НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

И.П. Дегтярев,
кафедра бокса

Цель работы - уточнение диалектики основных положений, взаимоотношений и закономерностей проблемы универсализации и специализации тренировочных средств.

Проблема универсализации и специализации биологических объектов различного уровня организации является одной из наиболее актуальных научных областей и изучается значительным количеством научных дисциплин, в числе которых диалектическая философия, эволюционная биология, нейрофизиология ВНД, физиология животных и человека, психология и др.

Достижение уровня физического развития и тренированности спортсменов связано с применением различного вида универсальных (общеподготовительных, специально- подготовительных) и специальных т.н. основных упражнений (Л.П. Матвеев, 1977 г.).

Известно, что в случаях неоптимального варьирования в тренировочном процессе общеподготовительных, специально-подготовительных и основных (специальных) средств, имеющих преимущественную схожесть с соревновательными упражнениями, при одной и той же нагрузке; у спортсменов будут создаваться различные тренировочные эффекты, а также различная структура тренированности.

Анализ практики подготовки и особенно в ударных видах спортивных единоборств, показывает примеры форсированного и далеко не всегда обоснованного повышения специализированности тренировочного процесса, как едва ли не главного и единственного направления дальнейшего роста результатов. Вместе с тем, в многочисленных исследованиях установлено, что специализация выступает как фактор адаптации на основе интенсификации ограниченного количества функциональных структур, в ходе которых, возникает специфическое отношение, ограничивающие возможности к перестройкам организмов биосистем в ближайшем и будущем (Р.В. Жердев, 1972 г.). Известны примеры, когда в процессе специализации моменты дисгармоничности развития биосистемы могут нарастать так сильно, что последняя становится все менее пластичной (Р.В. Жердев, 1972 г.).

Возникаемая "разбалансированность" в неоптимальном использовании общеподготовительных, специально- подготовительных и специальных средств отражается на уровне подготовленности спортсменов.

Установлено, например, что в случаях уменьшения объема использования неспецифических упражнений до 10 - 15% за счет увеличения специальных, наблюдается снижение функциональных возможностей волейболистов и менее эффективное выполнение специализированных упражнений в игровых ситуациях. В то же время, при повышенных объемах применения неспецифических упражнений, происходит снижение функции зрительного и слухового анализаторов, приводящих к замедленному реагированию на движущийся объект (Л.П. Айрапетьянц, 1992 г.).

Особенно важное значение эта проблема занимает в видах ударных единоборств (бокс, кик- боксинг, каратэ, тхейквандо и др.), характерных высокой экстремальностью действий,. Повышенным фактором риска и высокой психической напряженностью (И.П. Дегтярев, 1985 г.).

Специфическая особенность действий соперников в ударных единоборствах протекает в условиях постоянного стрессового воздействия - угрозе получения точного удара. В этой связи, уменьшение общеподготовительных и специально- подготовительных средств, ведет также к увеличению напряженности тренировочного процесса, уменьшению возможностей (так необходимым единоборцам высокой квалификации) активного отдыха и переключений спортсменов на другие психоэмоциональные виды деятельности, которые создают "разрядку".

Заслуживает особого внимания мысль, высказанная одним из научных патриархов отечественного спорта Н.Г. Озолиным еще в 1972 году, который считает, что при грамотном планировании подготовки спортсменов, одних и тех же тренировочных эффектов можно достигнуть не только за счет использования специальных средств, но что особенно важно с помощью целенаправленно подобранных специально- подготовительных и общеподготовительных упражнений.

Специализация представляет собой направление развития в сторону образования адаптации узкого значения (А.Н. Северцев, 1934 г., И.И. Шмальгаузен, 1946 г., Л.П. Матвеев, 1967 г.).

Установлено также, что чрезмерная специализация уменьшает приспособляемость организма (А.А. Логинов, 1979 г., В. Грант, 1980 г.).

