой публикой, определенное значение приобретают такие аспекты, как сценический образ, освещение и т.д. В педагогическом плане он рассматривается прежде всего как элемент двигательного воспитания, которое по своей сущности неразрывно связано с художественно-эстетическими элементами. Театр движений ориентируется, следовательно, не на специальные спортивные способности исполнителей, а на игру с движением.

Схема 2

Театр спорта

спортивно-педагогическая концепция проекта "Фабрика грез" Регенсбурга с 1980 г.

Объединение спортивного и художественного элементов в единое комплексное действие

 

Равнозначные элементы: изображение - освещение - драматургия -  звук

Исходный методический пункт - использование наличных способностей и дальнейшее их развитие с помощью:
- пантомимы
- игры теней частей тела
- театра движений клоунады
- акробатики


Цели / Ориентация:

- ориентация на проект
- беседа с публикой
- изменение понимания спорта

Театр движений

спортивно-педагогическая концепция Института музыкальной и танцеваль ной педагогики Немецкой Высшей Школы в Кельне с начала 50-х гг.

Нахождение новых двигательных ситуаций, которые на основе ассоциаций ведут к сценическому представлению

Все элементы подчинены движениям  актера

Исходный методический пункт - проведение подвижных игр, создание двигательных и игровых ситуаций на определенные темы, напр.:
- движение и музыка
- движение и объект
- движение и язык
и расширение диапазона движений посредством, например:
- пантомимы
- игры теней
- акробатики

Цели / Ориентация:

- развитие способности к осознанным и выразительным движениям
- коммуникативная способность

Наряду с нахождением двигательных возможностей посредством импровизации и игровых или двигательных задач в театре движений можно обучать определенной технике поз и движений, которая расширяет диапазон движений и тем самым - выразительные способности исполнителя. Дополнительно актеры осваивают элементы пантомимы (напр., передвижение, поднятие, ходьба), танца (напр., от ритмики движений до танца), акробатики, жонглирования, клоунады и демонстрации фокусов.

Хотя театр движений и делает акцент на "языке движений", это, однако, не означает, что слова заменяются движением. "Язык движений" имеет свои собственные законы и правила и в театре движений этот язык раскрывается, развивается и выражается в сценической игре актеров. Благодаря информации, ассоциациям и сигналам, которые направлены на публику и подчиняются сценической драматургии и динамике, эта структура игровых движений становится театром.

Остается добавить, что концепции театра спорта и театра движений не отличаются по своим педагогическим целям. Обе концепции требуют творческого обращения с движением и развивают способность к импровизации. Тем самым они являются важным элементом меняющегося спорта и расширяют игровые возможности движения...

Что нужно для создания театра спорта и движений

В отличие от традиционных видов спорта (волейбол, гандбол и др.) театр спорта и движений не требует каких-то особых спортивного или гимнастического помещения. Для театра может использоваться любое более или менее обширное помещение.

Для театра с 15 актерами требуется помещение примерно со следующими параметрами:

- не меньше, чем 10 х 15 м;

- светлое и без помех (напр., без проходных комнат, соседней музыки, шумов и т.д.);

- с чистым, не холодным полом;

- наличие матов, музыкальных инструментов, магнитофона;

- наличие набора предметов - мяча для жонглирования, гимнастической палки и др.;

- высота потолка не менее 3,5 м, позволяющая выполнять акробатические элементы...

Принципы и методы работы театра движений

Работа в театре движений связана прежде всего с обучением определенным видам и технике движений. Для этого наиболее эффективными являются методы имитации. Самый трудный момент в обучении определенным движениям всегда заключен в индивидуализации движений.

"Игра с движением" составляет центральный методически-дидактический пункт. Известные движения и техники их выполнения видоизменяются в различных ситуациях; тем самым открываются, изменяются и варьируются новые движения.

Театр движений использует также креативные методы и импровизацию. Новые движения и связанные с ними переживания могут использоваться для импровизаций на определенную тему, задачу или музыку в работе с группой или отдельным актером.

Имровизация

Импровизация не означает, что все актеры бесцельно двигаются или что учитель опирается на непроверенную ранее практику.

Импровизация - важная составная часть процесса нахождения и апробирования движений и игровых действий. Для нее характерно экспериментирование, анализ отдельных случаев и импульсов, реагирование на полученные результаты и самостоятельное планирование. Особенно важна работа с группой. Учитель (руководи-тель) выступает в этом процессе в качестве советчика, который побуждает, стимулирует и помогает. Он провоцирует возникновение определенных идей и задумок, используя определенные ограничения (не предписания) и стимулы.

Двигательные и игровые задачи

В работе с импровизацией помогает постановка двигательных задач - на применение и изменение движений в самых различных ситуациях. Игровые задачи помогают направить импровизацию в нужном тематическом направлении. Они помогают использовать на сцене вновь открытые и сформированные движения.

Что означает двигательная задача? При обучении определенному движению и технике его выполнения очень важно, чтобы ученик четко представлял себе, как это движение должно выглядеть. Ведь имеется правильное и ошибочное выполнение движения, например, в спортивной технике.

В двигательной задаче нет правильного и ошибочного решения. Двигательная задача должна дать ученикам возможность найти и проверить новые решения. Но это не означает, что они должны бесцельно двигаться.

Двигательные задачи указывают правила игры и пограничные условия, в рамках которых заключено решение задачи. Так например, в задаче: "Все бегают; при встрече кого-либо надо коснуться его, а затем продолжить бег" указываются определенные рамки двигательной активности учеников: они все должны бегать, никто не должен ходить или стоять. Но остается открытым вопрос о том, как они должны касаться друг друга, как часто встречают партнера и какие части тела используют при касании. Здесь возможны различные варианты. Введение определенных ограничений и дополнений создает богатое разнообразие возможных решений. В указанной задаче может быть использовано, например, ограничение, что ученики при касании не должны использовать руки.

Исходный пункт задачи - переход от бега к касанию. Ученики пытаются найти решение этой задачи. Эти поиски - не просто мыслительный процесс. Решение находится и развивается в движении. Возможность решения зависит от индивидуальных, субъективных особенностей учеников и тех идей, которые появляются в процессе их общения друг с другом.

Цель двигательной задачи состоит в том, чтобы увести учеников от тех стереотипных двигательных решений, которые им известны и которыми они владеют. Предоставляется, следовательно, возможность поиграть с известными двигательными вариантами и найти новые формы или комбинации движений.

При этом руководитель должен хорошо знать физические и двигательно-технические возможности своей группы, чтобы правильно поставить двигательные задачи. Для некоторых групп допустимы двигательные задачи с акробатическими элементами. Для слабо обученных групп с помощью точных "правил игры" и ограничений должно быть задано относительно небольшое игровое пространство действий, чтобы они легко могли решить, как им действовать. Для опытных групп, желающих экспериментировать, напротив, часто достаточно лишь самых общих ограничений. В приведенном выше примере в этом смысле достаточно, например, поставить такую задачу: "Найдите по возможности необычные, остроумные способы; попробуйте различные варианты". Набор игровых действий остается здесь открытым, но так как ученики привыкли к поиску, у них не возникает неуверенности.

Что означает игровая задача? Двигательная задача помогает найти и сформировать определенные движения. Игровая задача помогает поставить задачу, в которой на первом плане стоят определенные рамки действий в процессе игры. Игровая задача может быть связана с ассоциациями и игровыми идеями, которые возникают при использовании или отказе от использования, например, бытовых движений, обычных предметов и приспособлений. Она возникает из тех связей, в которые включается то или иное движение. Для иллюстрации снова используем пример с "касанием". На основе этой двигательной задачи можно поставить различные игровые задачи, например: "длинная очередь в кассу кинотеатра" или такую фантастическую, абстрактную ситуацию: "переполненный аквариум с тысячами рыбок". В этом смысле нет никаких границ и пределов фантазии участников и руководителя.

В игровой задаче создаются ситуации и рамки, в которых ученики могут двигаться и применять найденные двигательные решения. Эти задачи решаются с помощью партнеров на основе их объединения в малые группы в ходе игрового действия, опробования в определенных сценариях, игровых импровизациях. Ученики должны найти, сформировать, опробовать, изменить собственное режиссерское решение в рамках игровой задачи.

Для неопытных групп важно задать точные рамки игровой задачи. Формулировка: "Разыграем ситуацию летней распродажи товаров" является в этом плане недостаточно точной. Более точной игровой задачей будет такая: "Идет летняя распродажа. Вы находитесь в универмаге перед столом с вещами. Один из вас - продавец, другие - покупатели. Большая давка. Все хотят быть первыми в кассу. Вас толкают, тискают. Наконец, один из вас оказывается впереди. Что происходит в этот момент?" Более опытная группа должна развить эту игровую задачу, например, создать определенные типы покупателей и разыграть упомянутую сцену или создать совсем иную, но связанную с летней распродажей.

Руководитель выступает как советчик, который помогает напоминаниями о тех идеях и движениях, которые использовались ранее. Он наблюдает за работой отдельных групп, дает советы тем из них, у кого не получается решение, побуждает к экспериментированию и в случае необходимости дает новые игровые идеи. При этом он должен учитывать разную скорость работы групп и не нарушать этот процесс своими советами.

Программа работы театра движений не строится по какой-то жесткой методической схеме. Существует много возможностей связать воедино различные рабочие принципы. Указанный выше пример с "касанием" предлагает путь от двигательной к игровой задаче. Но могут быть и иные варианты, связанные с тем, что сначала импровизируют на определенную тему, музыку и т.д., затем переходят к определенным упражнениям и двигательным задачам и в заключение - к игровой задаче.

Последовательность фаз: упражнения, двигательная задача, игровая задача, импровизация и т.д. всегда зависит от изучаемой темы, а также от состава группы. Перед каждым занятием руководитель должен решить, что требуется в первую очередь для группы - разучить упражнение, импровизация или соответствующая двигательная задача. В этом плане он должен опираться на свои наблюдения за группой и выработать правильное решение.


* Michels H., Fanger Ch., Melchior A. Sport- und Bewegungs-theater. Materiaien fur die Praxis. - Landessportbund Nordhein-Westfahlen, Kultusministerium Nordhein-Westfalen.

Вниманию читателей представлены лишь некоторые разделы этой работы. Переводчик - В.И.Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Майклз, Г. Театр спорта и движений : Материалы для практики = [Sport- und Bewegungs-theater : Materiaien fur die Praxis] / Сокр. пер. Столярова В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 94-100.