Появление нового качества в биосистеме оказывается уже в определенной мере подготовленным предыдущей стадией развития и деятельности (Г.А. Югай 1976).

Чем уже и однонаправленней планируется тренировочная деятельность в угоду текущим задачам и целям подготовки, тем меньше у спортсменов будет формироваться резервных адаптационных способностей, которые могут быть использованы уже в ближайшем будущем (И.П. Дегтярев, 1985 г.). В специальной литературе неоднократно отмечается, что специализации присуще самоограничение (Б. Гексли, 1942 г. и др.).

В этой связи, одно из приоритетных направлений, и особенно в сфере спорта высших достижений, приобретает сформулированная академиком К.М. Завадским (1966 г.) концепция об "оптимальной адаптации", достаточной и необходимой, чтобы специализация не была бы препятствием адаптивных перестроек в будущем.

Результаты предварительных исследований (сильнейшие боксеры СДЮШОР и ШВСМ г. Москвы) показывают, что при завышенном преобладании в тренировочном процессе специальных средств и формирования, как можно полагать, вследствие этого, ограниченного адаптационного резерва, наблюдается более ограниченный локальный перенос эффектов тренированности с обще развивающих контрольных заданий (бег на 30, 60, 1500 м., отжимание, подтягивание, прыжки в длину с места, толкание ядра, кистевая динамометрия) на специальные (модифицированный тест М.П. Савчина по определению специальной работоспособности боксера); в связи более узкого "фундамента" и снижения уровня разносторонней физической подготовленности.

В заключение могут быть сформулированы следующие предварительные выводы.

  • Подготовленность единоборца, отражающая процесс его становления в тренировочной и соревновательной деятельности, прежде всего, следует всегда понимать как оптимальное соотношение применения общеподготовительных и специальных средств, как комплексное и всестороннее совершенствование его физических возможностей.
  • Ориентирование тренеров на не всегда обоснованное повышение специализированности тренировочного процесса, как можно полагать, является менее перспективным; так как приводит к созданию у единоборцев ( в сравнении со средствами разностороннего воздействия) меньшего адаптационного резерва, а также более быстрого развития нервно- психической напряженности и утомления.
  • В процессе многолетней подготовки спортсменов различной квалификации, на каждом из этапов тренер должен придерживаться условно выбранной "меры" применения общеразвивающихся и специальных средств, ниже которой не целесообразно опускаться.

Литература

1. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх. Автореферат дисс.доктор.пед.наук. М., 1992, -41 с.

2. Грант В. Эволюция организмов. -М.: "Мир", 1980 г.- 265 с.

3. Дегтярев И.П. Тренированность боксеров. Киев: Здоровье, 1985 г.-137 с.

4. Жердев Р.В. Специализация как направленное развитие. Автореферат дисс.канд.филосов.наук. -Л: 1972., -25 с.

5. Завадский К.М. Основные формы организации живого // Философские проблемы современной биологии. -Л: Из-во АН СССР, 1966 г., -С 33- 36.

6. Логинов А.А. Гомеостаз. Философские и обще методологические аспекты -Минск: Высшая школа, 1979, -С.147

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991, -532 с.

8. Озолин Н.Г. С грифом "срочно". //Сов. Спорт 1972. - 24 мая

9. Северцев А.Н. Главные направления эволюционного прогресса. М-Л.: АН СССР, 1934, -С.84.

10. Теория и методика физического воспитания. Т.1 Общие основы теории и методики физического воспитания: Уч. для ИФК (под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. -М: Физкультура и спорт: 1976. -295 с.

11. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции (теория стабилизирующего отбора) -М-Л: АН СССР, 1946. -386с.

12. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. -М.: Наука, 1982, 398с.

13. Югай Г.А. Развитие как единство изменения и сохранения (на материалах биологии.// Научные доклады высшей школы., 1079 г. -№4, -С. 31.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дегтярев, И.П. Некоторые методологические аспекты проблемы оптимизации тренировочных средств в ударных единоборствах // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 3. - С. 15-18.